Ботичелли, фрагмент картины «Поклонение волхвов», изображающий художника
Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli) (1445-1510), итальянский живописец эпохи Возрождения. Был близок двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Большую часть произведений выполнил для флорентийской знати, монастырей, церквей и общественных зданий Флоренции.
Боттичелли родился в 1445 году во Флоренции в семье зажиточного дубильщика кож Мариано Филипепи. После смерти отца главой семьи стал старший брат, прозванный Боттичелли («Бочонок»), то ли из-за округлой фигуры, то ли из-за невоздержанности к вину. Это прозвище распространилось и на других братьев. Семья Филипепи пользовалась уважением в городе, что, позже, обеспечилo художника внушительными связями.
По соседству жила семья Веспуччи. Один из них, Америго Веспуччи, известный торговец и исследователь, именем которого названа Америка. В 1461 году по совету Веспуччи, он был послан в мастерскую прославленного художника Филиппо Липпи. После смерти Липпи, Боттичелли возвращается во Флоренцию и учится у Верроккио (в то же время у него учится и Леонардо да Винчи). К этому периоду относятся первые самостоятельные работы художника.
Позже Боттичелли сближается с семейством Медичи и группировавшимися вокруг него гуманистами. В атмосфере двора Медичи в творчестве Боттичелли усиливаются черты утончённости и аристократизма, складываются особенности индивидуальной манеры. В 1470 году он открывает свою мастерскую во Флоренции, и становится членом гильдии Святого Луки.
Первым творением Боттичелли была композиция «Сила», которую он выполнил для торгового суда Флоренции. Следующими работами (диптих «История Юдифи», «Святой Себастьян») художник завоевал доверие заказчиков и получил известность, чем привлек внимание Лоренцо Великолепного, нового правителя из могущественного клана Медичи. С этого времени, а это период расцвета, творчество Ботичелли связано с именём Медичи.
Для главного фасада церкви Санта-Мария Новелла он пишет композицию «Поклонение волхвов» — мифологизированный групповой портрет семейства Медичи.
Флоренция времен правления Медичи была городом рыцарских турниров, маскарадов, праздничных шествий. 28 января 1475 года в городе происходил один из таких турниров. Он состоялся на площади Санта-Корче, его главным героем должен был стать младший брат Лоренцо Великолепного, Джулиано. Его «прекрасной дамой» была Симонетта Веспуччи, в которую был безнадежно влюблен Джулиано и, видимо, не он один. (Красавица впоследствии была изображена Боттичелли в виде Афины Паллады.)
После этого турнира Боттичелли занял прочное положение среди ближайшего окружения Медичи. Его постоянным заказчиком становится Лоренцо Пьерфранческо Медичи, кузен Лоренцо Великолепного. Вскоре после турнира тот заказывает ему несколько работ (среди них «Весна» и «Рождение Венеры»).
В 1481 году папа Сикст IV заказал группе живописцев (среди них был Боттичелли) украсить фресками свою капеллу в Риме, которая впоследствии получила наименование «Сикстинской», по имени папы. В этой капелле Боттичелли выполнил фрески «Искушение Христа», «Сцены из жизни Моисея», «Наказание Корея». Во всех трех фресках мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.
В последующие несколько лет Боттичелли выполнил серию фресок по мотивам новелл «Декамерона» Боккаччо, создал свои знаменитые мифологические работы («Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Венера и Марс»), а также несколько алтарных композиций церквей. Боттичелли широко известен как автор многочисленных изображений мадонны. Работал и в жанре портрета.
В период потрясших Флоренцию социальных движений и мистических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются морализаторские нотки, драматизм и религиозная экзальтация («Клевета», «Оплакивание Христа», «Мистическое рождество»).
Боттичелли выполнил серию рисунков к «Божественной комедии» Данте.
