Автопортреты Кауфман
Кауфман Ангелика (Angelica Kauffmann) (1741-1807), знаменитая художница и график, представитель классицизма, член Академии Святого Луки в Риме, Французской Королевской академии, Английской академии художеств, Венецианской академии.
Только один из автопортретов знаменитых художников, хранящихся во всемирной галерее Уффицы, принадлежит женщине. Ее имя мало что говорит нынешнему поколению любителей живописи. А ведь это о ней, об Ангелике Кауфман, великий немецкий поэт Гете сказал: «Ее глаза так умны, ее знание механизма искусства так велико, ее чувство прекрасного столь глубоко, а она остается так непостижимо скромна...»
Гавриил Державин написал оду «К Анжелике Кауфман» (1795):
Живописица преславна,
Кауфман, подруга муз!
Если в кисть твою влиянна
Свыше живость, чувство, вкус,
И, списав данаев, древних
Нам богинь и красных жен,
Пережить в своих бесценных
Ты могла картинах тлен…
Умна, скромна и обаятельна... С автопортрета на зрителя смотрит милое, спокойное лицо женщины, оживленное чуть заметной улыбкой. Но почему же столько грусти в лице художницы, на долю которой при жизни выпали великий успех и признание? Причина кроется в ее женской судьбе, полной разочарований, обмана и обид.
В 1766 году Ангелика Кауфман, заручившись многочисленными приглашениями, переезжает в Лондон. Пятнадцать лет, проведенные в Англии, были самыми плодотворными в ее жизни.Успех и слава Кауфман бы ли ничуть не меньше, чем у таких прославленных английских живописцев, как Гейнсборо и Рейнолдс. К тому же хорошенькая девушка, прекрасная певица, музыкантша и художница была богата, независима, принята в высшем свете и не знала отбоя от женихов.
Её портрет написал Рейнольдс, она в ответ написала портрет Рейнольдса. Президент Английской академии художеств Рейнолдс предлагал Ангелике заключить блестящий союз, но она отказала ему.
Дальнейшие события больше похожи на детективный роман. Рейнолдс ей ужасно отомстил: познакомил Ангелику с мнимым графом. Дальше ситуация развивалась как в оперетте «Принцесса цирка». Ангелика и граф поженились, и лишь после заключения брака открылась правда. Только благодаря своим связям Ангелике удалось развестись в 1768 году, но даром потрясение не прошло — художница перенесла горячку. А после выздоровления замкнулась и стала нелюдимой.
Но из Лондона Кауфман все же не уехала. Она активно работала там еще тринадцать лет, со всех сторон получая многочисленные заказы и знаки внимания. Высшим признанием ее таланта стал факт избрания художницы в 1768 году членом Английской академии художеств.
В 1780-е годы Ангелика Кауфман стала очень известна в Европе благодаря многочисленным портретам знатных особ (в том числе и европейских королевских семей), а также своим историческим и мифологическим композициям. Идиллические сцены, написанные Ангеликой Кауфман по мотивам историй классической мифологии, переводились в гравюры, использовались в художественной промышленности — благодаря этому искусство Ангелики Кауфман было очень популярно.
В начале 1780-х Ангелика Кауфман вместе со своим вторым мужем, венецианским живописцем Антонио Зукки, отправилась в Рим. Mифологические композиции работ Кауфман представляют богов и богинь, изображенных в изящной манере стиля рококо. Собственно, Кауфман считают больше мастером живописи рококо, хотя персонажам ее картин присущи неоклассические позы, а драпировкам и антуражу в ее работах также более свойственен стиль неоклассицизма. Женские портреты кисти Ангелики Кауфман считаются лучшими среди ее портретных работ.
Скончалась Ангелика Кауфман 5 ноября 1807 в Риме. Вся Академия Святого Луки проводила ее в последний путь, а за гробом, как на похоронах Рафаэля, несли две последние картины, написанные ее рукой. В Римском пантеоне впоследствии был установлен бюст Ангелики Кауфман — красивой женщины и талантливой художницы.
Картины Кауфман на мифологические и античные сюжеты:
Ариадна и Тезей
Покинутая Ариадна
Покинутая Ариадна
Вакх и Ариадна
Вакх и Ариадна
Брат и сестра Плимут в образе Амура и Психеи
Амур и Психея
Миф о Амуре и Психеи
Ганимед
Аполлон и музы
Смерть Алкесты
Суд Парисa
Суд Парисa
Венера представляет Елене Париса
Парис похищает Елену
Одиссей узнает Ахилла во дворце Ликомеда
Гектор призывает Париса сражаться
Гектор призывает Париса сражаться
Прощание Гектора с Андромахой
Прощание Гектора с Андромахой
Пенелопа
Пенелопа плачет над луком Одиссея
Эвриклея будит Пенелопу
Телемах и Ментор среди нимф Калипсо
Скорбящий Телемах на острове Калипсо
Одиссей у гостях у Кирки
Цирцея заманивает Улисса
Поклонение Диане
Купание Дианы
Амур
Жалоба на шалости купидана
Сивилла
Сафо и купидон
Сафо пишет оду Венере
Эрато, муза лирической поззии
Клио, муза истории
Урания
Доменика и Маддалена, как Трагедия и Комедия
Нимфа
Плиний Младший с матерью в Мизено
Нума Помпилий и нимфа Эгерия
Фрина соблазняет философа Ксенократа
Пракситель дарит Фрине статую Эрота, 1794
Апеллес рисует Кампаспу, 1783
Александр Македонский, восхищаясь выдающейся красотой своей возлюбленной куртизанки Кампаспы, попросил своего друга и придворного художника Апеллеса написать ее обнаженной. Художник, работая над портретом, влюбился в нее, после чего Александр, вникнув в ситуацию, «преподнес Апеллесу Кампаспу в дар, доказывая себе, что хотя он и огромный царь в отваге, но ещё больше велик в самообладании». Так описывает эту историю Плиний Старший.
