Автопортрет Кранаха Старшего
Кранах Старший Лукас (Lucas Cranach the Elder) (1432-1553), немецкий живописец эпохи Возрождения. Учился у отца; в 1509 году посетил Нидерланды. Работал в Австрии, в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников, в Аугсбурге и Веймаре. В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии («Распятие»). В других картинах Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие основой для сложения дунайской школы живописи («Отдых на пути в Египет»).
В период работы художника в Виттенберге окончательно определился противоречивый творческий облик Кранаха, отразивший сложность эпохи. Достижения ренессансного искусства, идеалы возрожденческого гуманизма претворены в «Алтаре Святой Екатерины» и «Княжеском алтаре», в картинах «Венера и Амур» и «Нимфа источника».
Дружба Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма. Одновременно в творчестве Кранаха нарастали тенденции, предвосхищавшие европейский маньеризм: сухие протестантские аллегории, манерные и жеманные изображения обнаженного женского тела, выполненные по заказам знати и в большом количестве размножавшиеся в мастерской художника. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета. Работал в гравюре, одним из первых в Европе начал создавать цветные оттиски.
Картины Кранаха на мифологические и античные сюжеты:
Суд Париса, 1513
|
Суд Париса, 1528
|
Суд Париса, 1530
|
Аполлон и Артемида
|
Кранах Младший, Геракл у Омфалы
|
Диана и Актеон
|
Отдыхающая Диана
|
Отдыхающая Диана
|
Нимфа источника
|
Нимфа источника
|
Золотой век
|
Источник юности
|
Кранах Младший, Венера и Амур, 1550
|
Венера, 1529
|
Стоящая Венера, 1529
|
Купидон, жалующийся Венере, 1531
|
Купидон, жалующийся Венере, 1530
|
Венера и купидон
|
Венера и купидон, 1509
|
Венера и купидон, фрагмент, 1509
|
Венера и купидон, фрагмент, 1509
|
Грации, 1535
|
Лукреция
|
Лукреция
|
Лукреция
|
Лукреция
|
Картины Кранаха на библейские сюжеты:
Адам и Ева
|
Адам и Ева, 1528
|
Адам и Ева, 1531
|
Адам и Ева, 1533
|
Адам и Ева, 1538
|
Борьба Самсона со львом
|
Юдифь с головой Олоферна
|
Юдифь с головой Олоферна
|
Юдифь с головой Олоферна
|
Саломея, 1530
|
Саломея
|
Отдых на пути в Египет
|
Мадонна с младенцем под яблоней
|
Мадонна с младенцем
|
Мать и дитя
|
Распятие
|
Распятие
|
Распятие
|
Оплакивание, 1538
|
Троица
|
Троица
|
Христос и блудница
|
Христос и блудница
|
Благовещение Иохиму
|
Рай
|
Кранах Младший, Милосердие
|
Обручение Святой Екатерины, 1516
|
Мученичество Святой Екатерины
|
Мученичество Святой Екатерины
|
Четыре Святые
|
Святые Екатерина и Варвара
|
Портреты Кранаха:
Cаксонские принцессы Сибилла, Эмилия и Сидония, 1535
|
Портрет рыцаря с двумя сыновьями
|
Портрет девушки, 1513
|
Кранах Младший, Портрет женщины
|
Йоханес Куспиниан, 1502
|
Анна Куспиниан, 1502
|
Портрет молодого человека
|
Портрет женщины
|
Портрет женщины
|
Портрет девочки, 1540
|
Портрет принцессы саксонской
|
Портрет принца саксонского
|
Мартин Лютер, 1543
|
Диптих с портретами Лютера и его жены
|
Кардинал Альбрехт Бранденбургский
|
Другие картины Кранаха:
Меланхолия, 1553
|
Кранах Младший, Оленья охота принца Иохана Фридриха, 1544
|
Плоды ревности
|
Старик и девушка
|
Старуха и юноша
|
Правосудие
|
|