Автопортрет и фотография Жероме
Жероме Жан-Леон (Jean-Leon Gerome) (1824-1904), французский художник, прославившийся картинами разнообразного содержания, преимущественно изображающими быт античного мира и Востока.
Сын золотых дел мастера, начальное художественное образование получил в родном городе и, приехав в 1841 в Париж, поступил в ученики к Деларошу, вместе с которым, в 1844, отправился в Италию, где усердно занимался рисованием и живописью с натуры.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем». За нею последовали: «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» и «Греческий лупанар» — сцена, в которой уже ясно выражалась одна из главных черт многостороннего таланта живописца, а именно его уменье смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность.
Подобная же двусмысленная картина Жероме появилась в салоне 1853 под невинным названием «Идиллия». Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на неё художника и мастерству его техники, сделала его вождем особой группы в среде французских живописцев — группы так называемых «неогреков».
Разделяя свою деятельность между Востоком, Западом и классической древностью, Жероме пожинал, однако, наиболее обильные лавры в области последней. Из неё почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия», «Фрина перед ареопагом», «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие.
Во всех восточных жанрах знаменитого художника поражает изящная и добросовестная передача климата, местности, народных типов и малейших частностей бытовой обстановки, изученных им при неоднократном посещении Египта и Палестины.
В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре. Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреон с Бахусом и Амуром».
Картины Жероме на мифологические и античные сюжеты:
Полифем
| Анакреон, Бахус и Амур, 1848
|
Рождение Венеры
| Пигмалион и Галатея
| Пигмалион и Галатея
|
Вакх и Купидон
| Вакханка
| Дафнис и Хлоя
|
Побег Купидона
| Диоген, 1860
|
В мастерской Танагры (Живопись вдыхает жизнь в Скульптуру)
|
В мастерской Танагры (Живопись вдыхает жизнь в Скульптуру)
|
Греческий интерьер
| Бой петухов
|
Смерть Цезаря
| Большой палец вниз (Смерть гладиатора)
|
Сократ ищет Алкивиада в доме Аспазии
| Фрина перед ареопагом
|
Клеопатра перед Цезарем
| Римский рынок рабов
| Аукцион невольников
|
Господство Августа, рождение Христа
В 1852 году Жан-Леон Жером получил государственный заказ на большую картину на историческую тему «Господство Августа». В этом холсте он объединяет историю рождение Христа с завоеванными народами, воздающими почести Августу.
Октавиан Август был одним из самых выдающихся государственных деятелей Древнего Рима. Его имя сохранилось в потомстве наряду, с именами Александра Македонского и Юлия Цезаря. Еще при жизни его — правителя Римского государства — стали называть «божественным Августом», а впоследствии даже возникла легенда, что отцом Октавиана был не простой смертный, а бог Аполлон.
Он продал часть собственного имущества и роздал народу обещанные Цезарем деньги. Этот поступок привлек к Октавиану симпатии солдат и бедноты. Наследник Цезаря мгновенно из малоизвестного человека сделался самым популярным из всех оставшихся после смерти Цезаря политических деятелей. Сенат преподнес Октавиану титул «Августа» («подателя благ»), который раньше присваивали только богам и в провинциях ему стали воздвигать храмы. Шестой месяц римского календаря — секстилий — был переименован в честь него и стал называться августом.
В верхней части картины Август сидит перед римским храмом и касается плеча мужчины, персонифицируемого как Рим. Окружают его ученые и государственные деятели, в то время как иностранные племена собираются ниже. Жером изобразил разное отношение и положение племен и народов к Августу. Он изобразил обнаженную женщину и полуобнаженного мужчину, которых волокут к ногам Августа за волосы, подчеркивая то, что количество рабов и жерт резко возрасло.
Изображение ангелов с пальмовой ветвью и венком в период творчества Жерома означало скорую кончину. В этой картине сюжетная линия выражается не в изображенном моменте события, а в том что наступит позднее. Разрушится храм Зевса, падет Рим, Августа ждет скорая кончина.
Сцена рождества Христова расположена на переднем плане.
Царь Кандавл, 1859
Согласно описанию Геродота Кандавл — полулегендарный царь Лидии, тиран Сард. Он был потомком Алкея, сына Геракла.
Этот Кандавл был очень влюблен в свою жену и, как влюбленный, считал, что обладает самой красивой женщиной на свете.
Был у него среди телохранителей некий Гигес. Ему Кандавл доверял самые важные дела и даже расхваливал красоту своей жены: «Гигес, ты, кажется, не веришь тому, что я говорил тебе о красоте моей жены, поэтому постарайся увидать ее обнаженной».
Когда Кандавл решил, что настала пора идти ко сну, то провел Гигеса в спальный покой, куда затем пришла и жена. И Гигес любовался, как она вошла и сняла одежды. Как только женщина повернулась к нему спиной, Гигес постарался незаметно выйти из покоя. Тем не менее женщина видела, как он выходил. Женщина сделала вид будто ничего не заметила, в душе же решила отомстить Кандавлу.
Она велела позвать к ней Гигеса и обратилась к нему с такими словами: «Перед тобой теперь два пути; даю тебе выбор, каким ты пожелаешь идти. Или ты убьешь Кандавла и, взяв меня в жены, станешь царем лидийцев, или сейчас же умрешь. Мы нападем на него на том самом месте, откуда он показал тебе меня обнаженной, и ты убьешь его во время сна».
Обдумав совместно этот коварный план, Гигес с наступлением ночи проник в спальный покой вслед за женщиной. Когда же Кандавл заснул, Гигес, крадучись, пробрался к нему и, заколов его, овладел, таким образом, его женой и царством.
Картины Жероме на религиозные сюжеты:
Вирсавия, 1889
| Последняя молитва христианских мучеников, 1883
|
Последняя молитва Святого Иеронима
| Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем
| Молитва Святому Духу во время чумы в Марселе
|
Судный день
| Молитва в Каире
| В гробнице султана
|
Портреты Жероме:
Женский портрет, 1849
| Мадлен Жюльетта Жероме и ее куклы
| Женский портрет, 1850
|
Женский портрет, 1866
| Женский портрет, 1851
| Женщина под вуалью, 1876
|
Людовик XIV и Мольер
| Сотрудничество, Корнель и Мольер
|
Известный человек - Луи XIII
| Данте Алигьери
| В мастерской Микеланджело
|
Другие картины Жероме:
Арабы пересекают пустыню
| Танец с мечами у египетских руин
|
Серый кардинал
| Дуэль после маскарада
|
Прием сиамских послов в Фонтенбло
| Безумный тюльпан
|
Генерал Бонапарт со штабом в Египте
| Отдых в русском лагере
|
Караван за стенами крепости
| Кружение дервишей
|
Гарем в беседке
| Укротитель змей
|
Кормление голубей
| Танец Альме
|
Коррида
| Пикадор
|
Модель художника
| Остерегайтесь собаки (военнопленный в Риме)
| Уличные музыканты
|
Мавританская баня
| В бассейне гарема
| Обнаженная женщина
|
Турецкие бани
| Купальщица
| Купающаяся турчанка
|
Рынок ковров в Каире
| Женщина, зажигающая кальян
| На продажу
|
|