
Автопортрет Якоба Йорданса
Йорданс Якоб (Jacob Jordaens) (1593-1678), фламандский живописец.
Сотрудничал с Рубенсом. Работал в Антверпене, где организовал большую мастерскую для выполнения многочисленных заказов.
В творчестве Йорданса с большой силой проявились такие характерные черты фламандской школы живописи, как яркое чувственное восприятие жизни, оптимизм, мощная лепка форм. В ранних произведениях Йорданса с подчеркнутой материальностью предметов и контрастной светотенью сказывается влияние караваджизма.
В лучших картинах Йорданса, выполненных им в 1630-е годы («Воспитание Юпитера», «Сатир в гостях у крестьянина», «Бобовый король»), определились особенности его художественного языка: пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким и тяжеловесным фигурам, сочным деталям, тяготение к жанровой трактовке мифологических и религиозных тем, плотная энергичная живопись с преобладанием мягко нюансированных теплых тонов.
Картины Йорданса на мифологические и античные сюжеты:
 Низвержение гигантов, 1636, Прадо
|  Младенец Юпитер кормится молоком козы Амалтеи, 1640
|
 Воспитание Юпитера, 1632
|  Обучение Юпитера
|
 Нептун создает коня, 1640
|  Меркурий и Аргус, 1620
|
 Одиссей в пещере Полифема, 1630
|  Одиссей в пещере Полифема, 1630, фрагмент
|
 Похищение Европы
|  Похищение Европы, фрагмент
|  Похищение Европы
|
 Нимфы у фонтана любви, 1630
|  Купидон и спящие нимфы, Киев
|  Пир Клеопатры, 1653
|
 Триумф Вакха, 1645
|  Пан и Сиринга, 1625
|  Поклонение Церере, Прадо
|
 Мелеагр и Аталанта
|  Состязание Аталанты и Мелеагра
|  Прикованный Прометей
|
 Отдых Дианы
|  Суд Париса
|
 Состязание Пана с Аполлоном
|  Сатир, играющий на флейте, 1633
|
 Сатир в гостях у крестьянина, 1620
|  Сатир в гостях у крестьянина, 1620, ГМИИ
|  Сатир в гостях у крестьянина, 1621
|
Одним из любимых сюжетов Йорданса, к которому он неоднократно обращался, была басня древнегреческого поэта Эзопа «Сатир и крестьянин».
Козлоногий житель лесов Сатир встретил однажды в поле крестьянина. В холодный день он дул себе на руки, желая согреться. Придя к нему в гости, Сатир увидел, что хозяин дует на горячую похлебку, чтобы остудить ее. Пораженный этим, Сатир решил, что человек коварен и лжив. С тех пор он никогда не попадался ему на глаза. Античная легенда переосмыслена художником в чисто национальном духе.
На картине Йорданса за столом сидят фламандские крестьяне и крестьянки. Это простые люди крепкого телосложения, с обветренными и обожженными солнцем лицами. Ни мужчины, ни молодая женщина, держащая на руках здорового розовощекого ребенка, ни старуха — никто не удивлен появлением козлоногого жителя лесов. Они хохочут и хитровато посматривают на незадачливого Сатира, который не может понять сути человеческого характера. Землистые, красновато-коричневые краски передают цвет почвы, Аллегорические картины Якоба Йорданса:
 Аллегория изобилия, 1623
|  Аллегория изобилия
|
Картины Якоба Йорданса на религиозные сюжеты:
 Мадонна с младенцем, 1618
|  Возвращение святого семейства из Египта, 1616
|  Христос является садовником к трем Мариям, 1615
|
 Почитание евхаристии, 1630
|  Пьета, Прадо
|  Четыре евангелиста
|
 Святая перед могилой
|  Вознесение Марии
|  Святой среди жертв чумы в Милане, 1655
|
 Христос в Эмманусе, 1645
|  Христос, изгоняющий торговцев из храма, 1650
|  Апостолы Павел и Варнава в Листре, 1616
|
Портреты Якоба Йорданса:
 Портрет молодых супругов
|  Автопортрет с родителями, братьями и сестрами, 1615
|  Семейный портрет, 1650
|
 Семья художника, 1622
|  Портрет старика, 1637
|
Другие картины Якоба Йорданса:
 Переправа через Антверп, 1623
|  Праздник
|
 Бобовый король, 1638
|  Фасолевый праздник
|
|