Портреты Николая Ге
Автопортрет
| Репин, Портрет Ге
| Ярошенко, Портрет Ге
|
Ге Николай Николаевич (Nikolaya Ge) родился 15 февраля 1831 года в Воронеже, в дворянской семье. Когда ребенку было три месяца, его мать умерла. Вскоре отец, внук французского эмигранта и отставной офицер, вместе с семьей переехал в Киев. Позднее семья перебралась в Подольскую губернию, где отец купил село. Здесь и прошло детство Ге. Воспитанием мальчика занимались бабушка и крепостная няня. Уже в детстве формируется добрый, мягкий характер, который всегда привлекал к художнику людей.
С 1840 года Ге шесть лет учится в Киеве, сначала в частном пансионе, затем в гимназии, и здесь начинает серьезно увлекаться рисованием. В 1847 году Николай поступает учиться на математический факультет Киевского университета. С 1848 года он — студент Петербургского университета. Учебу Николай совмещает с посещениями Эрмитажа и долгими часами рисования. Увидев картину Брюллова «Гибель Помпеи», Ге твердо решает стать художником.
В 1850 году он поступил в Академию художеств. Ге воспитывался на живых образцах творчества Брюллова. В 1855 году за картину «Ахиллес оплакивает Патрокла» Ге удостоен малой золотой медали. Итогом же академической учебы Ге была его картина «Саул у Аэндорской волшебницы» (1856), за которую он получил Большую золотую медаль. Эта картина дала художнику право на поездку за границу.
Весной 1857 года вместе с молодой женой он выехал за границу. Посетив Германию, Швейцарию, Францию, Ге на несколько лет поселился в Риме. В первых итальянских работах Ге по-прежнему сильно влияние Брюллова: «Смерть Виргинии», «Любовь весталки». «Разрушение Иерусалимского храма». В дальнейшем художник преодолевает подражание Брюллову, творчески переработав его методы. В 1858 году в Риме состоялась встреча Ге с Александром Ивановым и его картиной «Явление Христа народу». Творение Иванова оказало на Ге серьезное влияние.
Живя во Флоренции, Ге создает произведения на евангельские сюжеты, из которых наиболее значительны «Тайная вечеря» (1863), «Вестники воскресения» (1867) и «В Гефсиманском саду» (1869). Тогда же Ге пишет пейзажи.
В 1867 году Ге создает не только наиболее значительное произведение итальянского периода, но и одно из лучших произведений русской портретной живописи вообще — «Портрет Герцена». Портрет был написан за пять сеансов. Большая личная симпатия к писателю позволила художнику создать образ необычайной теплоты и проникновенности. Возвращаясь в Россию в 1869 году, Ге тайно перевез этот портрет через границу (имя Герцена было под запретом).
В Петербургский период Ге принимает самое живое участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок. Появляются картины «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871), «Екатерина II у гроба Елизаветы» (1874) и «Пушкин в Михайловском» (1875). Художник много работает над портретом. Он стремится запечатлеть для потомства выдающихся людей своего времени: Некрасова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Костомарова, Антокольского. Лепит бюст Белинского.
В 1882 году живописцу попалась на глаза статья Толстого «О переписи в Москве». Ге понял, что нашел духовного единомышленника. Ге приехал к Толстому в Москву, в Хамовники. Вскоре он стал едва ли не членом семьи Толстого. В 1884 году он создает портрет Льва Николаевича, изображая великого писателя за работой.
Последний период творчества художника в основном связан с евангельскими темами. Ге создает цикл картин о страданиях Христа, истолковывая их как страдания чисто человеческие: «Христос и Никодим», «Выход с тайной вечери», «Что есть истина?», «Суд Синедриона».
«Картина «Что есть истина?» была запрещена царской цензурой, которая усмотрела в ней «неуважение к личности Христа и нарушение его канонического изображения». Полным нарушением всех церковных канонов, страстным протестом против человеческого страдания были две последние работы Ге — «Голгофа» и «Распятие». «Голгофа» — одна из основных работ евангельской серии Ге. Он изображает не само распятие, а состояние Христа перед казнью. Тщедушный, маленький, изможденный пытками Христос закрывает лицо руками, содрогнувшись при виде торжествующей жестокости. Христос у Ге стал символом ужаса человека перед злом, царящим в мире.
Скончался художник на своем хуторе 1 июня 1894 году.
Картины Николая Ге на мифологические и античные сюжеты:
Ахиллес оплакивает Патрокла
| Ахиллес оплакивает Патрокла (эскиз)
|
Смерть Виргинии, эскиз, 1858
| Смерть Виргинии, эскиз, 1858
|
Сюжет взят художником из истории Античного Рима. Децемвир Аппий Клавдий, один из коллегии десяти законодателей, воспылал тайной страстью к Виргинии, дочери уважаемого центуриона. Он задумал хитростью овладеть ею и сговорился с одним из тех, кто от него зависел, что тот заявит, будто девушка эта ранее была рабыней, и приведет обвиняемую к Аппию, который вынесет приговор в пользу своего сообщника. Но прежде чем ее увели, явившийся отец Виргинии схватил в лавке мясника нож и заколол ее. Эскиз неосуществленной картины.
