![](ukr01.gif)
Автопортреты Гейнсборо
![приблизить](Gainsborough/00a.jpg)
Гейнсборо Томас (Thomas Gainsborough) (1727-1788), английский художник.
Биография английского художника Томаса Гейнсборо не отмечена какими-нибудь значительными событиями. Он родился в провинциальном городке Садбери, вдалеке от Лондона, и хотя рано стал проявлять интерес к искусству, систематического художественного образования получить ему не пришлось.
Когда-то городок Садбери был одним из центров торговли шерстью и сукном. Здесь процветали не только прядение, ткачество и крашение, но и отделка готового уже товара. Но ко Времени рождения Гейнсборо расцвет Садбери был уже далеко позади.
В школьные годы Гейнсборо часто упрашивал учителя, чтобы тот отпустил его с уроков. Если это получалось, он убегал в окрестности Садбери, на реку или в луга — рисовать. И не было в округе такой живописной группы деревьев (или даже одинокого, но прекрасно стоящего дерева), зеленой изгороди, оврага или скалы, даже придорожного столба на повороте тропинки, которые не запечатлелись бы в его памяти.
Картины Гейнсборо:
![приблизить](Gainsborough/78431.jpg) Диана и Актеон, 1785
единственное полотно, посвящённое античной мифологии
![приблизить](Gainsborough/10.jpg) Дама в голубом (герцогини де Бофор?), 1770
единственная картина Гейнсборо в нашей стране, в собрании Эрмитажа
В этом полотне ощущается влияние портретов Ван Дейка — одного из любимых художников. Именно портреты, написанные Ван Дейком (и еще Рубенсом), помогли Гейнсборо уйти от некоторой сухости и связанности, присущих его ранним работам. Кисть художника стала более уверенной и легкой, и «Дама в голубом» привлекает не столько внешней эффектностью, сколько поэтической одухотворенностью.
На портрете зритель видит молодую женщину в белом открытом платье. Ее зачесанные вверх волосы уложены в сложную прическу и увенчаны маленькой шляпкой со страусовыми перьями и голубой лентой. До самых плеч спускаются локоны, на тонкой шее — черная ленточка, с конца которой свисает золотой крестик. Влажные губы полуоткрыты, карие глаза под темными бровями устремлены в пространство. Рука с браслетом поддерживает на груди голубой шарф, соскальзывающий с плеч.
Мы ничего не знаем о женщине, послужившей моделью Томасу Гейнсборо. Возможно, это была дочь адмирала Боскауэна, которая в 1766 году вышла замуж за герцога де Бофора и умерла впоследствии в глубокой старости. Лишь портрет, исполненный Гейнсборо, позволяет составить впечатление о прелестной леди в ее юные годы. Утонченная скромность образа, невозмутимость взгляда, изысканная сдержанность позы делают светскую даму поэтическим воплощением юности и красоты.
Скользящий мечтательный взгляд, очертания розовых губ, вот-вот готовых улыбнуться, едва заметный поворот головы... Образ герцогини де Бофор сплетен из незавершенных, едва намеченных художником движений, именно это и делает его особенно живым и чарующим.
Голубые, серые, розовые и белые тона незаметно переходят один в другой, не создавая для зрителя резких контрастов. Полупрозрачное платье герцогини сливается с ее кожей, как бы составляя единое целое с телом. Серовато-белые перья, лазурная лента на шляпке и напудренные волосы создают своеобразный ореол вокруг юного лица с его свежим румянцем. Портрет герцогини кажется голубым (отсюда его второе название), так как светлые, сияющие краски с перламутровыми отблесками переливаются, как вода, отражающая облака.
Создавая портрет, Гейнсборо окрасил ее облик нежной романтической дымкой и светлой мечтательностью. Он, не стремясь специально раскрыть всю глубину человеческой души, создал подлинно великое творение.
![приблизить](Gainsborough/11.jpg) актриса Сара Сиддон, 1785 своеобразный ответ Рейнольдсу, который написал актрису в виде музы Трагедии
Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. Сара Сиддон, одна из двенадцати детей владельцев бродячего театра, сумела стать ведущей актрисой своего времени. Ее портреты писали и Рейндолдс, и Лоуренс. Однако, пожалуй, только Гейнсборо удалось увековечить облик этой великой актрисы, сумевшей прийти через все тернии к славе. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). Ее изящный, чуть хищный профиль венчает черная шляпа с перьями, смотрящаяся на ней как корона. Желтый шарф актрисы хорошо сочетается с коричневой меховой муфтой, лежащей у нее на коленях. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе».
