СОШ 8 Подольск, творчество Ла Гира
главная страница







Гир Лоран де Ла (Laurent de La Hyre) (1606-1656), французский художник эпохи барокко. Писал картины на религиозные, мифологические и аллегорические темы.
Лоран де Ла Гир был сыном художника Этьена де Ла Гира. Он родился в Париже. Основы живописного ремесла получил у отца, работавшего некоторое время при польском дворе. Из одиннадцати детей Этьена семеро стали художниками. Наряду с живописью Лоран обучался музыке, математике, архитектуре: все это должно было найти выход в его творчестве.
На него сначала повлияли работы Приматиччио в Фонтенбло, а затем творчество Караваджо, прежде чем принять в более поздние годы его более легкую палитру и более спокойный стиль.
Ранние гравюры Ла Гира, в том числе «Осада острова Ре», принесли известность молодому художнику, и он стал получать первые крупные заказы. В 1630-х годах Ла Гир выполнил для капуцинов картину «Николай V у гробницы Франциска Ассизского» (Лувр). Во второй половине 1630-х годов Ла Гир написал по заказу парижской гильдии золотых и серебряных дел мастеров для собора Нотр-Дам «Святого Петра, исцеляющего тенью больных» и «Обращение Савла».
В 1639 году Лоран женился на Маргарите Кокен, дочери одного из телохранителей Людовика XIII. Это позволило ему находиться в придворных кругах, а также получить наследство, которое дало возможность переехать в загородный дом. И через год родился первый из пяти их детей — Филипп, будущий математик, член Королевской Академии наук и профессор Коллеж-Руаяль.
Восприимчивый к различным влияниям, но независимый, Ла Гир рано сформировался как мастер с индивидуальной живописной манерой, обязанной урокам школы Фонтенбло.
Уже в одной из своих ранних картин, «Мертвый Адонис» (Лувр), он продемонстрировал знание анатомии и перспективы, владение сложными ракурсами, а также мастерство в трактовке пейзажа и анималистический дар. В начале 1640-х годов под впечатлением произведений Стеллы и Пуссена Ла Гир эволюционировал к классицизму, вводя в свои картины античные архитектурные мотивы, виртуозно трактуя драпировки и достигая благородной гармонии колористической гаммы.
В 1648 году он стал одним из двенадцати учредителей Королевской Академии живописи и скульптуры и вместе с другом геометром Дезаргом, принял участие в спорах о перспективе.
Лоран де Ла Гир много работал для частных заказчиков — финансистов, членов парижского парламента, королевских чиновников. В 1649 году он написал семь композиций на тему «Семь свободных искусств». Расцвет творчества Ла Гир относится к 1650-м годам, когда он создал ряд шедевров, в том числе «Избиение младенцев» и «Союз Мира и Справедливости», где в аллегорической форме прославил победу Людовика XIV над Фрондой.
Значительное место в произведениях Ла Гира, большого любителя природы и охоты, занимает пейзаж («Собаки», «Пейзаж с флейтистом», «Пейзаж с купальщицами»). Независимо от сюжета художник любил вводить в свои композиции панорамные ландшафты, которые демонстрируют его мастерство в построении пространства и передаче тонких нюансов освещения («Явление Христа Марии Магдалине», «Жертвоприношение Исаака»).
Так, в одном из шедевров зрелого периода творчества Ла Гир «Меркурий передает Вакха нимфам на воспитание» (Эрмитаж) сцена изображена на фоне античной архитектуры и умиротворенного пейзажа, окутанного легкой дымкой. Четкая организация пространства и согласованность форм свидетельствуют о приверженности Ла Гир принципам классицизма, тогда как мягкая моделировка фигур, теплый золотистый свет и бархатистые тени обнаруживают влияние венецианской живописи. Свободная манера наложения красочных мазков и светлый колорит придают картине естественность и гармоничность.
Среди последних произведений Ла Гир известны: «Снятие с креста», выполненное по заказу капуцинов Руана, а также две картины для картезианцев Гренобля — «Явление Христа Марии Магдалине» («Noli me tangere») и «Ужин в Эммаусе», в которых строгая архитектоника композиций сочетается с глубокой эмоциональной экспрессией.
Органично соединив в творчестве разные источники вдохновения (мастера школы Фонтенбло, Пуссен, Джентилески, венецианская живопись), Ла Гиру удалось создать свой, неповторимо индивидуальный стиль, который высоко ценился его современниками. Помимо живописных работ, известны более ста его рисунков, свидетельствующих о техническом мастерстве художника.
Ла Гир работал для алтарей парижских церквей. Он также написал множество портретов, а в последнее десятилетие своей жизни он рисовал пейзажи с руинами в стиле Клода Лоррена, которые отличаются своей пасторальной красотой и мягким освещением.
Его работы находятся в Лувре, в музеях Страсбурга, Руана и в Эрмитаже.
Ла Гир умер 28 декабря 1656 года.

