Автопортреты Жана Оноре Фрагонара
Фрагонар Жан Оноре (Jean-Honore Fragonard) (1732-1806), известный французский художник. Работал над гравюрой и занимался оформлением книг. Оставил большое наследие (более 500 картин и 1000 рисунков), работал в бытовом жанре, писал галантные сцены, пейзажи, портреты.
Фрагонар родился в 1732 году в городе Грас в семье перчаточника. Переехав в Париж, он в 1747 году поступил в мастерскую Шардена. Проучившись 6 месяцев, Фрагонар перешел в мастерскую Франсуа Буше, чье творчество стало отправной точкой в развитии его творчества.
В 1752 году Фрагонар написал картину на библейскую тему «Иероним поклоняется идолам» для представления ее в Академию художеств и получил премию. Следующие 3 года он занимался в Королевской школе при Лувре, возглавляемой Карлом Ванлоо. В 1756 году Фрагонар едет на стажировку в Рим, откуда он возвращается в Париж. «Фрагонар покинул Париж талантливым учеником, а вернулся великим живописцем» — этими словами Жан Пьер Кюзен, исследователь жизни и творчества Фрагонара, подводит итог его «римским каникулам».
В 1770-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии, галантные сцены, портреты. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре, получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Людовика XV.
Произведения художника, исполненные чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются декоративностью колорита, легкостью живописной манеры («Качели», «Поцелуй украдкой»). Связь с рококо проявляется в пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Свидание», «Погоня«). Художник любил теплую золотистую гамму, игру света.
Портрет — обширная область творчества Фрагонара. Он писал портреты современников, при этом стремился запечатлеть душевную взволнованность, страстность переживаний. В «Портрете Дидро» он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения», подчиненный одной страсти — взлету мысли, мечты. В портретах Фрагонара наметились тенденции, характерные для романтизма XIX века.
Французская революция явилась завершением эпохи рококо в искусстве, на смену ей пришел строгий классицизм. С 1792-1797 годы Фрагонар, получив место в музейной комиссии, занимался сохранением сокровищ Лувра, превращенного из королевской коллекции в Национальный музей искусства.
В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи XVII века: обнаженные купальщицы, подобные речным божествам, страстные любовные объятия, любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины. Почти все картины художника — небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Стилю Фрагонара свойственна внутренняя свобода, смелость обобщения формы, основанная на цвете, богатстве цветовых оттенков.
В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. Фрагонар был виртуозом в графике, использовал тушь, акварель, обращался к сангине . . .
Жарким днём 22 августа 1806 года Фрагонар зашёл в обычную парижскую кофейню, где был завсегдатаем, и заказал мороженое. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит, и не стал его будить. Спохватились лишь пару часов спустя... Великому художнику была уготована лёгкая смерть.
Картины Жана Оноре Фрагонара:
Венера и купидон
Венера
Рождение Венеры
Аврора и Кефал
Кефал и Прокрида
Селена и Эндимион
Психея показывает сестрам подарки Амура
Жрица Корезус жертвует собой, чтобы спасти Каллирою
Нимфы
Иероним поклоняется идолам
Поклоннение пастухов
Игра в жмурки
Погоня
Свидание
Венец возлюбленному
Признание в любви
Музыкальный конкурс
Мечтания
Качели
Выигранный поцелуй
Задвижка
Поцелуй украдкой
Контракт
Сувенир
Любовное письмо
Девочка, играющая с собачкой
Молодая ученица
Мальчик Пьеро
Сестры
Визит медсестры
Урок для всех
Урок музыки
Вдохновение (автопортрет)
Дени Дидро
Обучение
Читающая девушка
Автопортрет Александра Эвариста Фрагонара
Фрагонар Александр Эварист (Alexandre-Evariste Fragonard) (1780-1850), французский живописец и скульптор, работавший в разных стилях — от пасторального стиля до неоклассицизма, сын известных художников эпохи рококо Жана Оноре Фрагонара и Марии Анны Жерар-Фрагонар.
Первые уроки Александр брал, естественно, у отца, к тому времени маститому художнику. Естественно, что Александр темы, как исторические, так и пасторальные заимствовал у отца.
