СОШ 8 Подольск, творчество Гойи
главная страница






Автопортреты Франсиско Гойи


Автопортрет
в юности

Автопортрет,
1795

Автопортрет,
1815

Автопортрет
с доктором

Гойя Франсиско (Francisco Goya) (1746-1828), испанский живописец, гравер, рисовальщик.
С 1760 годa учился в Сарагосе у Лусана-и-Мартинеса. В 1769 году Гойя отправился в Италию, в 1771 году вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко. С 1773 года художник работал в Мадриде и выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 гобеленов со сценами повседневной жизни и народных развлечений («Зонтик», «Игра в жмурки»).
С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке («Семья герцога Осуна», «Портрет маркизы Понтехос»). В 1780 году Гойя был избран в мадридскую Академию художеств, в 1799 — «первый живописец короля». Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании «старого порядка».
Исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества («Портрет сеньоры Бермудес»), аромат тайны и скрытой чувственности («Маха одетая» и «Маха обнаженная»). С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»).
В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом. В созданных здесь сценах (ныне в Прадо, Мадрид), включающих невиданно смелые для своего времени, остродинамичные и устрашающие символико-мифологические образы, он воплощал идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно-ненасытного дряхлого времени («Сатурн») и освободительной энергии юности («Юдифь»).
С 1824 года Гойя жил во Франции, где писал портреты друзей, осваивал технику литографии. Искусство Гойи повлияло на формирование многих художественных явлений XIX века. Его воздействие ощущается в творчестве Жерико, Делакруа, Домье, Эдуард Мане. Влияние его творчества на живопись имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до современности.

Мифологические картины Франсиско Гойи:


Сатурн


Титан


Сатурн


Титан

Жизнерадостные картины Франсиско Гойи:


Зонтик


Игра в жмурки


Пикник на берегу Манзанареса


Танцы на берегу Манзанареса


Карнавал


Свадьба


Соломенный манекен


Весна, Цветочницы


Осень, Сбор винограда


The Greasy Pole (La Cucana)


Продавец посуды


The Fall (La Caida)


Охота на перепелов


Бордоcская молочница


Девушка с кувшином


Маха и поклонники


Маха и Челестина


Маха на балконе


Махи на балконе


Маха одетая


Маха обнаженная


Маха обнаженная

Картины Франсиско Гойи на религиозные сюжеты:


Святое семейство


Святой Георгий


Святой Франциск


Чудо Святого Антония
Падуанского


Христос



Чудо Святого Антония
Падуанского, фрагмент


Паломничество к церкви
Святого Исидора

Портреты работы Франсиско Гойи:


Герцогиня
Альба


Герцогиня
Альба


Маркиза
Понтехос


Маркиза
де ла Солана


Графиня де Чинчон


Графиня де Чинчон


La Tirana


Сеньора Бермудес


Дама
с веером


Антония
Сарате


Исабель Кобос
де Порсель


Жена торговца
книгами


Хосефа Байеу-Гойя,
жена художника


Маркиза
де Санта-Крус


Граф
Флоридабланка


Мария Тереза де
Валабриджа, Вашингтон


Мария Тереза де
Валабриджа на лошади


Генерал Хосе Ребольедо
де Палафокс


Герцог
Веллингтон


Дон Мануэль Осорио
де Сунига


Семья герцога
Осуна


Семья короля Карла IV

Семья Луи Бурбона

Другие работы Франсиско Гойи:


Похороны сардинки


Шабаш ведьм


Огонь


Лампа дьявола


Дом умалишенных


Прошлое и настоящее


Дом умалишенных


Фантастическое видение, 1823


Зима (Буран)


Пикадоры, ловящие быка


Борьба с молодым быком


Быки Бордо


Коррида, 1794


Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года


Расстрел в ночь со 2 на 3 мая 1808 года


Расстрел в ночь со 2 на 3 мая 1808 года