СОШ 8 Подольск, творчество Лагрене
главная страница






Портреты Луи Лагрене


Лагрене Луи Жан Франсуа (Louis Jean Francois Lagrenee) (1725-1805), французский исторический живописец, ученик Карла Ванлоо.
Получив от Парижской академии художеств Большую Римскую премию за картину «Иосиф разгадывает сны», он провел в Италии три года и, по возвращении в Париж был принят в члены академии, получив звание академика за картину «Похищение Деяниры».
По приглашению императрицы Елизаветы Петровны прибыл, в 1760 году, в Петербург, получил титул придворного живописца и занял в новоучрежденной Санкт-Петербургской академии художеств место профессора-преподавателя исторической живописи. Его плодотворная деятельность оказала большое влияние на становление русского академического искусства. В России написал портрет императрицы Елизаветы Петровны. В 1762 возвратился в Париж.
В 1781 году он был назначен директором французской академии в Риме, с титулом ректора парижской академии и с пенсией, пожалованной ему королем. Революция лишила его как этой должности, так и пенсии, но Наполеон I дал ему орден Почетного легиона и назначил почетным хранителем и администратором наполеоновского музея.
В России произведения Лагрене украшают Эрмитаж, Русский музей, Третьяковскую галерею, Музей Изобразительных искусств, Музей-усадьбу «Архангельское» и другие коллекции.

Картины Луи Лагрене на мифологические и античные сюжеты:


Похищение Европы


Купающиеся Венера и нимфы, 1776


Меркурий, доверяющий нимфам младенцa Вакхa


Галатея


Аврора


Венера и Амур


Похищение Деяниры, 1755


Пенелопа, читающая письмо Одиссея


Одиссей во дворце Алкиноя

     
Вакх и Ариадна

     
Венера и Марс                                                 Марс и Венера,
    (Аллегория мира)                                       застигнутые Вулканом


Марс и Венера (Аллегория мира)


Амур и Психея

         
Амур и Психея


Амур и Психея (Аллегория прикосновения)


Две нимфы (Аллегория вкуса)

     
Две музы                                                             Две нимфы


Диана и Эндимион

     
Диана и Эндимион

     
Диана                                           Диана и Актеон

     
Нарцисс и Эхо                                               Дафнис и Хлоя

     
Союз живописи и скульптуры                                   Поэтическое вдохновение    

     
Аллегория поэзии                                             Любовь к искусству

     
Любовь и верность                                       Аллегория запаха    

     
Справедливость и Милосердие                                         История            

     
Правосудие и благоразумие                                       Аллегория живописи

     
Марс и Беллона                                               Аллегория войны

     
            Философия                                   Философия раскрывает правду

     
    Аллегория музыки                                   Аллегория aрхитектуры
(Орфей, Плутон и Эвридикa)                                                                        


Рассвет


Полдень


Венера, завязывающая глаза Купидону


Минерва уводит Марса от Венеры


Суд Париса

     
Суд Париса                                                       Амур

     
Геракл и Омфала                                           Пигмалион и Галатея

     
Пигмалион и Галатея

     
                  Меркурий, Герса                                       Меркурий доверяет
                              и Аглавра                                     младенца Бахуса нимфам

     
Юпитер и Юнона на горе Ида                               Тиресий и Афина                        

     
Церера и Неоптолем                                           Венера и Адонис

     
      Обучение Ахилла                                           Мать спартанца

     
Александр Великий обращается                           Апеллес влюбляется      
                    к оракулу Аполлона                           в любовницу Александра Великого

Александр Македонский, восхищаясь выдающейся красотой своей возлюбленной куртизанки Кампаспы, попросил своего друга и придворного художника Апеллеса написать ее обнаженной. Художник, работая над портретом, влюбился в нее, после чего Александр, вникнув в ситуацию, «преподнес Апеллесу Кампаспу в дар, доказывая себе, что хотя он и огромный царь в отваге, но ещё больше велик в самообладании». Так описывает эту историю Плиний Старший.
Апеллес создал известную в древности картину, изображающую Венеру («Афродита Анадиомена»), рожденную из моря, и Плиний полагает, что как раз Кампаспа послужила моделью для этой Венеры (другие античные авторы называют, кроме того, Фрину). В 1960-м году раскопали неплохо сохранившуюся фреску в Помпеях, где изображен схожий сюжет с Венерой. Некоторые исследователи считают, что эта фреска может быть римской копией картины Апеллеса.