Картины Ла Гира на мифологические и античные сюжеты:

     
      Падение Икара                                           Похищение Европы

     
              Гермес и Герса                               Гермес передает Вакха нимфам на воспитание

     
Тесей нашел меч отца                                           Тесей и его мать

     
Главк и Сцилла                                                     Мертвый Адонис                  

           
Путти с виолой                          Путти с гирляндой цветов                        Путти с нотами

     
Графиня Бове как Диана                                   Диана де Пуатье как Диана


Танец под музыку времени


Пейзаж с Дианой и нимфами


Аркадские пастухи

     
      Александр Великий и Роксана                       Корнелия отвергает корону Птолемеев

Корнелия — одна из знатных римлянок, дочь Сципиона Африканского, мать Гракхов. Однажды, когда её спросили, где её украшения, она отвечала, указывая на сыновей: «Вот мое украшение».
После смерти мужа, которому она родила двенадцать детей, целиком посвятила себя их воспитанию и даже отказалась ради этого от руки царя Птолемея Египетского. Она прославилась не только как мать «обоих Гракхов», Тиберия и Гая, смерть которых она мужественно перенесла, но и своей редкой образованностью; её письма по красоте языка высоко ценились древними.
Воспитанием и высокими стремлениями братья Гракхи обязаны матери, женщине благородной и просвещенной.

Аллегорические картины Ла Гира:


Аллегория регенства Анны Австрийской

Женщина, являющаяся олицетвореним Франции, изображена сидящей в центре композиции. Облаченная в драпировки, она держит пальмовую ветвь, символизирующую победу, и глобус с геральдическими лилиями («флёр-де-лис» — стилизованный цветок с тремя лепестками, украшал французские доспехи, эмблема французских королей). Ее коронует лавровым венком стоящая женщина, олицетворяющая Победу или Стойкость, о чем свидетельствует колонна за ее спиной. Над ними парит трубящая Слава, а стоящий справа мальчик бросает оружие войны в огонь, что является знаком мира. На заднем плане изображен классический храм. Вместе с трубой, рогом изобилия и плодом, лежащими у ног Франции, он символизирует блага мирного времени.
Эту картину Ла Гир написал в 1648 году и иногда ее истолковывают как аллегорию Вестфальского мирного договора (подписанный в том году, этот договор положил конец Тридцатилетней войне). Другое ее истолкование — «аллегория регентства Анны Австрийской»: ее сыну Людовику XIV было всего пять лет, когда умер отец, и Анна правила Францией с 1643 по 1661 год.
Так уж получилось, что об Анне Австрийской, жене Людовика XIII и матери Людовика XIV, мы знаем значительно больше, чем о других французских королевах. Это заслуга Александра Дюма, который посвятил веку Людовика Великого свою знаменитую серию романов — о мушкетерах, и яркими красками описал не только «великолепную четверку», но и тогдашних исторических деятелей — слабовольного Людовика XIII, «настоящего монарха» Людовика XIV, умного, энергичного и безжалостного Ришелье, скупого плута Мазарини, гордую и прекрасную испанскую инфанту, французскую королеву Анну Австрийскую. Анне повезло — легко поддававшаяся влиянию королева с трудной судьбой, благодаря таланту Дюма стала романтической героиней. Алмазные подвески, любовь и смерть Бэкингема, ревность короля и ненависть кардинала — чем не атрибуты жизни роковой красавицы, чей сын стал самым знаменитым французским монархом?


     
            Аллегория доверия                                           Аллегория диалектики

     
      Аллегория риторики                                           Аллегория грамматики

     
            Аллегория музыки                                           Аллегория aрифметики


Аллегория астрономии


Аллегория геометрии


Союз (Поцелуй) мира и справедливости

Картины Ла Гира на библейские сюжеты:


Ослепление жителей Содома

     
                  Нахождение Моисея                                               Моисей и cкрижали

     
Жертвоприношение Авраама

     
Лаван ищет идолы в вещах Иакова                                       Суд Соломона

     
Панфея перед Киром                                             Гибель детей Вефиля                      

     
Авраам и Мелхиседек

     
Возвращение Иову его богатства                                       Илия и ангел                          

     
Обучение Богородицы                                     Введение Богородицы в храм

     
      Поклонение пастухов                                           Сретение Господне

     
Сретение Господне

     
Мадонна с младенцем

     
Святое семейство

     
Встреча Марии и Елизаветы                               Въезд Христа в Иерусалим                  

     
Магдалина у ног Христа                                               Снятие с креста    

     
Успение Богородицы (Вознесение Марии)

     
                  Вознесение Марии                                     Явление Христа cвятым женам

     
Христос и самаритянка                                     Явление Христа Магдалине          

     
      Явление Христа паломникам в Эммаусе                     Святой Жермен и Женевьева

     
Святой Франциск Ассизский                                   Папа Николай V у склепа
      получает стигматы                                             Франциска Ассизского

     
      Обращение святого Павла                                   Святой Михаил и дракон            

     
Святой Петр                                           Святой Павел, потерпевший            
исцеляет больных                                     кораблекрушение на Мальте                

Другие картины Ла Гира:

     
      Пейзаж с собакамии                                           Пейзаж со свинопасом

     
        Пейзаж с купальщицами                                 Пейзаж с пастушеской флейтой

     
            Анжелика и Медоро                                     Девушки, играющие в кости