Около 50 картин полностью или в значительной степени принадлежат кисти Боттичелли. Он был главой процветавшей мастерской, работавшей в тех же жанрах, что и сам мастер, в которой создавалась продукция разного качества. Многие из картин прописаны собственной рукой Боттичелли или сделаны по его замыслу.
Со смертью Лоренцо Великолепного, Боттичелли теряет славу великого художника. Он не был женат, детей у него не было. Забытый всеми, он тихо доживает свой век в доме брата Симона. В 1510 году Боттичелли умерает.
Картины Ботичелли на мифологические и античные сюжеты:
Рождение Венеры
| Рождение Венеры, пародия Энтони Брауна
|
Рождение Венеры, фрагмент
| Рождение Венеры, фрагмент
| Рождение Венеры, фрагмент
|
Весна
|
Кто, провожая изнемогший год,
Приветствует твоё рожденье, Флора —
Вся в завитках цветочного убора?
Сплетая руки, славят твой приход
Три Грации поблизости; а вот
С Зефиром нежно обнялась Аврора;
В сандалиях крылатых из простора
Гермес над юною Весной скользнёт.
Стволы безлистые — колонны храма,
Амур стрелу пускает над тобой.
Но кто ответит: тайною какой
Овеян ритуал? Кто спросит прямо:
Где вёсны прежние? Напрасно ждёт
Ответа изнемогший новый год.
(стихи художника Габриэля Россетти)
|
Подобно плоскостному декоративному узору на ковре, располагаются фигуры на картине «Весна» Боттичелли. Тонкими светлыми силуэтами отчетливо рисуются они на темном фоне густой листвы и зеленой лужайки, пестреющей цветами. В центре ее — Венера; она одета и больше похожа на флорентийскую горожанку, чем на античную богиню. По одну сторону от нее — Весна, украшенная цветами, она словно не замечает нимфы Флоры, которая прижимается к ней, спасаясь от объятий бога ветра Зефира; по другую сторону — три грации, застывшие в хороводе танца; повернувшись к ним спиной стоит полуобнаженный Меркурий; вверху летает Амур, с завязанными глазами, но готовый пустить стрелу в одну из граций.
В прихотливом сплетении и игре линий, в их плавном течении рождается, подобно музыкальной мелодии, главная тема — праздник весны и любви. Боттичелли обращается к извечным мотивам народной сказки, к образам, созданным народной фантазией и поэтому общезначимым. Разве может вызвать сомнение образный смысл женской фигуры в белом платье, затканном цветами, с венком на золотых волосах, с гирляндой цветов на шее, с цветами в руках и с лицом юной девушки, чуть смущенным, робко улыбающимся? У всех народов этот образ служил образом весны; в народных празднествах на Руси, посвященных встрече весны, когда молодые девушки выходили в поле «завивать венки», он столь же уместен, как и в картине Боттичелли.
Венера и Грации, подносящие дары девушке
| Паллада и Кентавр
|
Клевета, 1495, Уффици, Флоренция
(наведи курсор на аллегорические фигуры и узнаешь, кого они олицетворяют)
Можно удивляться, что в такой небольшой картине (62 см х 91 см) заключено столько смысла и таланта. Картина предназначена не для стены, а для хранения и рассматривания вблизи, как драгоценность.
Изображение напоминает об утерянной картине Апеллеса (самого известного в древности художника). Живописец Антифилос, от зависти к более талантливому Апеллесу, обвинил его в вовлечении в заговор против египетского царя Птолемея IV. Невинный Апеллес был брошен в тюрьму, но один из реальных заговорщиков заявил о его невиновности. Птолемей реабилитировал Апеллеса и отдал ему Антифилоса, как раба. Апеллес, все еще наполненный ужасом от несправедливости, написал вышеупомянутую картину. Боттичелли выполнил сюжет по описанию.
Картины Сандро Ботичелли на библейские сюжеты:
Юдифь
| Обнаружение тела Олоферна
| Юдифь
|
События произошли во времена царствования короля Навуходоносора.
