СОШ 8 Подольск, творчество Эль Греко
главная страница






Автопортрет Эль Греко


Эль Греко Доменико (El Greco буквально «Грек») (1541-1614), испанский живописец. По происхождению грек; настоящее имя Доменикос Теотокопулос. Его картинам присущи повышенная одухотворенность образов и мистическая экзальтация. Религиозные, мифологические, жанровые картины, портреты, пейзажи.
Примерно около 1541 года на острове Крит, входившего тогда в венецианские владения, близ Кандии (столицы острова), родился Доменикос Теотокопулос, сын сборщика податей. Точная дата рождения остается неизвестной. Учился, видимо, у местных иконописцев. Гористый ландшафт Крита впоследствии сделался частью картин художника, а в палитре навсегда сохранился отблеск иконного золота критской школы вместе с византийской удлиненностью фигур.
После 1560 года приехал в Венецию, где обучался у Тициана; с 1570 года работал в Риме, где он сближается с Джулио Кловио, а через него знакомится, с кардиналом Алессандро Фарнезе. Живет во дворце Фарнезе. Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Тинторетто.
Расцвет таланта Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 года и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. Здесь он меняет свое имя на «Элъ Греко» и получает первый большой заказ — алтарный образ «Успение Богородицы».
В 1578 году у Греко и его гражданской, а значит по тем временам незаконной жены, Иеронимы де лас Куэвас, рождается сын, которому он дал свое имя. Свою жену (красавицу и аристократку) художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». На многих картинах изображен и их единственный сын.
В 1579 году для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Тяжбу художник выиграл и впоследствии сделал 17 повторений картины.
В 1582 году он выполняет заказ для Эскориала, монастыря-дворца Филиппа II, но испанский король отвергает работу Греко. Резкие ракурсы и вытянутые пропорции героев картин художника создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих. Одну из главных ролей в этих произведениях Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушённых.
Со смертью не любившего художника Филиппа II, последовавшей в 1598 году, живопись Греко получает признание. Отныне ему покровительствует архиепископ Толедо и ничто не мешает горячим поклонникам критянина провозглашать его «Апеллесом нашего времени«. Он исполняет множество портретов влиятельных лиц. Для этих портретов характерна острая эмоциональность образного строя и психологическая проницательность.
Главным мотивом творчества Эль Греко были религиозные картины, исполненные для церквей, монастырей Толедо и Мадрида. Его занимают мотивы мученичества святых, тема «святого семейства», сюжеты из жизни Христа. В творчестве Греко нашли отражение местные предания, связанные с христианской верой («Погребение графа Оргаса»).
Эль Греко поражал современников несокрушимой логикой в спорах и обладал собственной эстетической системой. Он изложил ее в нескольких трактатах, посвященных живописи, архитектуре и скульптуре.
Тяжело больной, почти лишенный возможности передвигаться, Эль Греко до последнего дня продолжал творить. Умер он 7 апреля 1614 года, завещав сыну остатки былой роскоши — скудный гардероб и мебель, коллекцию гравюр и библиотеку — единственное, что не растратил, предпочитая впроголодь доживать вместе с книгами и картинами в единственной остававшейся жилой комнате из анфилады пришедшего в полное запущение дворца. Похоронен в церкви Санто-Доминго эль Антигуо, украшенной его первыми живописными произведениями.

Картины Эль Греко на мифологические сюжеты:


Лаокоон

Эпиметей и Пандора, 1600

Картины Эль Греко на библейские сюжеты:


Благовещение, 1560


Благовещение, 1576


Благовещение, 1595


Святое семейство, 1600


Крещение Христа, 1568


Святое семейство, 1604


Изгнание торгующий из храма, 1576


Изгнание торгующий из храма, 1600


Христос, исцеляющий слепого, 1567


Христос, исцеляющий слепого, 1570


Христос, исцеляющий слепого, 1575


Страдания в Гефсиманском саду


Страдания в Гефсиманском
саду, 1608


Разоблачение Христа
(El Espolio), 1579


Иисус на кресте,
почитаемый донорами


Пьета, 1575


Несение креста, 1605


Христос, 1606


Поклонение пастухов, 1600


Христос, 1595


Воскресение Христа


Непорочное зачатие, 1610


Вознесение Марии, 1577


Святая Троица, 1577


Апостолы Петр и Павел,
фрагмент (Павел), 1614


Апостолы Петр и Павел,
1614


Апостолы Петр и Павел,
фрагмент (Петр), 1614


Апостол Петр, 1610


Апостол Павел, 1610


Апостол Андрей, 1610


Апостол Матфей, 1610


Апостол Филипп, 1610


Святой Франциск, 1590


Явление девы Марии
Святому Лаврентию, 1580


Святые Андрей и Франциск,
1594


Святой Бернардино,
1603


Гора Синай, 1571


Два Святых, 1679


Бюст апостола, 1612


Святая Вероника
с платом


Мальчик, раздувающий
лучину


Святой Людовик,
король Франции


Кающаяся Мария
Магдалена, 1590


Поклонение имени
Иисуса, 1580


Снятие пятой
печати


Алтарь

Похороны Графа Оргаса

Святой Мартин и нищий

Портреты Эль Греко:


Дама в меховой пелерине


Женский портрет


Женский портрет, 1595


Портрет юноши


Портрет кабальеро с рукой


Портрет пожилого мужчины


Jeronimo de Cevallo,
1610

Fray Hortensio Felix
Paravicino, 1609

Джулио Кловио,
1590