СОШ 8 Подольск, творчество Джамболоньи
главная страница






Портрет и бюст Джамболоньи

         

Джамболонья (Giambologna, Giovanni Bologna) (1529-1608), итальянский скульптор эпохи манье­ризма.
Джамболонья (настоящее имя Жан де Булонь) был французом по происхождению и выходцем из Нидерландов. Родился в 1529 году в городке Дуэ в Пикардии, принадлежавшей Фландрии. Учился у скульптора Дюбрёка в Монсе, а около 1550 года отправился в Рим. Там молодой скульптор изучал искусство Возрождения (испытал сильное влияние Микеланджело и, возможно, был его учеником) и греко-римской античности. Через два года Джамболонья приехал во Флоренцию, где обрел покровительство герцогов Медичи.
Несмотря на то, что на новой родине его всегда воспринимали как фламандца, он получил прозвище Джамболонья, которое является разговорной, сокращенной формой его имени, произнесенного на итальянский лад. Достаточно большое количество произведений, вышедших из его мастерской, были фактически созданы учениками мастера, которых он обучил изготавливать скульптуры по восковым и глиняным моделям (многие из этих моделей находятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне).
Творчество Джамболонья можно рассматривать как связующее звено между искусством Микеланджело и Бернини. Оригинальность творческого метода Джамболоньи заключается в прекрасном владении приемами построения композиции, что особенно ярко проявилось при создании скульптурных групп. Примером может служить «Похищение сабинянок» (1579, Флоренция, Лоджия деи Ланци), в которой мастеру удалось решить проблему объединения трех переплетенных фигур в единую группу. Среди других произведений Джамболоньи, выполненных из мрамора и бронзы, — конный памятник «Козимо I Медичи» (1593, Флоренция, Пьяцца делла Синьория), «Меркурий Медичи» (1565, Рим, галерея Колонна), Геркулес, убивающий кентавра» (1576, Флоренция, Лоджия деи Ланци) и «Фонтан Нептуна» (1566, Болонья).
Одна из лучших его работ — «Аллегория Апеннин» (сад виллы в Пратолино близ Флоренции), огромная фигура старика, олицетворяющего Апеннинские горы. Она сделана из кирпичей, камня и стука и должна была казаться высеченной из настоящей скалы.
Среди работ скульптора имеются и произведения на религиозные сюжеты.
Он был блестящим мастером-виртуозом, для которого стиль и техника исполнения были неразрывно связаны. Развивая идею Челлини об «идеально круглой» скульптуре, обладавшей свободой пространственного бытия и органического слияния с природой, Джамболонья создавал изящно-пропорциональные фигуры в спокойных позах и ракурсах, обладавшие стремительной динамикой и вместе с тем сохраняющие устойчивое равновесие.

Умер Джамболонья во Флоренции 13 августа 1608 года.

Скульптуры Джамболоньи:


Геркулес и кентавр Несс


Геркулес и кентавр Несс


Кентавр Несс и Деянира


Ясон


Геракл


Аполлон


Океан


Дьявол


Вакх


Нептун

Фонтан Нептун

Гермес


Аллегория,
Правосудие

Похищение
сабинянок

Похищение
сабинянок

Похищение
сабинянок

Победа добродетели
над пороком


Аллегория,
Архитектура

Венера


Венера


Венера


Флоренция
побеждает Пиза


Венера

Милосердие

Астрономия

Умеренность

Психея


Фонтан Венера,
Флоренция

Фонтан Венера,
Флоренция

Фонтан Венера,
Флоренция


Геракл

Тритон

Марс

Христос

Иоанн Креститель


Самсон

Бичевание Христа

Распятие


Капелла Сальвати,
Флоренция

Saint
Phillip

Edward
the Confessor

Saint John
The Baptis


Памятник Козимо I

Барельеф пьедестала

Фердинанд I


Изобилие

Спящая нимфа

Океан


Вилла Кастелло,
Грот животных

Вилла Кастелло,
Грот животных

Вилла Кастелло,
Грот животных


Aппенины, 1580

Персей