
Автопортрет и фотография Жероме
Жероме Жан-Леон (Jean-Leon Gerome) (1824-1904), французский художник, прославившийся картинами разнообразного содержания, преимущественно изображающими быт античного мира и Востока.
Сын золотых дел мастера, начальное художественное образование получил в родном городе и, приехав в 1841 в Париж, поступил в ученики к Деларошу, вместе с которым, в 1844, отправился в Италию, где усердно занимался рисованием и живописью с натуры.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем». За нею последовали: «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» и «Греческий лупанар» — сцена, в которой уже ясно выражалась одна из главных черт многостороннего таланта живописца, а именно его уменье смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность.
Подобная же двусмысленная картина Жероме появилась в салоне 1853 под невинным названием «Идиллия». Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на неё художника и мастерству его техники, сделала его вождем особой группы в среде французских живописцев — группы так называемых «неогреков».
Разделяя свою деятельность между Востоком, Западом и классической древностью, Жероме пожинал, однако, наиболее обильные лавры в области последней. Из неё почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия», «Фрина перед ареопагом», «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие.
Во всех восточных жанрах знаменитого художника поражает изящная и добросовестная передача климата, местности, народных типов и малейших частностей бытовой обстановки, изученных им при неоднократном посещении Египта и Палестины.
В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре. Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреон с Бахусом и Амуром».
Картины Жероме на мифологические и античные сюжеты:
 Полифем
|  Анакреон, Бахус и Амур, 1848
|
 Рождение Венеры
|  Пигмалион и Галатея
|  Пигмалион и Галатея
|
 Вакх и Купидон
|  Вакханка
|  Дафнис и Хлоя
|
 Побег Купидона
|  Диоген, 1860
|
В мастерской Танагры (Живопись вдыхает жизнь в Скульптуру)
|
В мастерской Танагры (Живопись вдыхает жизнь в Скульптуру)
|
 Греческий интерьер
|  Бой петухов
|
 Смерть Цезаря
|  Большой палец вниз (Смерть гладиатора)
|
 Сократ ищет Алкивиада в доме Аспазии
|  Фрина перед ареопагом
|
 Клеопатра перед Цезарем
|  Римский рынок рабов
|  Аукцион невольников
|
 Господство Августа, рождение Христа
В 1852 году Жан-Леон Жером получил государственный заказ на большую картину на историческую тему «Господство Августа». В этом холсте он объединяет историю рождение Христа с завоеванными народами, воздающими почести Августу.
Октавиан Август был одним из самых выдающихся государственных деятелей Древнего Рима. Его имя сохранилось в потомстве наряду, с именами Александра Македонского и Юлия Цезаря. Еще при жизни его — правителя Римского государства — стали называть «божественным Августом», а впоследствии даже возникла легенда, что отцом Октавиана был не простой смертный, а бог Аполлон.
Он продал часть собственного имущества и роздал народу обещанные Цезарем деньги. Этот поступок привлек к Октавиану симпатии солдат и бедноты. Наследник Цезаря мгновенно из малоизвестного человека сделался самым популярным из всех оставшихся после смерти Цезаря политических деятелей. Сенат преподнес Октавиану титул «Августа» («подателя благ»), который раньше присваивали только богам и в провинциях ему стали воздвигать храмы. Шестой месяц римского календаря — секстилий — был переименован в честь него и стал называться августом.
В верхней части картины Август сидит перед римским храмом и касается плеча мужчины, персонифицируемого как Рим. Окружают его ученые и государственные деятели, в то время как иностранные племена собираются ниже. Жером изобразил разное отношение и положение племен и народов к Августу. Он изобразил обнаженную женщину и полуобнаженного мужчину, которых волокут к ногам Августа за волосы, подчеркивая то, что количество рабов и жерт резко возрасло.
Изображение ангелов с пальмовой ветвью и венком в период творчества Жерома означало скорую кончину. В этой картине сюжетная линия выражается не в изображенном моменте события, а в том что наступит позднее. Разрушится храм Зевса, падет Рим, Августа ждет скорая кончина.
Сцена рождества Христова расположена на переднем плане.
 Царь Кандавл, 1859
Согласно описанию Геродота Кандавл — полулегендарный царь Лидии, тиран Сард. Он был потомком Алкея, сына Геракла.
Этот Кандавл был очень влюблен в свою жену и, как влюбленный, считал, что обладает самой красивой женщиной на свете.
Был у него среди телохранителей некий Гигес. Ему Кандавл доверял самые важные дела и даже расхваливал красоту своей жены: «Гигес, ты, кажется, не веришь тому, что я говорил тебе о красоте моей жены, поэтому постарайся увидать ее обнаженной».
Когда Кандавл решил, что настала пора идти ко сну, то провел Гигеса в спальный покой, куда затем пришла и жена. И Гигес любовался, как она вошла и сняла одежды. Как только женщина повернулась к нему спиной, Гигес постарался незаметно выйти из покоя. Тем не менее женщина видела, как он выходил. Женщина сделала вид будто ничего не заметила, в душе же решила отомстить Кандавлу.
Она велела позвать к ней Гигеса и обратилась к нему с такими словами: «Перед тобой теперь два пути; даю тебе выбор, каким ты пожелаешь идти. Или ты убьешь Кандавла и, взяв меня в жены, станешь царем лидийцев, или сейчас же умрешь. Мы нападем на него на том самом месте, откуда он показал тебе меня обнаженной, и ты убьешь его во время сна».
Обдумав совместно этот коварный план, Гигес с наступлением ночи проник в спальный покой вслед за женщиной. Когда же Кандавл заснул, Гигес, крадучись, пробрался к нему и, заколов его, овладел, таким образом, его женой и царством.
Картины Жероме на религиозные сюжеты:
 Вирсавия, 1889
|  Последняя молитва христианских мучеников, 1883
|
 Последняя молитва Святого Иеронима
|  Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем
|  Молитва Святому Духу во время чумы в Марселе
|
 Судный день
|  Молитва в Каире
|  В гробнице султана
|
Портреты Жероме:
 Женский портрет, 1849
|  Мадлен Жюльетта Жероме и ее куклы
|  Женский портрет, 1850
|
 Женский портрет, 1866
|  Женский портрет, 1851
|  Женщина под вуалью, 1876
|
 Людовик XIV и Мольер
|  Сотрудничество, Корнель и Мольер
|
 Известный человек - Луи XIII
|  Данте Алигьери
|  В мастерской Микеланджело
|
Другие картины Жероме:
 Арабы пересекают пустыню
|  Танец с мечами у египетских руин
|
 Серый кардинал
|  Дуэль после маскарада
|
 Прием сиамских послов в Фонтенбло
|  Безумный тюльпан
|
 Генерал Бонапарт со штабом в Египте
|  Отдых в русском лагере
|
 Караван за стенами крепости
|  Кружение дервишей
|
 Гарем в беседке
|  Укротитель змей
|
 Кормление голубей
|  Танец Альме
|
 Коррида
|  Пикадор
|
 Модель художника
|  Остерегайтесь собаки (военнопленный в Риме)
|  Уличные музыканты
|
 Мавританская баня
|  В бассейне гарема
|  Обнаженная женщина
|
 Турецкие бани
|  Купальщица
|  Купающаяся турчанка
|
 Рынок ковров в Каире
|  Женщина, зажигающая кальян
|  На продажу
|
|