
Портрет Досси
Доссо Досси (Dosso Dossi) (1486–1542), итальянский художник эпохи Позднего Возрождения, сочетавший черты классического Возрождения с «проторомантическими» тенденциями.
Досси (настоящие имя и фамилия Джованни де Лутеро) родился в Трамускио. Его прозвище, связанное с именем семейного поместья, было в XVIII веке продублировано новым именем для того, чтобы отличать его от брата, художника Баттисты Досси. По словам Вазари, первым учителем Доссо был Лоренцо Коста, но вскоре, оказавшись в Венеции, Доссо поступил в ученики к Джорджоне, у которого работал рядом с Пальма Веккио и Тицианом. Побывав в Венеции, испытал сильное влияние Джорджоне. С 1514 года работал при дворе феррарских герцогов, став ведущим местным живописцем. Был дружен с Ариосто, который помянул его в поэме «Неистовый Роланд» в числе величайших современных художников.
Его искусство представляет собой причудливый сплав устоявшихся композиционных стандартов религиозной или антично-мифологической картины с зыбкой неопределенностью, как бы «романтизмом» целого ряда образов, погруженных в атмосферу задумчивой грезы. Таковы «Цирцея» (или Мелисса из поэмы Ариосто) и ее заколдованные любовники в пейзаже или загадочная аллегория Нейхардт. Легенды и сказания древнего РимаЮпитер, Меркурий и Добродетель» — с Юпитером, увлеченно рисующим бабочку. Живописный дар Досси особенно непринужденно раскрывается в пейзажных мотивах, которые иной раз составляют главное содержание его композиций (например, в картинах «Три человеческих возраста» или «Пейзаже со сценами из жизни святых». Писал также портреты и декоративные циклы.
Доссо Досси иногда работал с братом Баттистой Досси. Баттиста учился в Риме у Рафаэля. Оба брата работали главным образом для феррарских герцогов д'Эсте. Доссо Досси являлся главным придворным художником семьи д'Эсте, он писал для них мифологические композиции, портреты и декоративные фрески. Манера, в которой исполнены его портреты, сродни венецианскому искусству того времени — так, в портрете Альфонсо д'Эсте ясно различается влияние Тициана. Позднее, под воздействием живописи венецианцев и Корреджо, в творчество Досси входит мотив полуфантастического пейзажа, освещенного таинственным, мерцающим светом. Почти всю жизни он провел на службе у герцогов Эсте, Альфонсо I, Эрколе II, где занимался не только живописью, но выполнял дипломатические поручения.
Умер Доссо Досси в Ферраре 26 июля 1542.
В «паутине» оказалась противоречивая информация: одна и таже картина приписывалась то Доссо, то Баттисте, и чтобы не обижать братьев, выкладываю картины и те, и другие.
Картины Доссо и Баттисты Досси на мифологические сюжеты:
 Цирцея, 1520
|  Цирцея со своими любимцами, 1516
|  Диана и Каллисто, 1528
|
 Геркулес и Омфала
|
 Геракл и пигмеи
|
 Вертумн и Помона
|
Вертумн был италийским богом смены времен года и превращений, которые происходят с земными плодами (цветут, затем зреют и, наконец, падают со склонившихся под их тяжестью ветвей). Вертумн ниспосылал на землю цветение весны, летнюю жатву и осеннее изобилие плодов.
Но о плодовых деревьях заботилась юная и трудолюбивая богиня Помона. Занятая своими хлопотами, она совершенно не замечала, как старались привлечь ее внимание такие полевые и лесные божества и шаловливые сатиры. Но более всех пленился юной красотой Помоны бог Вертумн. Пользуясь своим даром перевоплощения, он стал являться Помоне в разных обличьях — от воина до рыбака и простого садовника, предлагая ей свою любовь, но не мог завладеть сердцем Помоны.
Вертумн решился воздействовать на упрямицу силой чужого убеждения. Превратившись в дряхлую старуху, он пришел к Помоне и, пока она предлагала почтенной гостье свежие фрукты, стал убеждать ее выйти замуж за славного бога Вертумна. Помона и тут решительно отказалась, сославшись на то, что никогда не видела бога и не может судить о его достоинствах. Тогда Вертумн предстал перед смущенной Помоной во всем блеске своей красоты. Золотом сияли его кудри, любовью горели глаза. В одной руке юноша держал садовый нож, в другой — полную корзину благоухающих плодов. Пленившись прекрасным богом, юная Помона согласилась стать его женой.
Соединившись навсегда, они с жаром продолжали заботиться о процветании и свежести плодоносных садов италийской земли.
Римляне почитали эту юную божественную пару. Когда начиналось созревание плодов, садоводы приносили жертвы этим богам, а 13 августа происходило празднество в честь Вертумна и его прекрасной жены.
(Нейхардт, «Легенды и сказания древнего Рима»)
 Аполлон и Дафна, 1524
|
 Покинутая Психея
|
 Бахус, 1524
|
 Дидона
|
 Аргонавты, 1520
|
 Сивилла, 1516
|
 Вакханалия
|  Триумф Вакха и Ариадны
|  Вакханалия
|
 Суд Париса
|  Венера и купидон
|  Венера и купидон на природе
|
 Каледонская охота на кабана
|  Ночь (Сон)
|
 Сцена из Энеиды, 1520
 Юпитер, Меркурий и Добродетель
Картины Досси на библейские сюжеты:
 Поклонение волхвов
|  Поклонение волхвов
|
 Мадонна с младенцем
|  Sacra Conversazione
|  Святое семейство
|
 Отдых на пути в Египет
|  Святое семейство
|  Святое семейство
|
 Рождество
|  Мадонна с младенцем
|  Мадонна с младенцем
|  Архангел Михаил и дева Мария
|
 Святой Иероним
|  Святой Иероним
|
 Вознесение Христа
|  Явление Девы Марии, 1520
|  Святые Иоанн и Бартоломео, 1527
|  Святые Косьма и Дамиан, 1538
|
 Святая Лукреция
|  Архангел Михаил
|  Святой Георгий
|  Святой Иоанн Богослов
|
 Святой Себастьян
|  Святой Себастьян cо святыми
|  Алтарь
|  Святой Себастьян
|
 Святой Геогий
|  Явление Христа Марии Магдалене
|  Пьета
|
 Побивание камнями святого Стефана
|  Христос
|  Пейзаж со святыми
|
 Святая
Картины Досси на аллегорические сюжеты:
 Аллегория Победы
|  Три человеческих возраста
|  Аллегория Музыки
|
Ученые
 Аллегория рассвета
Портреты Досси:
 Герцог Альфонсо д'Эсте
|  Герцог Альфонсо д'Эсте
|  Портрет воина, 1530
|
 Portrait of a Court Jester
|  Ragazzo con canestro di fiori
|  Юноша с собакой и кошкой
|
 Лаура де Дианти(?)
|
 Лукреция Броджиа
|
 Лаура Пизани
|
 Демокрит
|
 Портрет солдата
|
 Портрет юноши
|
Другие картины Досси:
 Фьяметта и Боккаччо
|  The Magicians
|
 Франческо Мария делла Ровере, ведущий свое войско
|