Автопортрет Годварда
Годвард Джон Уильям (John William Godward) (1861-1922) — английский художник неоклассицист и прерафаэлитист. Он был протеже сэра Лоуренс Альма-Тадема, однако стиль его рисунков отличался от общепринятого. Не получил признания своего творчества при жизни.
Джон Вильям Годвард родился 9 августа 1861 года в Уимблдоне, в респектабельной, обеспеченной викторианской семье. Он был старшим из пяти детей Годвардов. Его отец, банковский служащий, считал, что его сыновья должны приобрести стабильную и респектабельную профессию в страховом или банковском деле. Но Джон начал посещать вечерние занятия местной художественной школы, класс художника, архитектора и дизайнера Уильяма Хоффа Вонтнера. Годвард занимался с Вонтнером по вечерам в течение 1879—1881 годов. Мастерством рисования перспективы и архитектурных элементов он овладел именно в этот период.
Известно, что Джон Годвард проходил обучение в Клэпхэмской школе искусств. Первая же работа художника «Жёлтый тюрбан» на выставке Королевской академии художеств в 1887 году получила благосклонные отзывы критиков. С 1888 года картины Годварда продаются в галереях и вплоть до 1905 года регулярно выставляются на выставках Королевской академии. Нежелание близких принять увлечение сына живописью, привело к разрыву его отношений с семьёй: в 1889 году он переехал в Челси, где арендовал одноэтажный дом.
В 1894 году Годвард приобрёл собственную просторную студию. Он использовал свой дом в качестве интерьера для своих картин, украшал его внутри, как древнеримское здание, с беседками и фонтанами в саду.
В 1912 году Годвард покинул Англию и переехал жить в Рим. Бытует мнение, что он покинул Лондон, устремившись за одной из своих моделей-итальянок, чего ему так и не простила его мать. Годвард жил в студии на Монти Париоли возле главного входа в сад Виллы Боргезе.
В 1919 году он возвращается в Англию. Последние годы жизни Годварда были омрачены травлей, которую развязала против него английская критика. В возрасте 61 года он покончил с собой, написав «Мир не был достаточно большим для меня и Пикассо». Его поступок произвёл столь раздражающее действие на семью, что они сожгли все его бумаги. Не сохранилось ни одной из его фотографий. Похоронен на Бромптонском кладбище.
Картины Джона Уильяма Годварда:
Венера, связывает волосы
| Купание Венеры
| Кампаспа
| Сафо
|
Александр Македонский, восхищаясь выдающейся красотой своей возлюбленной куртизанки Кампаспы, попросил своего друга и придворного художника Апеллеса написать ее обнаженной. Художник, работая над портретом, влюбился в нее, после чего Александр, вникнув в ситуацию, «преподнес Апеллесу Кампаспу в дар, доказывая себе, что хотя он и огромный царь в отваге, но ещё больше велик в самообладании». Так описывает эту историю Плиний Старший.
Апеллес создал известную в древности картину, изображающую Венеру («Афродита Анадиомена»), рожденную из моря, и Плиний полагает, что как раз Кампаспа послужила моделью для этой Венеры (другие античные авторы называют, кроме того, Фрину). В 1960-м году раскопали неплохо сохранившуюся фреску в Помпеях, где изображен схожий сюжет с Венерой. Некоторые исследователи считают, что эта фреска может быть римской копией картины Апеллеса.
Купидон и Кампаспа
Ей на лобзанья Купидон
Проигрывал за коном кон:
Он проиграл колчан и лук,
Венеры голубей и цуг
Своих веселых воробьев,
Но дальше был играть готов;
Поставил уст своих коралл
И цвет ланит — и проиграл.
Засим поставил свет чела —
Его Кампаспа отняла.
Глаза поставил, наконец —
И Купидон теперь слепец.
Любовь! Так поступив с тобой,
Что сделает она со мной?
Джон Лили (английский драматург, один из предшественников Шекспира)
Влюбленность Апеллеса к своей модели стал о источником вдохновения для художников и популярным сюжетом в живописи XVI-XIX веков, а само имя Кампаспа стало нарицательным.
Дневные грезы
В дни Сафо
| Жрица Бахуса
|
Под цветущим деревом
| Приятный отдых летним днем
|
Молодость и время
| Старая, старая история
|
Прыгалки
| Покой и озорство
|
Торговка фруктами
| Девушка в желтой драпировке
|
Лучшее летнее время
| Вышивальщица
|
Обрученная
| Эндимион
|
Полуденный отдых
| Водоем с лилиями
|
Надежное уединение
| Приятная праздность
|
На балконе
| Мелодия
|
Спокойствие
| Амариллис
|
Дразнящаяся
| Сувенир
|
Время роз
| В царстве воображения
| Греческая девушка
|
Шкатулка с драгоценностями
| Золотое время
| Бельведер
|
Мегилла
| Исмения
| Греческая красавица
|
Сабинелла
| Летние цветы
| Офелия
|
Женщина в классическом платье
| Играющая на бубне
| Разлука способствует любви
| Приятные мечты
|
В ожидании ответа
| Нерисса
| Старая история
| Да или нет
|
Осень
| Лесбия со щеглом
| Филис
| Неторопливые мысли
|
Девушка и бубен
| Друзилла
| Греческая идиллия
| Критилла
|
Ионическая танцовщица
| Взгляд
| Римская матрона
| Мечтательность
|
Свидание
| Безделье
| Греческая красота
| Любовное письмо
|
Ианте
| У садовой двери
| Ожерелье
| Предложение Венере
|
Подарок в день рождения
| Зеркало
| Новые духи
| Помпейская женщина
|
В термах
| Помпейские термы
| В тепидариуме
| Туалет
|
У ворот храма
| У ворот храма
| Жрица
| Афинянка
|
|