Портреты Антонио Кановы
Канова Антонио (Antonio Canova) (1757–1822), итальянский скульптор, крупный мастер европейского неоклассицизма.
Антонио Канова родился 1 ноября 1757 в Поссаньо (близ Тревизо) в бедной семье. В возрасте одиннадцати лет он был послан в Венецию, где изучал скульптуру. Одно из наиболее удачных произведений раннего периода творчества мастера — мраморная скульптурная группа «Дедал и Икар», выполненная в модном тогда стиле рококо.
Затем скульптор отправился изучать античное искусство в Рим и Неаполь, а с 1781 навсегда поселился в Риме. Здесь он присоединился к группе художников и знатоков античной культуры, чьи работы и исследования способствовали зарождению нового художественного направления, ориентированного на подражание классическому искусству древности. Первая работа Кановы, исполненная в этом стиле, позднее получившем название классицизма, — «Тезей и Минотавр». За ней последовало надгробие папы Климента XIV, которое принесло автору известность и способствовало утверждению стиля классицизма в скульптуре. Заказчиками Кановы стали папы, короли и богатые коллекционеры.
Мастер работал преимущественно в Риме и Венеции. Он быстро завоевал известность и в 1802 году был вызван в Париж Наполеоном, который хотел назначить его своим скульптором. Европейская известность мастера позволила ему после падения Наполеона вести переговоры и добиться возвращения в Италию произведений искусства, вывезенных французами. С 1810 года Канова стал директором Академии Святого Луки в Риме.
В последние годы жизни мастер выстроил собственный музей в Поссаньо, где хранились гипсовые модели его скульптур. Умер Канова в Венеции 13 октября 1822 года.
Канова переосмыслил искусство античности и стал одним из самых ярких мастеров классицизма и основоположником европейского академизма XIX века. В зрелых работах мастера, к числу которых относится композиция «Венера и Марс», ориентация на античность сочеталась с любованием красотой природы и идеальных форм, что акцентировалось тщательной полировкой мрамора.
Скульптуры Антонио Кановы на мифологические и античные сюжеты:
Тезей и кентавр, 1810 фрагмент
| Тезей и кентавр, 1810
| Тезей и поверженный Минотавр, 1782
|
Дедал и Икар
| Парис
| Парис
|
Парис, 1807
| Елена Прекрасная
| Елена Прекрасная
|
Персей, 1804
| Персей, 1804
| Персей, 1804
|
Три грации
| Три грации, 1813
| Три грации, 1813
| Три грации, 1813
|
Скульптурная группа «Три грации» относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы, когда слава мастера была столь велика, что каждое новое его произведение встречали с воодушевлением.
При создании этой скульптурной группы Канова кардинально изменил композиции античных прототипов. Он расположил фигуры полукругом, сблизив их благодаря жесту рук центральной грации, обхватившей подруг. Другие грации нежно сплели руки на ее шее и плече. Фигуры переданы в три четверти.
В греческой мифологии грации олицетворяли красоту и женственную прелесть юности. Автор стремился индивидуализировать черты каждой из них. Томной неги полно выражение лица левой грации, прижавшейся щекой к центральной. Восторженность читается во взгляде правой грации. Центральная полна нежной грусти.
Эти разные оттенки чувств скульптор пытается передать не только в выражении лиц, но и в характере движений, позах. Чуть снизу смотрит на центральную фигуру правая грация. Левая пытается развеять ее печаль нежным прикосновением к щеке, легким касанием пальцев. Переплетение их рук, композиционно скрепляющее скульптурную группу, пронизано чувственным импульсом. В наклонах очаровательных головок ощущается невинная грация. Особая декоративная изощренность чувствуется в разнообразной трактовке бесчисленных завитков причесок, образующих сложные гирлянды и венки. Тончайшая моделировка мрамора, нежные переходы света и тени рождают чувство прозрачности кожи.
Один из современников справедливо писал: «Вся группа олицетворяет любовь, трудно найти другое, более тонкое ее выражение в других произведениях западноевропейского искусства».
Венера и Адонис, 1789
| Венера и Адонис, 1789
| Венера и Адонис, 1789
|
Аполлон
| Геба, 1816
| Геба, бюст
|
Геба, 1816, фрагмент
| Геба, 1816, фрагмент
| Геба, 1816, фрагмент
|
Венера Итальянская, фрагмент
| Венера Итальянская
| Венера Итальянская, фрагмент
|
Венера Итальянская
|
Эта скульптура должна была заменить в галерее Уффици Венеру Медичи, увезенную во Францию в 1799 году.
Канове было заказано почти точное повторение знаменитой скульптуры. Античная богиня слегка придерживает спадающую вниз одежду. Позади ее ног скульптор поместил маленький ларец, на который скользит ткань одежды.
