СОШ 8 Подольск, стихи о детстве и юности Зевса
Стихи о юности Зевса









Семен Венцимеров

Семен Михайлович Венцимеров (1947-?) — автор восьми поэтических книг, лауреат и призер многих поэтических конкурсов, журналист.
Родился в Черновцах, окончил факультет журналистики МГУ, ранее жил и работал на радио и в газетах Новосибирска, сейчас живет в Нью-Йорке.

Ахейские сказания. Крон. (отрывок)

Но средь богов и средь людей
Крон всех сильнее и лютей.
Мечтает свергнуть Крона мать,
Но остается ждать и ждать.

Дано прозренье: лишь один
Сильнее Крона — Крона сын.
О том прозренье знает Крон
И потому, не медля, он —

Лишь отпрыска жена родит —
Его проглатывал... Сидит
Потомство в чреве у отца —
Жена горюет без конца:

Пять прочих титанесс-матрон —
В кругу детей... Жестокий Крон!
Он пятерых отправил в зев,
Рождая в сердце Реи гнев.

Мы назовем ее детей.
Так: Гестия, Деметра... Ей
Последовала Гера в пасть,
Затем Гадес — (Отцова власть!) —

И пятый — (жалко!) — Посейдон.
Супругу — Рею ранит Крон.
Та к Гее с жалобой идет.
Нет, не напрасно Гея ждет —

Видать, пришел заветный час.
— Сын Крона отомстит за нас.
На ухо Рее дан совет —
Готовься, Крон держать ответ!

Шестого Рея родила.
Послушно Крону подала,
Как если б то был новый сын —
В пеленках камень. Господин

Его привычно проглотил,
А юный бог восхищен был
И увезен на остров Крит,
В пещере от отца укрыт.

Куреты шумные кругом
Пещеры хороводят... Гром —
Удары их мечей о щит...
И не слыхать, когда пищит

Младенец Зевс, впадая в плач.
Прячь, Рея, сына-бога, прячь,
Дай богу время подрасти,
От злого Крона всех спасти.
Растет в пещере месть отцу.
Сказанье подошло к концу.


Ахейские сказания. Зевс. (отрывок)

Сказанье новое начнем.
Растет на Крите день за днем
Бог-мститель, нимфами храним —
Идеей, Адрастеей. С ним

Всегда — волшебная коза —
Ах, Амалфея, егоза!
Зевс — ясно, бог — неутомим.
Попрыгать и побегать с ним

Готова наперегонки.
Наперечет все уголки
Избегали в пещере с ней,
Подружкой игр и затей.

Она ж и кормит — чудный дар:
Из рога левого — нектар,
Из правого — амброзия
Течет из рога козьего —

Питье и пиша для богов,
Чтоб был сильнее всех врагов.
Со склонов Дикты — дикий мед
Носили Зевсу пчелы. Вот,

Вкушая пищу ту с питьем,
Зевс — словно бы не день за днем,
А год за годом пронеслись —
Стремительно тянулся ввысь —
В свой срок покинул тайный кров,
Как бог — силен, высок, здоров.
И нимфам, выйдя за порог,
Козы волшебной дарит рог —

Случайно отломил в игре.
Он — бог. ему и грех — не грех.
Рог дивный полон разных благ,
В нем их не исчерпать никак.
Коза волшебною была,
Но все ж однажды померла.
Из козьей шкуры Зевс кроит
Эгиду — спереди прикрыт

Надежней ею, чем щитом.
Неуязвим теперь. Учтем,
Что даже Крона мощь и власть —
Ему ж в два счета в ярость впасть —

Эгиду козью не пронзит.
Владыка Зевса не сразит.
Зевс в силе, стало быть нужна
Младому богу и жена.

В супруги Зевс Метиду взял
И, право, здесь не прогадал:
И рассудительна она,
И благонравна, и верна.

Оставшись с мужем тет-а-тет,
Желает Зевсу дать совет:
— На Крона не ходи один:
Сын неба — сильный властелин.

Титаны с ним в одном строю —
Умножь пред схваткой рать свою.
Нужны союзники в борьбе,
Позволь, я помогу тебе.

Метида к Крону: дескать, бог,
Есть в мире чудный корешок.
Его не ведает никто,
А пожуешь — и сил раз в сто

Умножит всемогущий бог.
Крон верит: — Дай мне корешок!
Вершит Метида свой обман:
Крон пожевал — его дурман

В мгновение лишает сил,
Стал слабым, кто сверхсильным был —
И подступает тошнота.
Крон извергает изо рта

Детей, которых проглотил
И камень, что подменой был,
Спасая Зевса тем судьбу.
Зевс выступает на борьбу,

Возглавив братьев и сестер.
Крон видит: бесполезен спор —
И, отдавая власть, бежал.
Так Зевс владыкой мира стал.

А мы поименуем здесь
Сестер и братьев вновь: Гадес,
Иначе говоря, Аид —
Его настолько страшен вид,

Что мигом взор отводит всяк,
И человек, и бог. Никак
Никто не в силах лицезреть,
А смертный должен умереть.

