Автопортреты Давида
Автопортрет, 1794, Лувр, Париж
| Автопортрет, 1789
| Автопортрет, 1781, Уффици, Флоренция
|
Давид Жак Луи (Jacques Louis David) (1748-1825), французский живописец, представитель классицизма. Учился в Королевской академии живописи, изучал античное искусство в Риме. Давид стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма.
Для произведений Давида стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории («Смерть Сократа», «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей»). Возвышенность замысла, чеканная барельефность композиции, особенно ярко воплотились в картине «Клятва Горациев», воспринятой обществом как призыв к революционной борьбе. Воодушевленный событиями Великой французской революции, Давид был активным её деятелем, членом Конвента, организовывал революционные празднества в Париже, создал Национальный музей в Лувре.
С конца 1790-х годов Давид вновь обращается к драматическим событиям классической древности, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и вечной гармонии, разрешающей все противоречия жизни («Сабинянки, останавливающие сражение между сабинянами и римлянами»).
С 1804 года Давид, «первый художник» Наполеона, писал парадные композиции и портреты («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», «Коронование Жозефины»). После реставрации власти Бурбонов, Давид был вынужден уехать в Брюссель. Давид был учителем Гро, Жерара, Энгра и многих других французских художников.
Картины Давида на мифологические и античные сюжеты:
Аполлон и Артемида убивают детей Ниобы
| Юпитер и Антиопа
| Купидон наказан
|
Парис и Елена
| Телемах и Евхарсис, 1822
|
Гнев Ахилла во время жертвоприношения Ифигении
| Амур и Психея, 1817
|
Гектор, 1778
| Патрокл, 1780
|
Патрокл, 1780
Погребение Патрокла, 1778
| Андромаха у тела Гектора
|
Марс, обезоруживаемый Венерой и грациями, 1824
| Марс, обезоруживаемый Венерой и грациями, 1824
| Сафо и Фаон, 1810
|
Смерть Сократа, 1787, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
| Смерть Сенеки, 1773, Музей Пти Пале, Париж
|
Бой Марса и Минервы, 1771, Лувр, Париж
| Апеллес пишет Кампасу, 1813, Музей изящных искусств, Лилль
|
Александр Македонский, восхищаясь выдающейся красотой своей возлюбленной куртизанки Кампаспы, попросил своего друга и придворного художника Апеллеса написать ее обнаженной. Художник, работая над портретом, влюбился в нее, после чего Александр, вникнув в ситуацию, «преподнес Апеллесу Кампаспу в дар, доказывая себе, что хотя он и огромный царь в отваге, но ещё больше велик в самообладании». Так описывает эту историю Плиний Старший.
Апеллес создал известную в древности картину, изображающую Венеру («Афродита Анадиомена»), рожденную из моря, и Плиний полагает, что как раз Кампаспа послужила моделью для этой Венеры (другие античные авторы называют, кроме того, Фрину). В 1960-м году раскопали неплохо сохранившуюся фреску в Помпеях, где изображен схожий сюжет с Венерой. Некоторые исследователи считают, что эта фреска может быть римской копией картины Апеллеса.
Купидон и Кампаспа
Ей на лобзанья Купидон
Проигрывал за коном кон:
Он проиграл колчан и лук,
Венеры голубей и цуг
Своих веселых воробьев,
Но дальше был играть готов;
Поставил уст своих коралл
И цвет ланит — и проиграл.
Засим поставил свет чела —
Его Кампаспа отняла.
Глаза поставил, наконец —
И Купидон теперь слепец.
Любовь! Так поступив с тобой,
Что сделает она со мной?
Джон Лили (английский драматург, один из предшественников Шекспира)
Влюбленность Апеллеса к своей модели стал о источником вдохновения для художников и популярным сюжетом в живописи XVI-XIX веков, а само имя Кампаспа стало нарицательным.
Плач Каллиопы по Гомеру, 1812
Клятва Горациев, 1784
Леонид при Фермопилах, 1814
Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789
|
Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789
|
Врач Эразистрат обнаруживает причину болезни Антиоха, 1774
| Врач Эразистрат обнаруживает причину болезни Антиоха, 1774
|
История любви царевича Антиоха к своей мачехе Стратонике стала известна благодаря труду Плутарха «Сравнительные жизнеописания. Деметрий». В XVIII и XIX веках фабула семейной драмы накалом страстей и нравственной чистотой ее участников привлекла музыкантов, писателей и художников, и подвигла их на создание большого числа произведений искусства. Только живописных полотен известно более тридцати. Тема «Антиох и Стратоника» стала излюбленной для нидерландских, французских и итальянских художников.
Антиох, сын основателя династии Селевка, правившего после смерти Александра Великого, влюбился в свою мачеху Стратонику. Считая, что его страсть безнадежна, он начал искать способа, покончить с собой, представившись больным — он стал морить себя голодом.
Придворный врач Эрасистрат быстро догадался о природе его недуга: сидя в спальне Антиоха и наблюдая за его реакцией на приходивших к нему дам, он вскоре понял, которая из них была причиной душевного расстройства Антиоха. Эрасистрат сообщил об этом Селевку, который в слезах объявил о своем отречении от престола и о передаче Антиоху не только своего царства, которое тот унаследовал бы в любом случае, но и своей жены. Иногда в углу, но не у всех художников, изображен ее муж Селевк. Смысл всех живописных полотен в том, что на них изображен момент, когда мудрый лекарь догадывается об истинной причине болезни своего пациента.
Сабинянки, останавливающие сражение, 1799, Лувр, Париж
Картины Давида на библейские сюжеты:
Святой Рох молит Мадонну об исцелении зачумленных
| Велизарий получает милостыню
| Христос на кресте
|
Портреты и другие картины Давида:
Бонапарт на Сен-Бернарде, 1801
| Наполеон в рабочем кабинете, 1812
| Наполеон в императорском одеянии, 1805
|
Коронация Наполеона I
|
|
|
Шарлотта и Зинаида Бонапарт, 1821
| Госпожа Бюрон, 1769
| Мари Франсуа Бюрон, 1769
|
Маргарита-Шарлотта Давид, 1813
| Графиня Вилейн с дочерью, 1816
| Сюзанна ле Пеллетиер, 1804
|
Графиня Дерю, 1810
| Госпожа Вернинак, сестра Делакруа, 1799
| Госпожа Сарси-Телюссон, 1790
|
Госпожа Трюден, 1792, Лувр, Париж
| Госпожа Серизиа, 1795, Лувр, Париж
| Господин Серизиа, 1795, Лувр, Париж
|
Граф Станислав Потоцкий, 1781
| Гаспар Майер, 1795
| Супруги Лавуазье, 1788
|
Портрет юноши
| Альфонс Леруа, 1783
| Мадам Пекоул, теща художника, 1784
|
Портрет девушки в тюрбане
| Весталка с цветами
| Смерть Марата, 1793
|
Туалет венецианки, 1780
| Мадам Рекамье, 1800
| Мадам Рекамье, 1800
|
|