Юдифь — богатая вдова из иудейского города Ветулия. Когда её родной город осадило ассирийское войско под командованием военачальника Олоферна, Юдифь надела лучшее своё платье и направилась в неприятельский лагерь. Олоферну, очарованному её красотой, женщина сказала, что боги открыли ей его будущее: вскоре героя ждёт блестящая победа. Три дня и три ночи пировал Олоферн, принимая Юдифь как почётную гостью. На четвёртую ночь она отсекла ему голову и бежала обратно в Ветулию, унося с собой страшный трофей. Войско Олоферна, лишённое военачальника, отправилось восвояси, и город был спасён.
Наказание Кореа, 1481
Ботичелли написаны три фрески в Сикстинкой капелле (Ватикан). В теме фрески «Наказание Кореа» — предупреждение, повторенное позже Микеланджело в «Страшном суде», что наказание Бога будет падать на того, кто выступает против его веления. Это написано в центре триумфальной арки.
Библейская история:
Моисей поднялся на гору Синай, и Бог вручил ему две каменные доски-скрижали, на которых эти заповеди были записаны. Сорок дней оставался Моисей на вершине горы, и Бог беседовал с ним, сообщая ему законы, которых следует придерживаться в жизни.
Между тем спутники Моисея ждали его у подножия горы. Дни проходили за днями, а Моисея все не было. Тогда евреи забеспокоились, усомнились в благосклонности Бога к Моисею и решили вернуться к прежним, языческим богам. Они стали требовать у Аарона: «Встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами; ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось».
Они собрали у женщин все их золотые украшения и отлили золотого тельца и поклонились ему как богу, принесли ему жертвы, а потом устроили трапезу и священные пляски. В это время Моисей спустился с горы. Увидев нечестивое пиршество, он разгневался, в ярости разбил о скалу скрижали с заповедями, а золотого тельца стер в порошок и высыпал порошок в воду. Многие израильтяне тут же раскаялись, что отступились от истинного Бога, тех же, кто не раскаялся, Моисей приказал предать смерти.
Фреска воспроизводит три эпизода, каждый из которых изображает восстание евреев против назначенных Богом лидеров (Моисея и Аарона), и последующим божественным наказанием зачинщиков.
C правой стороны картины, люди, раздраженные различными испытаниями, которые пришлось преодолеть во время исхода из Египта, требуют, нового лидера, который поведёт их назад в Египет. Они угрожают Моисею камнями. Он изображён, как старик, с длинной белой бородой. За ним, группа его сторонников, один из них пытается защитить Моисея.
Центр фрески показывает зачинщиков, Кореа и его сыновей, которые устроили бунт. Аарон рассержен, он в синей одежде, раскачивает кадило, призывая гнев Божий. Моисей, также рассерженный поклонением золотому тельцу, поднял жезл и грозит наказанием. Виновники бунта испуганы.
Наказание следует на левой стороне картины. Земля поглощает мятежников. Два невинных сына Кореа, оказываются на облаке, освобожденные от божественного наказания.
Юность Моисея, 1481
Во второй фреске «Юность Моисея» Боттичелли объединил семь эпизодов из жизни молодого Моисея (справа - налево). Моисей на всех сценах одет в светлую, желтую одежду.
Cцены справа. Однажды в городе Моисей увидел, как надсмотрщик-египтянин избивает еврея, работавшего на стройке. Моисей вступился за своего соплеменника — и убил надсмотрщика. Спасаясь от правосудия, он был вынужден бежать из Египта.(выше Моисей, идущий к дороге)
Cцена в центре. После долгих скитаний, Моисей оказался в земле Мадиамской. Как-то раз присел он отдохнуть у колодца, возле которого семь девушек поили своих овец. Тут к колодцу подошли два пастуха и, оттолкнув девушек, хотели напоить свою скотину. Моисей прогнал грубиянов и помог девушкам напоить овец.