Апеллес создал известную в древности картину, изображающую Венеру («Афродита Анадиомена»), рожденную из моря, и Плиний полагает, что как раз Кампаспа послужила моделью для этой Венеры (другие античные авторы называют, кроме того, Фрину). В 1960-м году раскопали неплохо сохранившуюся фреску в Помпеях, где изображен схожий сюжет с Венерой. Некоторые исследователи считают, что эта фреска может быть римской копией картины Апеллеса.
Купидон и Кампаспа
Ей на лобзанья Купидон
Проигрывал за коном кон:
Он проиграл колчан и лук,
Венеры голубей и цуг
Своих веселых воробьев,
Но дальше был играть готов;
Поставил уст своих коралл
И цвет ланит — и проиграл.
Засим поставил свет чела —
Его Кампаспа отняла.
Глаза поставил, наконец —
И Купидон теперь слепец.
Любовь! Так поступив с тобой,
Что сделает она со мной?
Джон Лили (английский драматург, один из предшественников Шекспира)
Влюбленность Апеллеса к своей модели стал о источником вдохновения для художников и популярным сюжетом в живописи XVI-XIX веков, а само имя Кампаспа стало нарицательным.
Вергилий, читающий «Энеиду» Августу и Октавии
Корнелия с детьми
Кориолан, его мать Ветурия и его жена Волумния, умоляющие его отказаться от войны.
Аллегорические картины Кауфман:
Аллегория Поэзии и Музыки
Colour
Composition
Design
Invention
Beauty Directed by Prudence
Beauty Yielded to Love, Quitted by Prudence
Beauty, supported by Prudence, Scorns the Offering of Folly
The Beauty, Tried By Love, Guided By Wisdom
Аллегория надежды
Аллегория живописи
Аллегория скульптуры
Аллегория архитектуры
Картины Кауфман на библейские сюжеты:
Нафан обличает Давида
Святое семейство
Мадонна с ребёнком
Обручение святой Екатерины
Беседа Иисуса Христа с самаритянкой
Ангел и дитя
Портреты Кауфман:
Графиня Протасова с племянницами
Принцесса Уэльса Августа Ганноверская с сыном
Леди Хендерсон из Форделл
Lady Georgiana, Lady Henrietta Frances and George John Spencer
Bildnis Maria Karoline von O'sterreich
Louisa Leveson Gower
Anna von Escher van Muralt
Franziska von Kaunitz-Rietberg
Mme Latouce, wife of John Latouche
Eleanor, Countess of Lauderdale
Баронесса Юлия Крюндер с сыном
Леди Элизабет Фостер
Anna Amalia
Teresa Bandettini-Landucci of Lucca
Sarah Harrop (Mrs. Bates) as a Muse
Giuliana Pubblicola Santacroce as Lucretia
Вышивальщица (турецкая женщина)
Графиня Анна Чернышёва с дочерью Екатериной Вадковской, рисующая портрет отца с мраморного бюста
Княгиня Эстерхази
Юная весталка
Дама в одеянии весталки
Король Фердинанд IV с семьей
Семья Тауншенд
Anna Maria Jenkins, Thomas Jenkins
Граф Николай Толстой с женой Анной Барятинской и с сыном Александром
Family portrait of Catherine Petrovna Baryatinskiy
Гете
Воображаемый портрет Шекспира
Винкельман
Муж Кауфман Антонио Дзуки
Archibald, Lord Montgomerie
Джон Симпсон
Князь Станислав Понятовский
Разное:
Ринальдо покидает Армиду
Ринальдо и Армида
Ринальдо покидает Армиду
Ринальдо и Армида — герои поэмы «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Торквато Тассо. Поэма посвящена первому Крестовому походу, завершившемуся захватом Иерусалима и установлением христианского царства. Кроме сражений и подробностей военной жизни, в поэму вкраплено несколько любовных историй. Одна из них повествует о рыцаре-христианине Ринальдо и прекрасной Армиде.
Желая ослабить силы крестоносцев, дамасский царь посылает в лагерь к крестоносцам свою прекрасную племянницу волшебницу Армиду. Влюбляя в себя молодых витязей, она увлекает их из войска христиан. Армида ненавидела Ринальдо и хотела отомстить ему за то, что он спас своих товарищей, которых она, подобно волшебнице Цирцее, превратила в монстров.
У реки Оронт (Сирия) Ринальдо погрузился в волшебный сон. Армида спешит к нему для совершения мести, но с первого взгляда влюбляется в рыцаря. Она опутывает спящего Ринальдо волшебными узами из цветов — лилий и роз — и переносит его в зачарованные сады на далеком острове. В любовных утехах прославленный рыцарь забыл о своем высоком долге.
Чтобы вернуть его, посылают двух воинов. Воины находят Ринальдо в волшебном саду Армиды и подносят к его глазам щит, чтобы он увидел в нем, как в зеркале, что пренебрегает своими обязанностями. Ринальдо оставляет колдунью и возвращается к битве.
Эти события образуют последовательность сюжетов, которые приобрели широкую популярность у итальянских и французских художников XVII-XVIII веков.
Абеляр и Элоиза
Прощание Абеляра и Элоизы
Монах из Кале
Безумная Мария
Шварценберг, Свято-Троицкая церковь, Алтарь Кауфман
Кауфман на 100-шиллинговой банкноте
Место рождения Кауфман
|