Портрет Досси
Доссо Досси (Dosso Dossi) (1486–1542), итальянский художник эпохи Позднего Возрождения, сочетавший черты классического Возрождения с «проторомантическими» тенденциями.
Досси (настоящие имя и фамилия Джованни де Лутеро) родился в Трамускио. Его прозвище, связанное с именем семейного поместья, было в XVIII веке продублировано новым именем для того, чтобы отличать его от брата, художника Баттисты Досси. По словам Вазари, первым учителем Доссо был Лоренцо Коста, но вскоре, оказавшись в Венеции, Доссо поступил в ученики к Джорджоне, у которого работал рядом с Пальма Веккио и Тицианом. Побывав в Венеции, испытал сильное влияние Джорджоне. С 1514 года работал при дворе феррарских герцогов, став ведущим местным живописцем. Был дружен с Ариосто, который помянул его в поэме «Неистовый Роланд» в числе величайших современных художников.
Его искусство представляет собой причудливый сплав устоявшихся композиционных стандартов религиозной или антично-мифологической картины с зыбкой неопределенностью, как бы «романтизмом» целого ряда образов, погруженных в атмосферу задумчивой грезы. Таковы «Цирцея» (или Мелисса из поэмы Ариосто) и ее заколдованные любовники в пейзаже или загадочная аллегория Нейхардт. Легенды и сказания древнего РимаЮпитер, Меркурий и Добродетель» — с Юпитером, увлеченно рисующим бабочку. Живописный дар Досси особенно непринужденно раскрывается в пейзажных мотивах, которые иной раз составляют главное содержание его композиций (например, в картинах «Три человеческих возраста» или «Пейзаже со сценами из жизни святых». Писал также портреты и декоративные циклы.
Доссо Досси иногда работал с братом Баттистой Досси. Баттиста учился в Риме у Рафаэля. Оба брата работали главным образом для феррарских герцогов д'Эсте. Доссо Досси являлся главным придворным художником семьи д'Эсте, он писал для них мифологические композиции, портреты и декоративные фрески. Манера, в которой исполнены его портреты, сродни венецианскому искусству того времени — так, в портрете Альфонсо д'Эсте ясно различается влияние Тициана. Позднее, под воздействием живописи венецианцев и Корреджо, в творчество Досси входит мотив полуфантастического пейзажа, освещенного таинственным, мерцающим светом. Почти всю жизни он провел на службе у герцогов Эсте, Альфонсо I, Эрколе II, где занимался не только живописью, но выполнял дипломатические поручения.
Умер Доссо Досси в Ферраре 26 июля 1542.
В «паутине» оказалась противоречивая информация: одна и таже картина приписывалась то Доссо, то Баттисте, и чтобы не обижать братьев, выкладываю картины и те, и другие.
Картины Доссо и Баттисты Досси на мифологические сюжеты:
Цирцея, 1520
| Цирцея со своими любимцами, 1516
| Диана и Каллисто, 1528
|
Геркулес и Омфала
|
Геракл и пигмеи
|
Вертумн и Помона
|
Вертумн был италийским богом смены времен года и превращений, которые происходят с земными плодами (цветут, затем зреют и, наконец, падают со склонившихся под их тяжестью ветвей). Вертумн ниспосылал на землю цветение весны, летнюю жатву и осеннее изобилие плодов.
Но о плодовых деревьях заботилась юная и трудолюбивая богиня Помона. Занятая своими хлопотами, она совершенно не замечала, как старались привлечь ее внимание такие полевые и лесные божества и шаловливые сатиры. Но более всех пленился юной красотой Помоны бог Вертумн. Пользуясь своим даром перевоплощения, он стал являться Помоне в разных обличьях — от воина до рыбака и простого садовника, предлагая ей свою любовь, но не мог завладеть сердцем Помоны.
Вертумн решился воздействовать на упрямицу силой чужого убеждения. Превратившись в дряхлую старуху, он пришел к Помоне и, пока она предлагала почтенной гостье свежие фрукты, стал убеждать ее выйти замуж за славного бога Вертумна. Помона и тут решительно отказалась, сославшись на то, что никогда не видела бога и не может судить о его достоинствах. Тогда Вертумн предстал перед смущенной Помоной во всем блеске своей красоты. Золотом сияли его кудри, любовью горели глаза. В одной руке юноша держал садовый нож, в другой — полную корзину благоухающих плодов. Пленившись прекрасным богом, юная Помона согласилась стать его женой.
Соединившись навсегда, они с жаром продолжали заботиться о процветании и свежести плодоносных садов италийской земли.
Римляне почитали эту юную божественную пару. Когда начиналось созревание плодов, садоводы приносили жертвы этим богам, а 13 августа происходило празднество в честь Вертумна и его прекрасной жены.
(Нейхардт, «Легенды и сказания древнего Рима»)
Аполлон и Дафна, 1524
|
Покинутая Психея
|
Бахус, 1524
|
Дидона
|
Аргонавты, 1520
|
Сивилла, 1516
|
Вакханалия
| Триумф Вакха и Ариадны
| Вакханалия
|
Суд Париса
| Венера и купидон
| Венера и купидон на природе
|
Каледонская охота на кабана
| Ночь (Сон)
|
Сцена из Энеиды, 1520
Юпитер, Меркурий и Добродетель
Картины Досси на библейские сюжеты:
Поклонение волхвов
| Поклонение волхвов
|
Мадонна с младенцем
| Sacra Conversazione
| Святое семейство
|
Отдых на пути в Египет
| Святое семейство
| Святое семейство
|
Рождество
| Мадонна с младенцем
| Мадонна с младенцем
| Архангел Михаил и дева Мария
|
Святой Иероним
| Святой Иероним
|
Вознесение Христа
| Явление Девы Марии, 1520
| Святые Иоанн и Бартоломео, 1527
| Святые Косьма и Дамиан, 1538
|
Святая Лукреция
| Архангел Михаил
| Святой Георгий
| Святой Иоанн Богослов
|
Святой Себастьян
| Святой Себастьян cо святыми
| Алтарь
| Святой Себастьян
|
Святой Геогий
| Явление Христа Марии Магдалене
| Пьета
|
Побивание камнями святого Стефана
| Христос
| Пейзаж со святыми
|
Святая
Картины Досси на аллегорические сюжеты:
Аллегория Победы
| Три человеческих возраста
| Аллегория Музыки
|
Ученые
Аллегория рассвета
Портреты Досси:
Герцог Альфонсо д'Эсте
| Герцог Альфонсо д'Эсте
| Портрет воина, 1530
|
Portrait of a Court Jester
| Ragazzo con canestro di fiori
| Юноша с собакой и кошкой
|
Лаура де Дианти(?)
|
Лукреция Броджиа
|
Лаура Пизани
|
Демокрит
|
Портрет солдата
|
Портрет юноши
|
Другие картины Досси:
Фьяметта и Боккаччо
| The Magicians
|
Франческо Мария делла Ровере, ведущий свое войско
|