Любовь весталки, эскиз
| Любовь весталки, эскиз
|
Картины Николая Ге на библейские сюжеты:
Суд царя Соломона
| Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила
|
Накануне решающей битвы с филистимлянами, чувствуя себя оставленным Богом, царь Саул решился обратиться к Аэндорской волшебнице, и та вызывает дух пророка Самуила, который предсказывает Саулу гибель его сыновей и его собственную смерть. На следующий день сыновья были убиты филистимлянами, а сам царь покончил с собой.
Мария встречает Христа, 1864
| Христос и Никодим, 1889
|
Суд Синедриона, Повинен смерти, 1892
| Тайная вечеря, 1863
|
Возвращение с погребения Христа, 1859
| Христос перед Анной, 1868
|
Изучение произведений Иванова и мастеров итальянского Возрождения помогло художнику выйти на свою большую тему. Главной для всего его последующего творчества становится тема страдающего человека, драматического столкновения мировоззрений. Впервые эта тема отчетливо прозвучала в картине «Тайная вечеря» (1863).
В том же году она была привезена в Петербург.
Сцена Тайной вечери — последней встречи Иисуса Христа со своими учениками, когда были произнесены роковые слова: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» — известна и много раз замечена художниками. В этом евангельском сказании Ге увидел глубочайшую драму: «Я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика — человека. Близ него лежал Иоанн: он все понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидал Петра, вскочившего, потому что он тоже понял все и пришел в негодование — он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдет».
Всем своим образным строем «Тайная вечеря» напряженно драматична, Христос только что произнес слова обличения, и в тихую прощальную беседу ворвались тревога, смятение, горе и гнев. Золотистый луч светильника, разрывая мягкий сумрак комнаты, вспыхивает отблесками на лицах, фигурах собравшихся, отбрасывая на стены и пол гигантские тревожные тени. Яркий свет выхватывает из темноты край покрытого белой скатертью стола и стоящую рядом порывистую фигуру взволнованного Петра. Резким контрастом к нему высится на переднем плане темный силуэт Иуды. Его мрачная фигура исполнена какой-то значительности. Это не мелкий корыстолюбец, предавший учителя за тридцать сребреников, но отступник в полном значении этого слова, сознательно обрекающий себя на отторгнутость, на проклятие. Предельная напряженность правой части картины как бы гаснет в группе окружающих Христа учеников. Здесь все окутано мягкой светотенью, в сумраке комнаты еле различимы фигуры второго плана. Меркнут горячие тона, в окне встает холодная синева ночи. Тихо переговариваются апостолы. Погружен в себя объятый горестными размышлениями Иисус. Его полулежащая фигура своими мягкими, как бы усталыми очертаниями разрешает взволнованную динамику композиции».
Реакционная пресса усмотрела в картине Ге грубость лиц, «торжество материализма и нигилизма», а цензура запретила воспроизводить ее. Но прогрессивные деятели встретили ее восторженно. Илья Репин писал: «Не только у нас в России, можно смело сказать — во всей Европе, за все периоды христианского искусства не было равной этой картине, на эту тему. Если картина была интересна для просвещенной публики, то еще более она была поучительна для художников новизной искусства, смелостью композиции, выражением великой драмы и гармонией общего. Вещь эту можно смело повесить рядом с великими созданиями искусства живописи». За это произведение Ге был избран действительным членом Академии художеств.
Выход Христа с учениками с Тайной вечери, эскиз, 1888
| Выход Христа с учениками с Тайной вечери, эскиз, 1889
|
Вестники Воскресения, 1867
| Совесть, Иуда, 1891
|
Иуда
| Голова Иуды, 1862
| В Гефсиманском саду
|
Что есть истина (Христос и Пилат)
| Голгофа, 1893
| Распятие, 1893
|
Портреты Николая Ге:
Лев Толстой, 1884
| Мария Толстая, дочь Льва Толстого, 1891
| Николай Некрасов, 1872
|
Николай Костомаров, 1870
| Салтыков-Щедрин, 1872
| Александр Герцен, 1867
|
А.В.Олсуфьев, 1881
| А.М.Олсуфьева, 1881
| М.П. Габаева
|
Наталья Петрушевич, 1893
| Анна Ге, жена художника, 1858
| Внук Николая Ге, 1889
|
Петр Ге, сын художника, 1874
| Петр Ге, сын художника, 1877
| Итальянская девушка в национальном костюме, 1857
|
Пейзажи Николая Ге:
Флоренция, Парк Кашины, 1868
| Флоренция, 1864
|
Оливковая роща в Сан-Теренцо, 1867
| Дорога к морю близ Ливорно, 1862
|
Рассвет на море в Ливорно, 1862
| Морской залив в Вико, 1858
|
Виноград около Вико, 1858
| Перевозка мрамора в Карраре, 1868
| Каррара, 1858
|
Другие картины Николая Ге:
Петр I допрашивает царевича Алексея
| Петр I и Алексей, эскиз, 1870
|
Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы
| Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы, эскиз
|
Пушкин в селе Михайловском
| Смерть Имельды Ламбертацци
|
Лейла и Хаджи Абрек
| Мать при похоронах своего ребенка
|
|