
Автопортрет Эль Греко
Эль Греко Доменико (El Greco буквально «Грек») (1541-1614), испанский живописец. По происхождению грек; настоящее имя Доменикос Теотокопулос. Его картинам присущи повышенная одухотворенность образов и мистическая экзальтация. Религиозные, мифологические, жанровые картины, портреты, пейзажи.
Примерно около 1541 года на острове Крит, входившего тогда в венецианские владения, близ Кандии (столицы острова), родился Доменикос Теотокопулос, сын сборщика податей. Точная дата рождения остается неизвестной. Учился, видимо, у местных иконописцев. Гористый ландшафт Крита впоследствии сделался частью картин художника, а в палитре навсегда сохранился отблеск иконного золота критской школы вместе с византийской удлиненностью фигур.
После 1560 года приехал в Венецию, где обучался у Тициана; с 1570 года работал в Риме, где он сближается с Джулио Кловио, а через него знакомится, с кардиналом Алессандро Фарнезе. Живет во дворце Фарнезе. Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Тинторетто.
Расцвет таланта Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 года и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. Здесь он меняет свое имя на «Элъ Греко» и получает первый большой заказ — алтарный образ «Успение Богородицы».
В 1578 году у Греко и его гражданской, а значит по тем временам незаконной жены, Иеронимы де лас Куэвас, рождается сын, которому он дал свое имя. Свою жену (красавицу и аристократку) художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». На многих картинах изображен и их единственный сын. В 1579 году для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Тяжбу художник выиграл и впоследствии сделал 17 повторений картины.
В 1582 году он выполняет заказ для Эскориала, монастыря-дворца Филиппа II, но испанский король отвергает работу Греко. Резкие ракурсы и вытянутые пропорции героев картин художника создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих. Одну из главных ролей в этих произведениях Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушённых.
Со смертью не любившего художника Филиппа II, последовавшей в 1598 году, живопись Греко получает признание. Отныне ему покровительствует архиепископ Толедо и ничто не мешает горячим поклонникам критянина провозглашать его «Апеллесом нашего времени«. Он исполняет множество портретов влиятельных лиц. Для этих портретов характерна острая эмоциональность образного строя и психологическая проницательность.
Главным мотивом творчества Эль Греко были религиозные картины, исполненные для церквей, монастырей Толедо и Мадрида. Его занимают мотивы мученичества святых, тема «святого семейства», сюжеты из жизни Христа. В творчестве Греко нашли отражение местные предания, связанные с христианской верой («Погребение графа Оргаса»).
Эль Греко поражал современников несокрушимой логикой в спорах и обладал собственной эстетической системой. Он изложил ее в нескольких трактатах, посвященных живописи, архитектуре и скульптуре.
Тяжело больной, почти лишенный возможности передвигаться, Эль Греко до последнего дня продолжал творить. Умер он 7 апреля 1614 года, завещав сыну остатки былой роскоши — скудный гардероб и мебель, коллекцию гравюр и библиотеку — единственное, что не растратил, предпочитая впроголодь доживать вместе с книгами и картинами в единственной остававшейся жилой комнате из анфилады пришедшего в полное запущение дворца. Похоронен в церкви Санто-Доминго эль Антигуо, украшенной его первыми живописными произведениями.
Картины Эль Греко на мифологические сюжеты:
 Лаокоон
|  Эпиметей и Пандора, 1600
|
Картины Эль Греко на библейские сюжеты:
 Благовещение, 1560
|  Благовещение, 1576
|  Благовещение, 1595
|
 Святое семейство, 1600
|  Крещение Христа, 1568
|  Святое семейство, 1604
|
 Изгнание торгующий из храма, 1576
|  Изгнание торгующий из храма, 1600
|
 Христос, исцеляющий слепого, 1567
|  Христос, исцеляющий слепого, 1570
|
 Христос, исцеляющий слепого, 1575
|  Страдания в Гефсиманском саду
|
 Страдания в Гефсиманском саду, 1608
|  Разоблачение Христа (El Espolio), 1579
|  Иисус на кресте, почитаемый донорами
|
 Пьета, 1575
|  Несение креста, 1605
|  Христос, 1606
|
 Поклонение пастухов, 1600
|  Христос, 1595
|  Воскресение Христа
|
 Непорочное зачатие, 1610
|  Вознесение Марии, 1577
|  Святая Троица, 1577
|
 Апостолы Петр и Павел, фрагмент (Павел), 1614
|  Апостолы Петр и Павел, 1614
|  Апостолы Петр и Павел, фрагмент (Петр), 1614
|
 Апостол Петр, 1610
|  Апостол Павел, 1610
|  Апостол Андрей, 1610
|
 Апостол Матфей, 1610
|  Апостол Филипп, 1610
|  Святой Франциск, 1590
|
 Явление девы Марии Святому Лаврентию, 1580
|  Святые Андрей и Франциск, 1594
|  Святой Бернардино, 1603
|
 Гора Синай, 1571
|  Два Святых, 1679
|  Бюст апостола, 1612
|
 Святая Вероника с платом
|  Мальчик, раздувающий лучину
|  Святой Людовик, король Франции
|
 Кающаяся Мария Магдалена, 1590
|  Поклонение имени Иисуса, 1580
|  Снятие пятой печати
|
 Алтарь
|  Похороны Графа Оргаса
|  Святой Мартин и нищий
|
Портреты Эль Греко:
 Дама в меховой пелерине
|  Женский портрет
|  Женский портрет, 1595
|
 Портрет юноши
|  Портрет кабальеро с рукой
|  Портрет пожилого мужчины
|
 Jeronimo de Cevallo, 1610
|  Fray Hortensio Felix Paravicino, 1609
|  Джулио Кловио, 1590
|
|