Cцены слева вверху. Прошло сорок лет. Однажды Моисей пас стадо своего тестя близ священной горы Хорив. Вдруг взору его предстало удивительное зрелище: терновый куст загорелся сам собой и горел, не сгорая. Господь увидел, что Моисей идет смотреть, и воззвал к нему: «Моисей! Моисей! Вот я! Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его. Я пошлю тебя к фараону царю Египетскому; и выведи из Египта сынов Израилевых».
Cцены слева внизу. Моисей взял жену, детей и отправился в Египет.
Искушение Христа
Третья фреска, написанная в Сикстинской капелле, называется «Искушение Христа». Слева-вверху, на горе, дьявол уговаривает Христа, превратить камни в хлеб.
В центре-вверху, дьявол, замаскирован, как отшельник пытаюется убедить Христа бросится вниз.
Справа-вверху, наконец, он показывает Сыну Бога блеск всемирного богатства, которое он ему предлагает. Однако, Христос отгоняет Дьявола, и тот предстаёт в истинном, дьявольском виде.
Справа на заднем плане, три ангела подготовили стол к празднованию евхаристии (греч. «благодарение»), сцена, которая становится понятной только вместе со сценой на переднем плане фрески.
Единство из этих двух событий с точки зрения содержания объясняется новым появлением Христа с тремя ангелами слева, в середине картины, где он, очевидно, объясняет инцидент, переднего плана небесным ангелам.
Здесь, в соответствии с древней традицией, празднуется жертва Богу. Высокий священник получает заполненный кровью жертвенный сосуд, несколько человек приносят животных и дерево для огня.
Еврейская жертва, изображаемая здесь, относится к распятию на кресте Христа, который отдаёт свою плоть и кровь для выкупа человечества. Жертва Христа восстановлена в праздновании евхаристии -причащении, ссылает к столу с подарками, подготовленным ангелами.
Благовещение
Поклонение волхвов, 1465
Поклонение волхвов, 1465, фрагмент
| Поклонение волхвов, 1474
| Поклонение волхвов, 1465, фрагмент
|
Поклонение волхвов, 1482, Вашингтон
| Поклонение волхвов (портрет семейства Медичи), 1475
|
Поклонение волхвов, 1500
Мадонна Барди, 1485
| Мадонна на троне со святыми, 1487
|
Мадонна, 1480
| Мадонна дель Падиглионе, 1493
| Мадонна, 1485
|
Мадонна дель Магнификат, 1485
| Мадонна дель Магнификат, 1485, фрагмент
| Мадонна с гранатом, 1487
|
Мадонна с ангелами
| Мадонна
| Мадонна с ангелами
|
Мадонна
| Мадонна с книгой
| Мадонна
|
Мадонна Евхаристии
| Мадонна на лоджии
| Мадонна
|
Берлинская мадонна
| Мадонна
| Мадонна
|
Мадонна
| Мадонна со святыми
| Мадонна
|
Мадонна
| Отдых на пути в Египет
| Мадонна у моря
|
Христос, коронованный терновым венком
| Оплакивание Христа, 1492
| Оплакивание Христа, 1495
|
Троица
| Коронация Святой Девы
| Мистическое Рождество
|
Моление о чаше, 1500
| Последнее причащение Святого Иеронима
| Святой Иероним
|
Святой Доминик
| Святой Себастьян
| Святой Августин
|
Крещение Святой Зенобии, 1505
Три чуда Святой Зенобии, 1505
Три чуда Святой Зенобии, 1505
Последнее чудо и смерть Святой Зенобии, 1505
Портреты Сандро Ботичелли:
Джулиано Медичи
| Юноша с медалью
| Лоренцо ди Сэр Пиеро
| Данте Алигьери
|
Портрет дамы
| Портрет дамы
| Портрет юноши
| Портрет юноши
|
Портрет деушки (Cимонетты Веспуччи ???)
