Автопортреты и фотография Эжена Делакруа
Делакруа Эжен (Ferdinand Victor Eugene Delacroix) (1798-1863), французский живописец и график.
Родился в состоятельной семье, получил классическое образование в Императорском лицее. Предполагают, что он был побочным сыном всесильного Талейрана, который неизменно покровительствовал художнику. Оставшись в шестнадцать лет сиротой, поступает в мастерскую Герена, в 1817 году — в Школу изящных искусств. Копирует в Лувре работы старых мастеров, отдавая предпочтение Рубенсу, Веласкесу, Микеланджело. Делакруа посетил Великобританию, Алжир, Марокко, Испанию, Бельгию.
Уже в ранний период творчества ощущение сопричастности великим, изменяющим лицо мира историческим событиям породило пафос и драматический накал произведений Делакруа, сделало его ярчайшим выразителем и главой романтизма во французском изобразительном искусстве.
Полна эмоционального напряжения и мрачного трагизма картина Делакруа «Данте и Вергилий», духом активного протеста против жестокости и насилия, глубокого сочувствия к бедствиям греческого народа пронизана «Резня на Хиосе». Художник предпочитал сюжеты, исполненные драматизма и внутренней напряженности («Казнь дожа Марино Фальеро», «Смерть Сарданапала»). Он нередко черпал мотивы в произведениях Шекспира, Гёте, Байрона (литографии к «Фаусту», и «Гамлету»), обращался к событиям Великой французской революции, другим эпизодам национальной истории («Битва при Пуатье»). Органический синтез героической действительности и символики, прекрасной романтической мечты о свободе достигнут им в картине «Свобода, ведущая народ», изображающей реальных участников революции 1830 года рядом с аллегорической фигурой Свободы. Хотя в картине немного персонажей, создается впечатление, что баррикаду защищает весь Париж. Делакруа чувствует себя плотью от плоти свободной Франции, недаром он поместил себя среди защитников баррикады.
После путешествия в Северную Африку Делакруа по многочисленным наброскам и зарисовкам с натуры исполнил ряд картин, отмеченных не только романтической красочностью и интересом к восточной экзотике, но и воссозданием своеобразия национального быта, нравов и характеров («Алжирские женщины», «Арабские комедианты», «Львиная охота в Марокко»).
Интерес к индивидуальности способствовал развитию портрета, причем Делакруа особенно привлекали люди творческие (портреты Паганини, Шопена, Жорж Санд, Берлиоза).
Делакруа работал также в области монументальной живописи (росписи Бурбонского дворца в Париже). Высокие декоративные качества, свободный полет фантазии, живописный размах, но вместе с тем и черты театрализованной патетики присущи картинам Делакруа на исторические, мифологические, религиозные темы («Взятие крестоносцами Константинополя», «Битва Святого Георгия с драконом»).
О литературном даре свидетельствует эпистолярное наследие Делакруа, а также интереснейший дневник, который он вел с 1822 года, — подлинная летопись культурной жизни эпохи. Делакруа оказал большое влияние на молодое поколение, в том числе на будущих импрессионистов. По многогранности таланта, по неистовой жажде воплощения он сопоставим с мастерами Ренессанса.
Картины Делакруа на мифологические и античные сюжеты:
Андромеда, 1852
| Борьба Аполлона с пифоном, 1850
| Медея, 1838
|
Библиотека Бурбонского дворца, Александр и поэмы Гомера
|
Бурбонский дворец, роспись паруса, Гесиод и Муза
|
Бурбонский дворец, роспись паруса, Хирон обучает Ахиллеса
|
Царь гуннов Атилла, 1847
| Царь гуннов Атилла, 1847
|
Клеопатра и крестьянин, 1838
| Последние слова Марка Аврелия, 1844
|
Овидий у скифов, 1859
Другие картины Эжена Делакруа:
Игра тигренка с тигрицей, 1830
| Лев, поедающий зайца, Лувр, Париж
|
Львиная охота в Марокко, 1854
| Арабские всадники, 1862
|
Дон Жуан после кораблекрушения, 1840
| Фанатики Танжера, 1838
|
Еврейская свадьба в Марокко, 1839
| Женщины Алжира в своих покоях, 1834
|
Нападение льва на арабского всадника
| Резня на Хиосе, 1824
| Марокканец, седлающий коня, 1855
|
Греция на развалинах Миссолунги
| Море Галилейское, 1854
| Свобода, ведущая народ
|
Море в Дьеппе, 1852, Лувр, Париж
| Смерть Офелии, 1844
|
Война, 1835
| Данте и Вергилий (Ладья Данте), 1822
|
Гамлет и Горацио на кладбище, 1835
| Гамлет и Горацио на кладбище, 1839
| Пьета, 1850
|
Похищение Ревекки, 1846
| Иаков борется с ангелом
| Похищение Ревекки, 1858
|
Христос на кресте
| Элиодор въезжает в Храм, 1861
| Положение во гроб, 1848
|
|
Бурбонский дворец, роспись паруса, Адам и Ева
| Казнь дожа Марино Фальеро, 1827
| Бурбонский дворец, роспись паруса, Адам и Ева
|
|
Библиотека Сената, Орфей, 1846, Париж
| Библиотека Сената, Святой Иероним, 1846, Париж
| Библиотека Сената, Цицерон, 1846, Париж
|
|
Святой Михаил побеждает дьявола, 1860
|
Фрески на западной стене, 1837, Бурбонский дворец, Париж
|
Роспись купола
Смерть Сарданапала
| Смерть Сарданапала
| Смерть Сарданапала
|
Ассирия, и ее царство держалось тридцать поколений — от Семирамиды до Сарданапала. Ассирийское царство началось женщиной, сильной, как мужчина. А кончилось оно мужчиной, слабым, как женщина. Потомки Семирамиды, цари, за тридцать поколений изнежились и изленились вконец.
Последнего ассирийского царя звали Сарданапал. Однажды его случайно увидел наместник горной Мидии Арбак. Царь сидел среди жен, безбородый, набеленный, нарумяненный, и под звуки песен расчесывал крашенную пурпуром шерсть. Суровый Арбак был потрясен. Мидия восстала, и мидяне осадили Ниневию. Сарданапал не умел бороться и не хотел сдаться. Он собрал вокруг себя все свои богатства и всех своих жен и детей, запер выходы и зажег дворец. Пламя бушевало пятнадцать дней. Народ видел дым из-за стен и думал, что это царь приносит жертвы богам. Когда мидяне вошли в город, на месте дворца была гора пепла. Ее выпросил себе вавилонский наместник и выплавил из нее сто тысяч талантов золота и серебра.
Жорж Санд, 1838
| Паганини, 1832
| Фредерик Шопен
| Луис-Август Щвитер
|
Микеланджело в мастерской, 1850
|
Мильтон диктует дочерям «Потерянный Рай», 1826
|
Тассо в сумашедшем доме, 1839
|
Луи Орлеанскому показывают любовницу, 1825
| Одалиска, 1857
| Мадмуазель Роза, 1817, Лувр, Париж.
|
Еврейская невеста, 1832
| Цветы, 1834
| Ваза с цветами, 1848
|
Натюрморт с раками
| Натюрморт с фруктами, 1848
|
|