Второй из братьев — Посейдон.
Морями править призван он.
Богиня Гестия берет
Гостеприимство в круг забот,

Деметра — плодородие.
Всех обозначил вроде я?
Нет, есть и Гера, госпожа.
Зевс, в первый раз совет держа,

Решает, что разделит власть,
Дав каждому той власти часть.
Сестер и братьев оделив,
Зевс доказал, что справедлив.


Гесиод

Гесиод — древнегреческий поэт, творивший примерно в конце VIII — начале VII века до нашей эры. Ему принадлежит поэма «Теогония» (иначе именуемая «О происхождении богов»), посвящённая теме проис­хождения мира и богов. Становление мира изоб­ражается поэтом как смена нескольких поколений богов, заключительным этапом чему является утверждение власти Зевса, победившего Титанов и чудовищ прошлого. Вместе с тем, в мифах Гесиода содержится огромное количество архаизмов или интересных деталей, не встречающихся в других источниках. Среди таковых — миф о рождении Зевса.

Рождение Зевса

Но наконец, как родить собралась она Зевса-владыку,
Смертных отца и бессмертных, взмолилась к родителям Рея,
К Гее великой, Земле, и к звёздному Небу-Урану —
Пусть подадут ей совет рассудительный, как бы, родивши,
Спрятать ей милого сына, чтоб мог он отмстить за злодейство
Крону-владыке, детей поглотившему, ею рождённых.
Вняли молениям дщери возлюбленной Гея с Ураном
И сообщили ей точно, какая судьба ожидает
Мощного Крона-царя и его крепкодушного сына.
В Ликтос послали её, плодородную критскую область,
Только лишь время родить наступило ей младшего сына,
Зевса-царя. И его восприяла Земля-великанша,
Чтобы на Крите широком владыку вскормить и взлелеять.
Быстрою, чёрною ночью сначала отправилась в Дикту
С новорождённым богиня и, на руки взявши младенца,
Скрыла в божественных недрах земли, в недоступной пещере,
На многолесной Эгейской горе, середь чащи тенистой.
Камень в пелёнки большой завернув, подала его Рея
Мощному сыну Урана. И прежний богов повелитель
В руки завёрнутый камень схватил и в желудок отправил.
Злой нечестивец! Не ведал он в мыслях своих, что остался
Сын невредимым его, в безопасности полной, что скоро
Верх над отцом ему взять предстояло, руками и силой
С трона низвергнуть и стать самому над богами владыкой.
Начали быстро расти и блестящие члены, и сила
Мощного Зевса-владыки. Промчались года за годами.
Перехитрил он отца, предписаний послушавшись Геи:
Крон хитроумный обратно, великий, извергнул потомков,
Хитростью сына родного и силой его побеждённый.
Первым извергнул он камень, который последним пожрал он.
Зевс на широкодорожной земле этот камень поставил
В многосвященном Пифоне, в долине под самым Парнасом,
Чтобы всегда там стоял он как памятник, смертным на диво
Братьев своих и сестёр Уранидов, которых безумно
Вверг в заключенье отец, на свободу он вывел обратно.
Благодеянья его не забыли душой благодарной
Братья и сёстры и отдали гром ему вместе с палящей
Молнией: прежде в себе их скрывала Земля-великанша.
Твёрдо на них полагаясь, людьми и богами он правит.

Афанасий Фет

Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892), русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН. Насыщенные конкретными приметами картины природы, мимолетные настроения человеческой души, музыкальность: «Вечерние огни». Многие стихи положены на музыку.

Зевс

Шум и гам — хохочут девы,
В медь колотят музыканты.
Под визгливые напевы
Скачут, пляшут корибанты.

В кипарисной роще Крита
Вновь заплакал мальчик Реи,
Потянул к себе сердито
Он сосцы у Амальтеи.

Юный бог уж ненавидит,
Эти крики местью дышат,
Но земля его не видит,
Небеса его не слышат.

Вячеслав Иванов

Иванов Вячеслав Иванович (1866-1949), русский поэт-символист, философ, переводчик, драматург, литературный критик, доктор филологических наук, один из идейных вдохновителей «Серебряного века».

Зевс

                Амалфея! Амалфея!
                Матерь — Дойная Коза!
                У Идейской у пещеры
                Ты скакала по скалам,
                В тайнике горы лелея
                Сына мощного небес.

                Тучи пологом клубили
                Невод огненным орлам;
                Проростала камни:серы
                Виноградная лоза;
                А куреты звонко били

                В меднозвучные щиты,
                Заглушали крик ребенка, —
                И троих вспоила ты:
                Два питомца — два козленка,
                Третий вскормленник — Зевес.

Ныне ж и ты, и козлята — в струях эфирных,
            На? небе звездном — блаженные звери.
На шкуре твоей написание правд предмирных
            Зевс начертал: по священной Дифтере
Учится тайнам певец, чьих гимнов крылья
            Носят его буреносней Борея.
Дан Нимфе таинственной рог твой, Рог Обилья,
                  Мать-Амалфея!