Автопортреты Франсиско Гойи
Автопортрет в юности
| Автопортрет, 1795
| Автопортрет, 1815
| Автопортрет с доктором
|
Гойя Франсиско (Francisco Goya) (1746-1828), испанский живописец, гравер, рисовальщик.
С 1760 годa учился в Сарагосе у Лусана-и-Мартинеса. В 1769 году Гойя отправился в Италию, в 1771 году вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко. С 1773 года художник работал в Мадриде и выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 гобеленов со сценами повседневной жизни и народных развлечений («Зонтик», «Игра в жмурки»).
С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке («Семья герцога Осуна», «Портрет маркизы Понтехос»). В 1780 году Гойя был избран в мадридскую Академию художеств, в 1799 — «первый живописец короля». Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании «старого порядка».
Исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества («Портрет сеньоры Бермудес»), аромат тайны и скрытой чувственности («Маха одетая» и «Маха обнаженная»). С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»).
В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом. В созданных здесь сценах (ныне в Прадо, Мадрид), включающих невиданно смелые для своего времени, остродинамичные и устрашающие символико-мифологические образы, он воплощал идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно-ненасытного дряхлого времени («Сатурн») и освободительной энергии юности («Юдифь»).
С 1824 года Гойя жил во Франции, где писал портреты друзей, осваивал технику литографии. Искусство Гойи повлияло на формирование многих художественных явлений XIX века. Его воздействие ощущается в творчестве Жерико, Делакруа, Домье, Эдуард Мане. Влияние его творчества на живопись имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до современности.
Мифологические картины Франсиско Гойи:
Сатурн
| Титан
|
Сатурн
|
Титан
|
Жизнерадостные картины Франсиско Гойи:
Зонтик
| Игра в жмурки
|
Пикник на берегу Манзанареса
| Танцы на берегу Манзанареса
|
Карнавал
| Свадьба
|
Соломенный манекен
| Весна, Цветочницы
| Осень, Сбор винограда
|
The Greasy Pole (La Cucana)
| Продавец посуды
| The Fall (La Caida)
|
Охота на перепелов
| Бордоcская молочница
| Девушка с кувшином
|
Маха и поклонники
| Маха и Челестина
| Маха на балконе
| Махи на балконе
|
Маха одетая
| Маха обнаженная
|
Маха обнаженная
|
Картины Франсиско Гойи на религиозные сюжеты:
Святое семейство
| Святой Георгий
| Святой Франциск
|
Чудо Святого Антония Падуанского
| Христос
| Чудо Святого Антония Падуанского, фрагмент
|
Паломничество к церкви Святого Исидора
Портреты работы Франсиско Гойи:
Герцогиня Альба
| Герцогиня Альба
| Маркиза Понтехос
| Маркиза де ла Солана
|
Графиня де Чинчон
| Графиня де Чинчон
| La Tirana
| Сеньора Бермудес
|
Дама с веером
| Антония Сарате
| Исабель Кобос де Порсель
| Жена торговца книгами
|
Хосефа Байеу-Гойя, жена художника
| Маркиза де Санта-Крус
| Граф Флоридабланка
|
Мария Тереза де Валабриджа, Вашингтон
| Мария Тереза де Валабриджа на лошади
| Генерал Хосе Ребольедо де Палафокс
|
Герцог Веллингтон
| Дон Мануэль Осорио де Сунига
| Семья герцога Осуна
|
Семья короля Карла IV
| Семья Луи Бурбона
|
Другие работы Франсиско Гойи:
Похороны сардинки
| Шабаш ведьм
| Огонь
|
Лампа дьявола
| Дом умалишенных
| Прошлое и настоящее
|
Дом умалишенных
| Фантастическое видение, 1823
|
Зима (Буран)
| Пикадоры, ловящие быка
| Борьба с молодым быком
|
Быки Бордо
| Коррида, 1794
|
Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года
| Расстрел в ночь со 2 на 3 мая 1808 года
|
Расстрел в ночь со 2 на 3 мая 1808 года
|
|