![приблизить](Gainsborough/12.jpg) Джорджиана, герцогиня Девонширская, 1787
![приблизить](Gainsborough/14.jpg) Мэри, леди Бейт-Дадли, 1787
![приблизить](Gainsborough/14a.jpg) Элизабет Роттсли, позже герцогиня Графтон, 1765
![приблизить](Gainsborough/20.jpg) Миссис Мэри Грэм, 1777
Пышный парадный свадебный портрет 17-летней Мэри Грэм, без всякого сомнения, написан художником под влиянием манеры, почитаемого им Ван Дейка — это сказывается очевиднее всего в роскошном одеянии героини. Молодая женщина изображена на фоне некого обобщенного пейзажа (хотя, разумеется, она позировала Гейнсборо в его мастерской). Мери Грэхем была второй дочерью девятого графа Кэткарта. Ее серебристая фигурка выступает из грозовой темноты, пепельно-серые и приглушенные золотистые тона. Образ и атмосфера портрета вызывали почти суеверные чувства — миссис Грэм умерла молодой, горячо любивший ее муж был не в силах смотреть на изображение. Ее супруг мучительно переживал эту утрату. По его приказу портрет Мери, написанный Гейнсборо, убрали в чулан. Томас Грехэм говорил, что если он хотя бы раз взглянет на эту картину, его сердце разорвется от горя. «Портрет миссис Грехэм» провел в чулане около полувека. Вновь извлекли его на свет Божий лишь после смерти лорда Лайндока.
Еще один шедевр художника — портрет миссис Шеридан, жены прославленного драматурга. Она сидит на скамье под деревом, чуть ли не растворяясь в пейзаже. Трудно понять, где пряди ее волос, ленты шарфа, а где волнующаяся под ветром листва. Прекрасное задумчивое лицо сияет в мягком сумеречном свете дня.
![](Gainsborough/21.jpg) Элизабет Шеридан, урожденная Линли, 1783
![приблизить](Gainsborough/22.jpg) Джованна Баччелли, итальянская танцовщица, 1782
![приблизить](Gainsborough/21a.jpg) Анна, графини Честерфилд, 1782
![](Gainsborough/27b.jpg) Миссис Томас Хибберт, 1780
![](Gainsborough/27.jpg) Королева Шарлотта, 1783
![приблизить](Gainsborough/27a.jpg) Три старших принцессы, 1784
![приблизить](Gainsborough/36a.jpg) Утренняя прогулка, 1785
![приблизить](Gainsborough/35.jpg) Супруги Эндрюс, 1749
![приблизить](Gainsborough/36.jpg) John and Ann Gravenor, with their daughters, 1754
![приблизить](Gainsborough/25.jpg) Автопортрет с женой
![](Gainsborough/26a.jpg) Автопортрет с женой и дочерью Мери, 1751
![](Gainsborough/26.jpg) Жена художника, 1758
![приблизить](Gainsborough/30.jpg) Дочери художника, преследующих бабочк, 1756
![](Gainsborough/31.jpg) Дочери художника, 1759
![](Gainsborough/33.jpg) Дочери художника
![](Gainsborough/33a.jpg) Гейнсборо Дюпон, 1770
![приблизить](Gainsborough/23.jpg) Мальчик в голубом, 1770
![](Gainsborough/24.jpg) Эдвард Ричард Гардинер
![приблизить](Gainsborough/34a.jpg) The Marsham Children, 1787
![](Gainsborough/34.jpg) Сыновья лесника, 1783
![](Gainsborough/28.jpg) Полковник Джон Баллок, 1770
![](Gainsborough/36b.jpg) Уильям Пойнтц, 1762
![](Gainsborough/36e.jpg) Джон Кэмпбелл, герцог Аргайл, 1767
![](Gainsborough/36c.jpg) Георг III, 1781
![приблизить](Gainsborough/36d.jpg) John Plampin, 1753
В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» — ответ художника на «Водопой» Рубенса. В последующие годы он продолжает создавать пейзажи, появляются даже две марины со спокойным и с бурным морем. Один из лучших пейзажей — «Возвращение с жатвы». Ему удалось по-своему соединить два основных направления этой эпохи, казалось бы, взаимно исключающих друг друга: скромный реализм голландского пейзажа, скрупулезно фиксирующий увиденное, и французскую легкость, декоративность расцветшего к середине века стиля рококо, его криволинейное пространство. Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса. Именно поздние пейзажи Рубенса с их широким ритмом, сложным построением композиции и драматически сильными световыми эффектами произвели на Гейнсборо ошеломляющее впечатление. В результате манера письма Гейнсборо становится более свободной, беглой, а красочный слой более жидким и текучим. Он фиксирует изменчивую игру света и тени в густой листве, все полотно пронизано единым лирическим порывом, почему Гейнсборо и можно считать одним из зачинателей романтизма в пейзаже.
![](Gainsborough/43.jpg) Водопой, 1777
![](Gainsborough/45.jpg) Залив, 1783
![](Gainsborough/46.jpg) Прибрежный пейзаж с пастухом и стадом, 1783
![](Gainsborough/44.jpg) Возвращение с жатвы, 1784
![](Gainsborough/50.jpg) Возвращение крестьян с рынка, 1768
![](Gainsborough/47.jpg) Пейзаж в Саффолке, 1750
![](Gainsborough/48.jpg) Рассвет, 1776
|