СОШ 8 Подольск, творчество Буше
главная страница






Портреты Буше


Буше Франсуа (Francois Boucher) (1703-1770), французский живописец, график и декоратор. Один из самых знаменитых художников эпохи рококо. Его работы отражают фривольные нравы французского двора середины XVIII века. Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника. Поклонницей Буше была фаворитка Людовика XV Помпадур, которую он запечатлел на нескольких портретах.
Родился в Париже 29 сентября 1703. Отец его Николай Буше бедный учитель живописи и рисовальщик узоров для вышивки, был первым его учителем. Затем Буше стал учеником Лемуана. В 1725 году Буше выставил несколько мелких картин на «выставке молодежи» и был приглашен де Жюльенном сотрудничать в издании произведений Антона Ватто. В 1727 году посетил в Рим, где изучал Альбано и Пьетро да Кортоне, с которым нередко его впоследствии сравнивали.
Критики находили, что картины, написанные Буше по возвращении из Италии, отличались красотой и мужественной силой. Он был принят в академию, а в 1732 году написал «Венеру, заказывающую Вулкану вооружение для Энея». Он был удостоен звания академика за картину, изображающую «Ринальдо и Армиду», и в том же году украсил комнату королевы в Версальском дворце аллегорическими фигурами Сострадания, Изобилия, Верности и Благоразумия, иллюстрировал большое издание Мольера и исполнил одно за другим несколько собраний эстампов.
В 1743 году был назначен декоратором оперы и руководил постановкой нескольких балетов и любительских спектаклей, устраиваемых маркизой Помпадур, его ученицей и покровительницей. В это время Буше, находясь в полном блеске славы и королевской милости, получил пенсию и квартиру в Лувре. В 1757 году он выставил портрет маркизы Помпадур, для которой в то же время написал: «Музу Эрато», «Музу Клио», «Отдых в Египте» ...
В 1765 году, несмотря на смерть маркизы Помпадур, лишившую его столь могущественного покровительства, Буше удалось получить место первого живописца короля.
Лучшие работы Буше отличаются необыкновенным очарованием и совершенным исполнением — качествами, характерными и для творчества его талантливого ученика Фрагонара. К концу карьеры Буше вкусы французской публики изменились в сторону более строгого неоклассического стиля, и работы художника подвергались нападкам за «деланную красивость».
«Первый художник короля», как он официально именовался, директор Академии, Буше был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам: панно для отелей, картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, карет, эскизы костюмов.... И все это — галантные празднества, пастушеские идиллии, мифологические, жанровые, религиозные темы, пейзанский пейзаж — разыграно, как современная ему пастораль, все выражает наслаждение жизнью, во всем царствует бело-розовая героиня (Флора, Ио, Калисто, Европа), а по сути обряженная в пастушеский наряд аристократка, везде похожая на себя парижанка, и неважно, Венера она или пастушка.

Картины Буше на мифологические сюжеты
(живопись, услаждающая взор):


Похищение Европы

Похищение Европы

Селена и Эндимион


Свадьба Амура и Психеи

Триумф Пана

Терпсихора


Диана, отдыхающая
после купания

Диана, отдыхающая
после купания

Диана
после охоты


Геркулес и Омфала

Рождение Венеры

Венера и Марс


Купидон-пленник

Леда и Лебедь

Венера и купидон


Пигмалион и Галатея



Триумф Венеры



Вулкан, вручающий Венере
оружие для Энея


Меркурий доверяет
младенца Бахуса нимфам


Вакханка, играющая
на свирели, 1760


Бахус и Эригона



Свадьба Амура и Психеи


Триумф Пана


Пан и нимфа


Пан и сирены


Аполлон предсказывает пастушке


Дафнис и Хлоя


Триумф Венеры


Туалет Венеры


Венера, ласкающая Купидона


Венера
обезоруживает Амура


Туалет Венеры



Венера,
утешающая Амура


Визит Венеры
к Вулкану


Визит Венеры
к Вулкану


Суд
Париса


Борей похищает
Орейфию


Меркурий доверяет
младенца Бахуса нимфам


Юнона посещает
бога ветров Эола


Восход солнца,
1753


Венера, просящая у Вулкана
оружие для Энея


Заход солнца,
1752


Юпитер в облике Дианы

Юпитер и Каллисто

Юпитер и Каллисто

В картине «Юпитер и Каллисто» Буше обратился к «Метаморфозам» римского писателя Овидия, пересказавшего миф о боге Юпитере, который, влюбившись в нимфу Каллисто и желая ее соблазнить, принял облик богини Дианы. Художник интерпретирует чувственный эпизод античной мифологии в характерном для рококо поверхностном, игривом духе. Грациозные, изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки.