При поддержке отца, Александр успешно сдает экзамены и поступает в Школу Elèves Protégés, где становится учеником Жака-Луи Давида. Давид окончательно и «пристрастил» юношу к исторической живописи.
Фрагонар дебютировал в Салоне в 1793 году в возрасте 13 лет (!). В следующем году он побеждает в конкурсе, организованном правительством. Получивший образование в республиканской среде мастерской Давида, Александр посвящает свое творчество темам, прославляющим Республику, а также античным и мифологическим сюжетам. В начале 1800-х Александр женится на ученице отца — художнице Маргарите Жерар, которая была, к тому же, младшей сестрой матери Александра, и старше его на 19 лет. В 1806 году у них родился сын Теофиль, который также стал художником.
Александр Фрагонар успешно делал карьеру под эгидой власти, активно творя при консулате. В 1801 году он победил в конкурсе картин на тему Амьенского мира. Позже получил заказ на фронтон Палаты депутатов дворца Бурбонов в Париже (эта работа была уничтожена в дни революции 1830 года). В 1810 году Фрагонар получил заказ на украшение Гвардейского зала и салона во дворце Бурбонов. А в 1812 году сам Наполеон Бонапарт поручает художнику исполнение большого памятного обелиска Победы на Новом мосту в Париже, но этот заказ не был выполнен. Между 1812 и 1835 годами Фрагонар в качестве декоративного живописца создает более сотни форм, с узорами античных керамик и многочисленными пейзажами, для фабрики севрского фарфора. Художник работал и для театра, создавая костюмы, высоко оцененные Делакруа.
В 1815 году Александр становится Кавалером Почетного легиона. Успешно выставляется художник в Салоне, несколько его работ правительство приобретает для Лувра. Остаток своей карьеры и жизни, художник, как и его родители, провел в служебной квартире при Лувре. В конце жизни, всеми забытый и никому не нужный, но еще полный сил, художник узнал, что такое забвение.
Умер Александр-Эварист Фрагонар в 1850 году в Париже в возрасте 70 лет.
Картины Александра Эвариста Фрагонара:
Три грации
Триумф Гомера
Психея показывает богатство сестрам
Пирр и другие
Венера останавливает Энея,
Ярость Эдипа
собирающегося заколоть Елену
(Oedipus’s Fury)
Клятва Брута (Смерть Лукреции)
Диана де Пуатье в мастерской скульптора Гужона
Король Франции Франциск I в студии скульптора Бенвенуто Челлини
Кардинал Мазарини у смертного ложа художника Эсташа Лёсюёра
Рубенс и Елена Фурман c детьми
Рафаэль поправляет позу модели
Король Франции Франциск I с сестрой, королевой Наварры, получают картины и статуи, привезенные из Италии художником Приматиччо
Художник создает модель
Элегантная компания
Король Франции Франциск I посвящен в рыцари Баярд накануне битвы Мариньяно 14 сентября 1515 года
Битва у Мариньяно 14 сентября 1515
Саладин I в Иерусалиме
Франсуа-Антуан, граф де Буасси д’Англа
Последние минуты
приветствует голову Феро
герцога Бэрри
Мирабо отвечает Дре-Брезе на национальной Императрица Мария Терезия представляет
Ассамблее, 23 июня 1789
сына, будущего императора, венграм
Приговор Тамплиерам
Монахи в склепе
Музыкант
Волшебник
Роковой час, фантастическая тема
Сцена в спальне Маргариты де Валуа
Сцена убийства
в Варфоломеевскую ночь
в Варфоломеевскую ночь
Король Карл I прощается с семьeй перед казнью
Мария, королева Шотландии, и Ризио
Королева Елизавета прощается с сыновьями
Урок Генриха IV
Вступление Генриха IV в Париж
Генрих IV, Сюлли и Габриель
Ссылаясь на Хильдерика
Брадаманта на могиле Мерлина
Жанна д'Арк на костре
Родриго де Вивар и его отец
Аретино в мастерской Тинторетто
Дон Жуан и статуя Командора
Сцена из оперы «Дон Жуан» Моцарта
Отставка поклонника
Любовная записка
Побег пленника
Замурованные
Вирджиния во время шторма
|