Бюст Клодиона
Клодион Мишель (Claude Michel, called Clodion) (1738-1814), французский скульптор. Клодион не столь известен, как его современники (Пигаль, Гудон и Фальконе), так как не был создателем монументальных произведений, подобных «Медному всаднику» Фальконе. Но при упоминании его имени возникают образы прелестных нимф, дерзких сатиров, грациозно бегущих вакханок, резвящихся детей, амуров — царство счастливой юности, царство природы, радости и любви, воспринятое через античные мифы.
Клод Мишель взял имя Клодиона, словно предчувствуя свою исключительность в семействе лотарингских скульпторов, с которыми был связан по материнской линии.
Его излюбленная тема (радости и праздника) часто выражается через язык танца. Скульптурные группы, как правило, состоят из двух-трех фигур. Герои Клодиона — фавны, сатиры, грубоватые, но всегда составляющие пластический контраст изящным нимфам и вакханкам. Охваченные стихией танца, они даны скульптором в полных динамики и грации позах. В миловидных, наивно улыбающихся лицах — юность и детскость. Подвижные фигуры готовы сорваться в неистовом танце и лишь переплетениями рук удерживают шаткое равновесие. У ног обычно помещены музыкальные инструменты: флейта, цитра, тамбурин, наполненный гроздьями спелого винограда. Свои статуэтки Клодион выполняет из розоватого оттенка глины, словно вобравшей в себя тепло солнечных лучей.
Клодион родился в Нанси и был десятым, последним ребенком в семье торговца. Первые уроки получил у своего дяди, недолго обучался в мастерской Пигаля, а затем поступил в Королевскую школу для привилегированных учеников. В 1762 году он получил первый приз по скульптуре и среди лучших выпускников был направлен в Рим.
Клодион посетил Пизу, Флоренцию, Сиену, Перуджу. Рим оказался счастливым городом, принесшим ему славу. Здесь Клодион вступил в контакт с первыми заказчиками и покупателями его произведений, среди них — Ларошфуко и русская императрица Екатерина II (он не принял её приглашения, и в Россию выехал Фальконе).
Созданные Клодионом за десять лет пребывания в Риме работы разошлись по итальянским, русским, немецким, французским коллекциям, так как произведения мастера высоко ценились. В мотивах, к которым обращается Клодион, угадывается богатая традиция античности. В бегущих сатирах и вакханках ощущается близость французской маньеристической скульптуре, а также традиции Жана Гужона.
Клодион возвращается в Париж и в 1773 году выставляет свои работы, принесшие ему славу и широкую известность. В период революции, переехав из Парижа в Нанси, Клодион выполняет модели статуэток и барельефов для фарфоровой мануфактуры в Нидервиллере, оставив заметный след в истории керамики.
Большая часть замыслов Клодиона осталась неосуществленной. Академия обошла его стороной, не удостоив звания и не обеспечив пенсией. Заказчиками Клодиона были чаще его друзья и богатые буржуа. Не официальные заказы составили его славу, а терракоты, бронзы, мраморы, бисквиты, которые существуют более двух столетий и пользуются растущей популярностью. Не случайно мастер остался в истории искусства Франции XVIII века скульптором, воплотившим в своей области художественные принципы рококо, «Фрагонаром в скульптуре», как его называли современники.
Скульптуры Клодиона:
Гомер, атакованный собаками, 1810
Согласно приписываемой Геродоту (древнегреческий историк) «Жизни Гомера», на слепого поэта, когда он потерялся на острове Киос, напали собаки, но пастух спас его. Тема злоключений пожилого человека, которому помогает более молодой, была очень популярна в эпоху неоклассицизма. Клодион подчеркнул контраст между гладким обнаженным телом пастуха Глауциса и измученным лицом старца Гомера, одетого в длинную мантию с глубокими складками.
Амур и Психея
Зефир и Флора
Силен, коронованный нимфами, 1798
Танец вакханок
Нимфы и купидоны
Сатир и нимфа
Сатир и вакханка
Сатир и вакханка
Сатир и вакханка
Вакханка, Пан и Вакх
Две танцующие вакханки и путти
Речная нимфа
Семья фавна
Река Рейн
Поэзия и Музыка
Канделябр
Счастливое семейство
Неожиданность, 1799
Девочка с голубями
Скорбь
Египтянка
Танец времени
Наводнение
Шарль де Секонда, барон де Монтескьё
Изобретение Воздушного шара
|