Обучение купидона

Вертумн и Помона

Вертумн и Помона

Вертумн был италийским богом смены времен года и превращений, которые происходят с земными плодами (цветут, затем зреют и, наконец, падают со склонившихся под их тяжестью ветвей). Вертумн ниспосылал на землю цветение весны, летнюю жатву и осеннее изобилие плодов.
Но о плодовых деревьях заботилась юная и трудолюбивая богиня Помона. Занятая своими хлопотами, она совершенно не замечала, как старались привлечь ее внимание такие полевые и лесные божества и шаловливые сатиры. Но более всех пленился юной красотой Помоны бог Вертумн. Пользуясь своим даром перевоплощения, он стал являться Помоне в разных обличьях — от воина до рыбака и простого садовника, предлагая ей свою любовь, но не мог завладеть сердцем Помоны.
Вертумн решился воздействовать на упрямицу силой чужого убеждения. Превратившись в дряхлую старуху, он пришел к Помоне и, пока она предлагала почтенной гостье свежие фрукты, стал убеждать ее выйти замуж за славного бога Вертумна. Помона и тут решительно отказалась, сославшись на то, что никогда не видела бога и не может судить о его достоинствах. Тогда Вертумн предстал перед смущенной Помоной во всем блеске своей красоты. Золотом сияли его кудри, любовью горели глаза. В одной руке юноша держал садовый нож, в другой — полную корзину благоухающих плодов. Пленившись прекрасным богом, юная Помона согласилась стать его женой.
Соединившись навсегда, они с жаром продолжали заботиться о процветании и свежести плодоносных садов италийской земли. Римляне почитали эту юную божественную пару. Когда начиналось созревание плодов, садоводы приносили жертвы этим богам, а 13 августа происходило празднество в честь Вертумна и его прекрасной жены.     (Нейхардт, «Легенды и сказания древнего Рима»)



Аллегория живописи

Аллегория живописи

Гении искусств


Аллегория музыки

Аллегория музыки

Аллегория музыки

Картины Буше на религиозные сюжеты:


Мадонна


Отдых на пути в Египет


Поклонение пастухов


Хождение
по воде

Иоанн
Креститель

Ребекка принимает
подарки Авраама

Пейзажи Буше:


Пейзаж в окрестностях Бовэ

Пейзаж с прудом

Переправа вброд

Другие картины Буше:


Ловцы птиц

Фонтан любви


Голова девушки


Утро (Модистка)


Утренний кофе


Сюрприз


Пастушеская сцена


Летняя пастораль


Любовное письмо


Мадемуазель O'Мёрфи


Осенняя пастораль


Туалет

Зима

Ринальдо и Армида

Ринальдо и Армида — герои поэмы «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Торквато Тассо. Поэма посвящена первому Крестовому походу, завершившемуся захватом Иерусалима и установлением христианского царства. Кроме сражений и подробностей военной жизни, в поэму вкраплено несколько любовных историй. Одна из них повествует о рыцаре-христианине Ринальдо и прекрасной Армиде.
Желая ослабить силы крестоносцев, дамасский царь посылает в лагерь к крестоносцам свою прекрасную племянницу волшебницу Армиду. Влюбляя в себя молодых витязей, она увлекает их из войска христиан. Армида ненавидела Ринальдо и хотела отомстить ему за то, что он спас своих товарищей, которых она, подобно волшебнице Цирцее, превратила в монстров.
У реки Оронт (Сирия) Ринальдо погрузился в волшебный сон. Армида спешит к нему для совершения мести, но с первого взгляда влюбляется в рыцаря. Она опутывает спящего Ринальдо волшебными узами из цветов — лилий и роз — и переносит его в зачарованные сады на далеком острове. В любовных утехах прославленный рыцарь забыл о своем высоком долге.
Чтобы вернуть его, посылают двух воинов. Воины находят Ринальдо в волшебном саду Армиды и подносят к его глазам щит, чтобы он увидел в нем, как в зеркале, что пренебрегает своими обязанностями. Ринальдо оставляет колдунью и возвращается к битве.
Эти события образуют последовательность сюжетов, которые приобрели широкую популярность у итальянских и французских художников XVII-XVIII веков.



Сборщики вишен


В китайском стиле


В китайском саду


Прерванный сон


Отдых у фонтана


Осень


Влюбленные
в парке


Спящая
пастушка


Юноша, предлагающий
виноград


Урок музыки


Возвращение с рынка


Отдых


Маркиза Помпадур


Маркиза Помпадур


Маркиза Помпадур


Дочь
художника


Мари Бьюзо,
жена художника


Портрет девушки
с розами


Девушка


Мадам де Бержере


Девушка с цветами


Луи Филипп Жозеф,
герцог Монпасье

Дама
с муфтой

Деревенская
семья