
Портреты Караваджо
Давид с головой Голиафа (фрагмент изображает художника)
|
Портрет Караваджо
|
Караваджо Микеланджело (Michelangelo Merisi da Caravaggio) (1573-1610), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи VII века, внес в нее повышенное чувство эмоционального напряжения, выраженное через контрасты света и тени (караваджизм).
Учился в Милане; работал в Риме, Неаполе, на островах Мальта и Сицилия. Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы («Маленький больной Вакх», «Юноша с корзиной фруктов») идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма.
Художник внес большой вклад в становление бытового жанра («Гадалка»). Зрелые произведения Караваджо — это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой («Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея», «Положение во гроб», «Смерть Марии»). Живописная манера Караваджо в этот период основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита — приемах, создающих эмоциональное напряжение, острую аффектацию чувств.
Подчеркнутая «простонародность» типажей, утверждение идеалов демократизма поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному искусству, обрекли его в последние годы жизни на скитания по югу Италии. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом («Погребение Святой Лючии»). Свет в его картинах становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает характер свободной импровизационности.
Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение караваджизма — самостоятельного направления в европейском искусстве XVII века.
Картины Караваджо на мифологические и античные сюжеты:
 Нарцисс
|  Голова Медузы, 1600
|  Маленький больной Вакх
|
 Вакх
|  Вакх, фрагмент
|  Вакх, фрагмент
|  Вакх, фрагмент
|
 Спящий Купидон
|  Юпитер, Нептун и Плутон
|  Амур-победитель
|
Картины Караваджо на библейские сюжеты:
 Давид, 1600
|  Давид, 1606
|  Давид, 1609
|
 Жертвоприношение Исаака, 1605
|  Жертвоприношение Исаака
|
 Юдифь и Олоферн
|  Воскрешение Лазаря, 1609
|
 Благовещение
|  Отдых на пути в Египет
|  Поклонение пастухов
|
 Рождество со Святыми Франциском и Лоуренсом
|  Мадонна дей Палафреньери, 1606, Боргезе
|  Мадонна дель Россарио
|
 Успение Святой Девы
|  Мадонна Пелегрини
|  Седьмое деяние Мерси
|
 Се человек, 1606
|  Увенчание терновым венцом, 1603
|  Бичевание Христа, 1607
|
 Бичевание Христа, 1607
|  Разговор Христа
|
 Христос в Эмманусе
|  Христос в Эмманусе, 1606
|
 Уверение Фомы
|  Отречение Святого Петра
|
 Святой Иероним
|  Святой Иероним
|
 Экстаз Святого Франциска
|  Саломея с головой Иоанна Крестителя
|
 Усекновение главы Иоанна Крестителя, 1608
|  Иоанн Креститель
|
 Юный Иоанн Креститель, Капитолийский музей
|  Иоанн Креститель
|  Юный Иоанн Креститель у родника, 1608
|
 Иоанн Креститель
|  Иоанн Креститель
|  Распятие Святого Петра, 1600
|
 Распятие Святого Андрея
|  Положение во гроб, 1603, Пинакотека, Ватикан
|  Святая Екатерина Александрийская
|
 Святой Франциск, 1606
|  Обращение Святого Матфея
|  Святой Франциск, 1606
|
 Обращение Павла, 1600
|  Обращение Павла, 1600
|  Мария Магдалена
|
 Святые Марфа и Мария Магдалена
|  Мученичество Святой Урсулы
|
 Погребение Святой Люции
|  Мученичество апостола Матфея
|
 Святой Матфей и ангел
Другие картины Караваджо:
 Гадалка
|  Гадалка
|
 Шулеры
|  Концерт, 1595
|
 Лютнист
|  Лютнист
|
 Лютнист, фрагмент
|  Лютнист, фрагмент
|
 Лютнист, фрагмент
|  Натюрморт с цветами и фруктами
|
 Юноша с корзиной фруктов, 1593
|  Мальчик, укушенный ящерицей, 1593
|  Юноша, чистящий фрукты, 1593
|
 Алоф де Вижнакурт, 1608
|  Удаление зубов, 1607
|  Маффео Барберини, 1599
|
|