
Автопортреты Франсиско Гойи
 Автопортрет в юности
|  Автопортрет, 1795
|  Автопортрет, 1815
|  Автопортрет с доктором
|
Гойя Франсиско (Francisco Goya) (1746-1828), испанский живописец, гравер, рисовальщик.
С 1760 годa учился в Сарагосе у Лусана-и-Мартинеса. В 1769 году Гойя отправился в Италию, в 1771 году вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко. С 1773 года художник работал в Мадриде и выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 гобеленов со сценами повседневной жизни и народных развлечений («Зонтик», «Игра в жмурки»).
С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке («Семья герцога Осуна», «Портрет маркизы Понтехос»). В 1780 году Гойя был избран в мадридскую Академию художеств, в 1799 — «первый живописец короля». Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании «старого порядка».
Исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества («Портрет сеньоры Бермудес»), аромат тайны и скрытой чувственности («Маха одетая» и «Маха обнаженная»). С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»).
В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом. В созданных здесь сценах (ныне в Прадо, Мадрид), включающих невиданно смелые для своего времени, остродинамичные и устрашающие символико-мифологические образы, он воплощал идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно-ненасытного дряхлого времени («Сатурн») и освободительной энергии юности («Юдифь»).
С 1824 года Гойя жил во Франции, где писал портреты друзей, осваивал технику литографии. Искусство Гойи повлияло на формирование многих художественных явлений XIX века. Его воздействие ощущается в творчестве Жерико, Делакруа, Домье, Эдуард Мане. Влияние его творчества на живопись имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до современности.
Мифологические картины Франсиско Гойи:
 Сатурн
|  Титан
|
 Сатурн
|
 Титан
|
Жизнерадостные картины Франсиско Гойи:
 Зонтик
|  Игра в жмурки
|
 Пикник на берегу Манзанареса
|  Танцы на берегу Манзанареса
|
 Карнавал
|  Свадьба
|
 Соломенный манекен
|  Весна, Цветочницы
|  Осень, Сбор винограда
|
 The Greasy Pole (La Cucana)
|  Продавец посуды
|  The Fall (La Caida)
|
 Охота на перепелов
|  Бордоcская молочница
|  Девушка с кувшином
|
 Маха и поклонники
|  Маха и Челестина
|  Маха на балконе
|  Махи на балконе
|
 Маха одетая
|  Маха обнаженная
|
 Маха обнаженная
|
Картины Франсиско Гойи на религиозные сюжеты:
 Святое семейство
|  Святой Георгий
|  Святой Франциск
|
 Чудо Святого Антония Падуанского
|  Христос
|  Чудо Святого Антония Падуанского, фрагмент
|
 Паломничество к церкви Святого Исидора
Портреты работы Франсиско Гойи:
 Герцогиня Альба
|  Герцогиня Альба
|  Маркиза Понтехос
|  Маркиза де ла Солана
|
 Графиня де Чинчон
|  Графиня де Чинчон
|  La Tirana
|  Сеньора Бермудес
|
 Дама с веером
|  Антония Сарате
|  Исабель Кобос де Порсель
|  Жена торговца книгами
|
 Хосефа Байеу-Гойя, жена художника
|  Маркиза де Санта-Крус
|  Граф Флоридабланка
|
 Мария Тереза де Валабриджа, Вашингтон
|  Мария Тереза де Валабриджа на лошади
|  Генерал Хосе Ребольедо де Палафокс
|
 Герцог Веллингтон
|  Дон Мануэль Осорио де Сунига
|  Семья герцога Осуна
|
 Семья короля Карла IV
|  Семья Луи Бурбона
|
Другие работы Франсиско Гойи:
 Похороны сардинки
|  Шабаш ведьм
|  Огонь
|
 Лампа дьявола
|  Дом умалишенных
|  Прошлое и настоящее
|
 Дом умалишенных
|  Фантастическое видение, 1823
|
 Зима (Буран)
|  Пикадоры, ловящие быка
|  Борьба с молодым быком
|
 Быки Бордо
|  Коррида, 1794
|
 Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года
|  Расстрел в ночь со 2 на 3 мая 1808 года
|
 Расстрел в ночь со 2 на 3 мая 1808 года
|
|