Другие картины Сандро Ботичелли:
История Лукреции, 1496
Заказчиком картины «История Лукреции» являлся Гвидо Антонио Веспуччи. Боттичелли четко обрисовывает место действия гибели Лукреции — например, здания города с красивым пейзажем вдали, формирует великолепные композиционные группировки.
Лукреция (Lucretia) — героиня древнеримской истории об изгнании из Рима династии этрусских царей в конце 4 века до нашей эры. Наиболее подробно эта история рассказана у Тита Ливия. Wfhcrbq cын Секст Тарквиний, устроил пир для молодых знатных воинов своего отряда. Все пирующие восхваляли своих жен и решили проверить, чем занимаются римлянки, пока их мужья воюют. Как и предполагалось, многие жены воинов развлекались и предавались блуду, лишь жена родственника царя Коллатина Лукреция сидела за прялкой. Пораженный ее красотой, Секст через некоторое время вернулся в дом Лукреции, где надругался над ней. Лукреция отправила вестника в военный лагерь к мужу. Коллатин вместе со своим другом Брутом приехал в Рим. Лукреция рассказала ему о своей беде и приняла смерть, заколовшись мечом мужа.
Коллатин и Брут над телом Лукреции поклялись отомстить Тарквиниям. Тело Лукреции было отнесено в небольшой город Коллации, недалеко от Рима, жители которого также принесли клятву об отмщении и начали восстание, завершившееся изгнанием из Рима этрусских царей. Коллатин и Брут стали первыми консулами возникшей в результате восстания республики. Имя римлянки Лукреции с древности было синонимом женского целомудрия.
История Настаджо дельи Онести, 1482
История Настаджо дельи Онести, 1482
История Настаджо дельи Онести, 1482
История Настаджо дельи Онести, 1482
Вазари сообщает, что Сандро Боттичелли «для дома Пуччи ... написал четыре маленьких очаровательных картины по новелле Боккаччо о Настаджо дельи Онести». Эти композиции по случаю брака Джаноццо Пуччи и Лукреции Бини в 1483 году заказал художнику Лоренцо Великолепный. Сандро Боттичелли исполнил общий замысел на картоне, над картинами сцен работали его помощники Бартоломео ди Джованни и Якопо Селайо. Этим объясняется не столь высокий уровень исполнения, как в авторских произведениях Сандро Боттичелли.
В новелле рассказано, как богатый юноша из Равенны по имени Настаджо дельи Онести влюбился в девушку, принадлежавшую к более знатной семье Траверсари. Все усилия влюбленного надменно отвергались красавицей.
На первой картине изображено, как впавший в отчаяние юноша удалился в рощу (фигура композиции слева). Погруженный в мечты о своей даме сердца, он натолкнулся на ужасающее зрелище: два пса преследовали и кусали обнаженную девушку, а за нею гнался всадник со шпагой, грозя смертью (правая часть композиции). Желая спасти несчастную, Настаджо схватил сук дерева (вторая фигура слева), но услышал от всадника любовную историю, приведшую того к самоубийству. Попав после смерти в ад, строптивая девушка, жестоко отвергавшая влюбленного, обречена вечно бежать от него, а он — вновь и вновь убивать свою жертву и бросать ее холодное сердце на пожирание собакам.
На второй картине изображено примерно то же самое, что и на первой.
На третьей картине изображено, как Настаджо пригласил на обед друзей и семью Траверсари с их надменной дочерью в то место, где он стал свидетелем «терзания жестокой красавицы». Действие представлено в момент кульминации, когда праздничную атмосферу застолья нарушило появление обнаженной девушки, истязаемой собаками, и всадника со шпагой, который нагоняет ее. Гости реагируют на происходящее позами и жестами, выражающими ужас, изумление, сострадание. Настаджо с красноречивым жестом разведенных рук объясняет гостям суть страшного видения.
Композиция четвертого эпизода содержит концовку новеллы, где устрашенная девушка из дома Траверсари согласилась выйти замуж за Настаджо.
История Виргинии
|