Автопортрет и фото Бакста
Бакст (Розенберг) Лев Самойлович (Lev Bakst) (1866-1924), русский театральный художник и график.
Родился в Гродно в семье мелкого коммерсанта. Детство его прошло в Петербурге, где жил дед, «парижанин Второй империи», любивший светскую жизнь и роскошь. Еще мальчиком он увлеченно разыгрывал перед сестрами придуманные и поставленные им самим пьесы, а в двенадцать лет вышел победителем в гимназическом конкурсе на лучший портрет Жуковского. Однако отец не понимал увлечений сына, и долгое время мальчику приходилось рисовать тайком или по ночам. Наконец, чтобы разрешить сомнения, рисунки Бакста послали в Париж скульптору Марку Антокольскому, а тот рекомендовал ему учиться дальше. В 1883 году Лев поступил вольнослушателем в Академию художеств. Подружившись с Альбертом Бенуа, он увлекся акварелью. Близко сошелся он и с Валентином Серовым, который в это время учился в Академии художеств.
Бакст подрабатывал, иллюстрируя книги и журналы. Впервые представил свои работы на выставке в 1889 года, приняв в качестве псевдонима сокращенную фамилию бабушки по матери (Бакстер).
С середины 1890-х примкнул к кружку писателей и художников, объединившихся вокруг Дягилева и Бенуа, и в дальнейшем стал одним из инициаторов создания журнала «Мир искусства». Графические работы для этого журнала принесли Баксту известность. Он внес волнистую линию модерна и восточное пристрастие к плоскостному рисунку и ярким краскам. Продолжал заниматься и станковой живописью, исполнив множество портретов известных писателей и художников — Левитана, Сомова, Розанова, Белого, Гиппиус, Балакирева, Бенуа . . .
По необходимости содержать семью, — овдовевшую мать и малолетних братьев и сестер, Бакст стал учителем рисования детей великого князя Владимира, а в 1902 году получил от царя заказ — изобразить «Встречу русских моряков» в Париже. Период с 1893 по 1899 годы провел в Париже, при этом часто наезжая в Петербург.
В 1898 году Бакст выставляется на первой выставке русских и финляндских художников, устроенной Дягилевым, а с 1899 года принимает постоянное и деятельное участие в выставках «Мира искусства», в выставках «Secession» в Мюнхене, а также различных художественных выставках в Праге, Венеции, Риме, Брюсселе, Берлине.
В 1907 году Бакст вместе с Валентином Серовым отправился в Грецию и на Крит. Античность Бакст воспринимал с точки зрения символизма и модерна. Своеобразным итогом его размышлений об античности можно считать имевшую довольно шумный успех картину «Древний ужас» с архаической Афродитой на первом плане. На полотне изображалась сцена мировой катастрофы.
Все «мирискусники» страстно любили театр. Летом 1910 года Бакст отправился в Париж, чтобы работать над декорациями спектаклей дягилевских «Русских сезонов». К концу 1900-х годов Бакст ограничил себя работой в театре, благодаря которой вошел в историю как выдающийся театральный художник. Позднее художник делал театральные костюмы для артистов (например, для Анны Павловой). Он стал ведущим художником «Русских сезонов» Дягилева, и создал декорации и костюмы к балетам «Клеопатра», «Шехерезада» и «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя», поражавшие зрителей фантазией, сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов, новыми и смелыми сочетаниями красок.
Обладая необычной фантазией, Бакст умел гармонично комбинировать материалы, мог в одном костюме соединить ткани с резко отличающимися фактурами. Он предлагал домам тканей и мод не только модели, но и разработанные им рисунки тканей. В 1911-1914 годах именно Бакст оказал наибольшее влияние на европейских художников-модельеров.
Поэт Максимилиан Волошин так писал: «Бакст... сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках. Он с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем четким изяществом восемнадцатого века, воссоздает в балете петербургские костюмы николаевского времени и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды». Оригинальный стилизатор античных и восточных мотивов, он был одним из самых ярких представителей модерна и в театрально-декорационном искусстве, и в книжной графике, и в станковой живописи.
Все эти годы Бакст проживал в Европе, что было вызвано необходимостью находиться возле балетной труппы, а также тем, что, как еврей, он не имел вида на жительство в Петербурге. В 1914 году Бакст был избран членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств. Нараставшее напряжение в отношениях Бакста и Дягилева привели к тому, что художник был вынужден покинуть труппу.
В последние годы Бакст работал и во Франции, и в Америке, оформлял спектакли театров «Гранд-опера», «Мишель», труппы Иды Рубинштейн. Выступал и как либреттист. Продолжал писать портреты.
Умер 27 декабря 1924 года в Париже от отека легких.
Картины Льва Бакста:
Древний ужас, 1908
|
Элизиум
|
Костюм Нижинского к балету Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна», 1912
|
Карнавал, балет Шумана, 1910
|
Клеопатра, костюм для еврейского танца
|
Клеопатра, для Иды Рубинштейн
|
Клеопатра, арапчонок
|
Шехерезада, индийский юноша
|
Шехерезада, негр
|
Шехерезада, одалиска
|
Шехерезада, одалиска
|
Жар-птица, балет Стравинмкого, 1910
|
Жар-птица, костюм Тамары Карсавиной
|
Жар-птица, костюм танцовщицы
|
Нарцисс, балет Черепнина, 1911
|
Послеполуденный отдых фавна, декорации
|
Клеопатра, декорации
|
Шехерезада, декорации
|
Спящая-красавица, декорации
|
Портрет поэтессы и писательницы, Зинаиды Николаевны Гиппиус
|
Портрет художника, критика и историка искусства Александра Бенуа, 1898
|
Портрет Вальтера Нувеля, 1895
|
Портрет литератора Дмитрия Философова
|
Портрет Сергея Дягилева с няней, 1906
|
Портрет графини Келлер, 1902
|
Портрет писателя и поэта Андрея Белого
|
Портрет молодого дагомейца
|
Портрет Марии, племянницы художника
|
Портрет Андрея Бакста, сына художника
|
|