В передаче лика Венеры Италийской воссоздано живое выражение чувств. Канова стремился создать возвышенный образ классического идеала красоты. Современники посчитали ее столь совершенной, что стали просить скульптора многократных повторений этого образа.
|
Венера Итальянская
|
Паолина Боргезе в образе Венеры
| Паолина Боргезе в образе Венеры, фрагмент
| Паолина Боргезе в образе Венеры
|
Афина Паллада
| Амур
| Амур и Психея
|
Амур и Психея
| Амур и Психея
| Амур и Психея
|
Амур и Психея
| Амур и Психея
| Венера и Марс, 1820
|
Венера и Адонис
| Орфей
| Эвридика
| Танцующая нимфа
| Танцующая нимфа
|
Наяда
| Нимфа
|
Геракл и Лик
| Терпсихора
| Сафо
|
Фердинанд IV
| Гений смерти
| Паламед
|
Возвращение Телемаха на Итаку и встреча с Пенелопой, 1790
|
Гекуба и троянки подносят пеплос Афине Палладе, 1790
|
Послы Агамемнона уводят Брисеиду от Ахиллеса, 1790
|
Смерть Приама, 1790
|
Танцы сыновей Алкиноя, 1790
|
Сократ прощается с родными, 1790
|
Критон закрывает глаза Сократа, 1790
|
Сократ готов выпить чашу с ядом, 1790
|
Аллегория надежды, 1792
|
Аллегория правосудия, 1792
|
Аллегория благотворительности, 1792
|
Аллегория, накормить голодных, 1795
|
Аллегория, научить неведению, 1795
|
Другие скульптуры Антонио Кановы:
Создание Адама, 1821
|
Каин и Авель, 1821
|
Жертвоприношение Исаака
|
Благовещенье, 1821
|
Посещение, 1821
|
Представление в храме
|
Магдалена
|
Летиция Рамолино мать Наполеона
|
Монумент папе Клементу XIV
|
Des palmes
| Танцовщица
| Танцовщица
| Весталка
|
Танцовщица
| Танцовщица
| Танцовщица
| Танцовщица
|
Наполеон в образе Марса
| Надгробие Канове
| Наполеон
|
Надгробие Канове
| Надгробие Витторию Алфиери
|
Картины Антонио Кановы:
разные мысли о танце и шутливые сцены
с нимфами и амурами, музами и философами ...
Рынок амуров
|
Рынок амуров (деталь)
|
Рынок амуров (деталь)
|
Каллиопа и Гомер
|
Эрато и Пиндар
|
Сократ и философия
|
Урания и Фалес
|
Геба
|
Муза Эвтерпа
|
Танцовщица
|
Балерины
|
Танцовщицы
|
Танцовщицы
|
Грации и Венера танцуют перед Марсом
|
Похищение Елены
|
Две нимфы похитили колчан купидона
|
Шалость купидона
|
Юнона
|
Танцовщица
|
Танцовщицы
|
Танцовщица
|
Две танцовщицы и купидон
|
Танцовщица
|
Танец трех граций
|
Три сестры искусства: скульптура, живопись и архитектура
|
Азартная игра в камушки
|
Венера и купидон
|
Три грации
|
Амур и Психея
|
Венера и зеркало
| Музыкантка
| Венера и сатир
|
Сюрприз
| Оплакивание
| Усекновение главы Иоанна Крестителя
| Крестоносец
|
Неизвестная сторона творчества Антонио Кановы
17 октября 2001 года в Эрмитаже открылась выставка «Незнакомый Канова». Цель выставки представить неизвестную сторону творчества скульптора Антонио Кановы и дать возможность проследить как из вариаций одной темы во множестве рисунков, в картинах, темперах, гризайлях* постепенно выявляется идеально совершенный пластический образ.
*гризайль (от франц. gris — серый)
— роспись, выполняемая градациями
одного и того же цвета, чаще серая или коричневая.
Выставка уникальна. Эрмитаж, обладающий крупнейшим в мире собранием мраморных статуй Антонио Кановы, не располагает его графическими и живописными произведениями. На выставке демонстрируются 102 экспоната: из Городского музея Бассано дель Граппа (Бассано, Италия) и Гипсотеки города Поссаньо (родина скульптора) — рисунки и живописные произведения, исполненные на холсте маслом и темперой.
Среди многих представленных на выставке графических листов особенно интересны эскизы к мраморным статуям, принадлежащим Эрмитажу — «Амур и Психея», «Парис» и «Геба», «Три грации». Именно эти эскизы показывают, из каких зыбких и смутных образов рождались самые возвышенные композиции Кановы.
Значение графического наследия, подобного которому не оставил ни один великий скульптор, в полной мере было осознано лишь в недавнее время. Сам художник придавал своим рисункам первостепенное значение, приравнивая карандаш к резцу и называя их «инструментами, ведущими к бессмертию».
Все, что мастер почерпнул в своих живописных опытах, нашло отражение в скульптуре. Деятельность Кановы-живописца, начавшись в Риме, стала наиболее интенсивной в период пребывания на родине, в Поссаньо. Сам художник был озабочен тем, чтобы его живописные занятия не бросали тень на скульптурное творчество. Он берет в руки кисть лишь для «собственного удовольствия». В этом ключ к пониманию живописных опытов Кановы: на холсте художник экспериментирует; в них он пробует себя в новых темах и в них же обретает окончательную форму его идеал женской красоты.
Гризайли для Кановы являлись не более чем подготовительными картонами: в них он стремился добиться максимального разъединения вспышек света и провалов тени, осязаемого материального эффекта, чтобы наглядно представить себе, как это будет выглядеть в барельефе.
|