Автопортрет Якоба Йорданса
Йорданс Якоб (Jacob Jordaens) (1593-1678), фламандский живописец.
Сотрудничал с Рубенсом. Работал в Антверпене, где организовал большую мастерскую для выполнения многочисленных заказов.
В творчестве Йорданса с большой силой проявились такие характерные черты фламандской школы живописи, как яркое чувственное восприятие жизни, оптимизм, мощная лепка форм. В ранних произведениях Йорданса с подчеркнутой материальностью предметов и контрастной светотенью сказывается влияние караваджизма.
В лучших картинах Йорданса, выполненных им в 1630-е годы («Воспитание Юпитера», «Сатир в гостях у крестьянина», «Бобовый король»), определились особенности его художественного языка: пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким и тяжеловесным фигурам, сочным деталям, тяготение к жанровой трактовке мифологических и религиозных тем, плотная энергичная живопись с преобладанием мягко нюансированных теплых тонов.
Картины Йорданса на мифологические и античные сюжеты:
Низвержение гигантов, 1636, Прадо
| Младенец Юпитер кормится молоком козы Амалтеи, 1640
|
Воспитание Юпитера, 1632
| Обучение Юпитера
|
Нептун создает коня, 1640
| Меркурий и Аргус, 1620
|
Одиссей в пещере Полифема, 1630
| Одиссей в пещере Полифема, 1630, фрагмент
|
Похищение Европы
| Похищение Европы, фрагмент
| Похищение Европы
|
Нимфы у фонтана любви, 1630
| Купидон и спящие нимфы, Киев
| Пир Клеопатры, 1653
|
Триумф Вакха, 1645
| Пан и Сиринга, 1625
| Поклонение Церере, Прадо
|
Мелеагр и Аталанта
| Состязание Аталанты и Мелеагра
| Прикованный Прометей
|
Отдых Дианы
| Суд Париса
|
Состязание Пана с Аполлоном
| Сатир, играющий на флейте, 1633
|
Сатир в гостях у крестьянина, 1620
| Сатир в гостях у крестьянина, 1620, ГМИИ
| Сатир в гостях у крестьянина, 1621
|
Одним из любимых сюжетов Йорданса, к которому он неоднократно обращался, была басня древнегреческого поэта Эзопа «Сатир и крестьянин».
Козлоногий житель лесов Сатир встретил однажды в поле крестьянина. В холодный день он дул себе на руки, желая согреться. Придя к нему в гости, Сатир увидел, что хозяин дует на горячую похлебку, чтобы остудить ее. Пораженный этим, Сатир решил, что человек коварен и лжив. С тех пор он никогда не попадался ему на глаза. Античная легенда переосмыслена художником в чисто национальном духе.
На картине Йорданса за столом сидят фламандские крестьяне и крестьянки. Это простые люди крепкого телосложения, с обветренными и обожженными солнцем лицами. Ни мужчины, ни молодая женщина, держащая на руках здорового розовощекого ребенка, ни старуха — никто не удивлен появлением козлоногого жителя лесов. Они хохочут и хитровато посматривают на незадачливого Сатира, который не может понять сути человеческого характера. Землистые, красновато-коричневые краски передают цвет почвы, Аллегорические картины Якоба Йорданса:
Аллегория изобилия, 1623
| Аллегория изобилия
|
Картины Якоба Йорданса на религиозные сюжеты:
Мадонна с младенцем, 1618
| Возвращение святого семейства из Египта, 1616
| Христос является садовником к трем Мариям, 1615
|
Почитание евхаристии, 1630
| Пьета, Прадо
| Четыре евангелиста
|
Святая перед могилой
| Вознесение Марии
| Святой среди жертв чумы в Милане, 1655
|
Христос в Эмманусе, 1645
| Христос, изгоняющий торговцев из храма, 1650
| Апостолы Павел и Варнава в Листре, 1616
|
Портреты Якоба Йорданса:
Портрет молодых супругов
| Автопортрет с родителями, братьями и сестрами, 1615
| Семейный портрет, 1650
|
Семья художника, 1622
| Портрет старика, 1637
|
Другие картины Якоба Йорданса:
Переправа через Антверп, 1623
| Праздник
|
Бобовый король, 1638
| Фасолевый праздник
|
|