Автопортрет Эль Греко
Эль Греко Доменико (El Greco буквально «Грек») (1541-1614), испанский живописец. По происхождению грек; настоящее имя Доменикос Теотокопулос. Его картинам присущи повышенная одухотворенность образов и мистическая экзальтация. Религиозные, мифологические, жанровые картины, портреты, пейзажи.
Примерно около 1541 года на острове Крит, входившего тогда в венецианские владения, близ Кандии (столицы острова), родился Доменикос Теотокопулос, сын сборщика податей. Точная дата рождения остается неизвестной. Учился, видимо, у местных иконописцев. Гористый ландшафт Крита впоследствии сделался частью картин художника, а в палитре навсегда сохранился отблеск иконного золота критской школы вместе с византийской удлиненностью фигур.
После 1560 года приехал в Венецию, где обучался у Тициана; с 1570 года работал в Риме, где он сближается с Джулио Кловио, а через него знакомится, с кардиналом Алессандро Фарнезе. Живет во дворце Фарнезе. Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Тинторетто.
Расцвет таланта Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 года и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. Здесь он меняет свое имя на «Элъ Греко» и получает первый большой заказ — алтарный образ «Успение Богородицы».
В 1578 году у Греко и его гражданской, а значит по тем временам незаконной жены, Иеронимы де лас Куэвас, рождается сын, которому он дал свое имя. Свою жену (красавицу и аристократку) художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». На многих картинах изображен и их единственный сын. В 1579 году для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Тяжбу художник выиграл и впоследствии сделал 17 повторений картины.
В 1582 году он выполняет заказ для Эскориала, монастыря-дворца Филиппа II, но испанский король отвергает работу Греко. Резкие ракурсы и вытянутые пропорции героев картин художника создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих. Одну из главных ролей в этих произведениях Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушённых.
Со смертью не любившего художника Филиппа II, последовавшей в 1598 году, живопись Греко получает признание. Отныне ему покровительствует архиепископ Толедо и ничто не мешает горячим поклонникам критянина провозглашать его «Апеллесом нашего времени«. Он исполняет множество портретов влиятельных лиц. Для этих портретов характерна острая эмоциональность образного строя и психологическая проницательность.
Главным мотивом творчества Эль Греко были религиозные картины, исполненные для церквей, монастырей Толедо и Мадрида. Его занимают мотивы мученичества святых, тема «святого семейства», сюжеты из жизни Христа. В творчестве Греко нашли отражение местные предания, связанные с христианской верой («Погребение графа Оргаса»).
Эль Греко поражал современников несокрушимой логикой в спорах и обладал собственной эстетической системой. Он изложил ее в нескольких трактатах, посвященных живописи, архитектуре и скульптуре.
Тяжело больной, почти лишенный возможности передвигаться, Эль Греко до последнего дня продолжал творить. Умер он 7 апреля 1614 года, завещав сыну остатки былой роскоши — скудный гардероб и мебель, коллекцию гравюр и библиотеку — единственное, что не растратил, предпочитая впроголодь доживать вместе с книгами и картинами в единственной остававшейся жилой комнате из анфилады пришедшего в полное запущение дворца. Похоронен в церкви Санто-Доминго эль Антигуо, украшенной его первыми живописными произведениями.
Картины Эль Греко на мифологические сюжеты:
Лаокоон
| Эпиметей и Пандора, 1600
|
Картины Эль Греко на библейские сюжеты:
Благовещение, 1560
| Благовещение, 1576
| Благовещение, 1595
|
Святое семейство, 1600
| Крещение Христа, 1568
| Святое семейство, 1604
|
Изгнание торгующий из храма, 1576
| Изгнание торгующий из храма, 1600
|
Христос, исцеляющий слепого, 1567
| Христос, исцеляющий слепого, 1570
|
Христос, исцеляющий слепого, 1575
| Страдания в Гефсиманском саду
|
Страдания в Гефсиманском саду, 1608
| Разоблачение Христа (El Espolio), 1579
| Иисус на кресте, почитаемый донорами
|
Пьета, 1575
| Несение креста, 1605
| Христос, 1606
|
Поклонение пастухов, 1600
| Христос, 1595
| Воскресение Христа
|
Непорочное зачатие, 1610
| Вознесение Марии, 1577
| Святая Троица, 1577
|
Апостолы Петр и Павел, фрагмент (Павел), 1614
| Апостолы Петр и Павел, 1614
| Апостолы Петр и Павел, фрагмент (Петр), 1614
|
Апостол Петр, 1610
| Апостол Павел, 1610
| Апостол Андрей, 1610
|
Апостол Матфей, 1610
| Апостол Филипп, 1610
| Святой Франциск, 1590
|
Явление девы Марии Святому Лаврентию, 1580
| Святые Андрей и Франциск, 1594
| Святой Бернардино, 1603
|
Гора Синай, 1571
| Два Святых, 1679
| Бюст апостола, 1612
|
Святая Вероника с платом
| Мальчик, раздувающий лучину
| Святой Людовик, король Франции
|
Кающаяся Мария Магдалена, 1590
| Поклонение имени Иисуса, 1580
| Снятие пятой печати
|
Алтарь
| Похороны Графа Оргаса
| Святой Мартин и нищий
|
Портреты Эль Греко:
Дама в меховой пелерине
| Женский портрет
| Женский портрет, 1595
|
Портрет юноши
| Портрет кабальеро с рукой
| Портрет пожилого мужчины
|
Jeronimo de Cevallo, 1610
| Fray Hortensio Felix Paravicino, 1609
| Джулио Кловио, 1590
|
|