Купидон и Кампаспа


      Ей на лобзанья Купидон
      Проигрывал за коном кон:
      Он проиграл колчан и лук,
      Венеры голубей и цуг
      Своих веселых воробьев,
      Но дальше был играть готов;
      Поставил уст своих коралл
      И цвет ланит — и проиграл.
      Засим поставил свет чела —
      Его Кампаспа отняла.
      Глаза поставил, наконец —
      И Купидон теперь слепец.
      Любовь! Так поступив с тобой,
      Что сделает она со мной?

Джон Лили (английский драматург,
один из предшественников Шекспира)

Влюбленность Апеллеса к своей модели стал о источником вдохновения для художников и популярным сюжетом в живописи XVI-XIX веков, а само имя Кампаспа стало нарицательным.


     
Смерть Клеопатры


Алкивиад на коленях перед любовницей


Смерть жены Дария


Римский посол Гай Попиллий и Антиох IV


Гораций убивает свою сестру


Кориолан среди вольсков


Франция приветствует мир

     
            Убийство Сервия                                             Голова Помпея
                Туллия, царя Рима                                       представлена Цезарю

     
Великодушие Сципиона

Картины Луи Лагрене на библейские сюжеты:


Эсфирь и Артаксеркс

     
            Юдифь и Олоферн                                       Нахождение Моисея                                

     
            Иосиф и жена Потифара                     Сара представляет Агарь Аврааму

     
Давид и Вирсавия                                     Сусанна и старцы

     
Сусанна и старцы

     
Обучение девы Марии                             Встреча Марии и Елизаветы        

     
Святое семейство

     
Мария Магдалина                                             Христос на кресте

     
  Людовик IX и папа Иннокентий IV               Святитель Герман и Женевьева

Другие картины Луи Лагрене:


Чарльз и Убальде, окруженные нимфами, в поисках Ринальдо


Ринальдо и Армида

Ринальдо и Армида — герои поэмы «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Торквато Тассо. Поэма посвящена первому Крестовому походу, завершившемуся захватом Иерусалима и установлением христианского царства. Кроме сражений и подробностей военной жизни, в поэму вкраплено несколько любовных историй. Одна из них повествует о рыцаре-христианине Ринальдо и прекрасной Армиде.
Желая ослабить силы крестоносцев, дамасский царь посылает в лагерь к крестоносцам свою прекрасную племянницу волшебницу Армиду. Влюбляя в себя молодых витязей, она увлекает их из войска христиан. Армида ненавидела Ринальдо и хотела отомстить ему за то, что он спас своих товарищей, которых она, подобно волшебнице Цирцее, превратила в монстров.
У реки Оронт (Сирия) Ринальдо погрузился в волшебный сон. Армида спешит к нему для совершения мести, но с первого взгляда влюбляется в рыцаря. Она опутывает спящего Ринальдо волшебными узами из цветов — лилий и роз — и переносит его в зачарованные сады на далеком острове. В любовных утехах прославленный рыцарь забыл о своем высоком долге.
Чтобы вернуть его, посылают двух воинов. Воины находят Ринальдо в волшебном саду Армиды и подносят к его глазам щит, чтобы он увидел в нем, как в зеркале, что пренебрегает своими обязанностями. Ринальдо оставляет колдунью и возвращается к битве.
Эти события образуют последовательность сюжетов, которые приобрели широкую популярность у итальянских и французских художников XVII-XVIII веков.



Танкред и Клоринда

     
      Аллегория                                                 Елизавета Петровна
          на смерть дофина                                     (покровительница искусств)

     
Девушка c голубем                                                       Купание      


Девушка c голубем



Портрет Луи Лагрене


Лагрене Жан-Жак (Jean Jeacque Lagrenee) (1739-1821), французский живописец, младший брат и ученик художника Луи Лагрене.
Получив в 1760 году премию от парижской академии художеств, совершил поездку в Рим. В том же году, вслед за братом, отправился в Россию по приглашению Шувалова, но оставался там недолго. С 1763 по 1769 год путешествовал по Италии. Принят в Королевскую Академию Художеств, выполнив работу «Зима» на потолке Галереи Аполлона в Лувре. В 1776 году был назначен доцентом Академии, а в 1781 году — профессором. Написав значительное количество исторических, аллегорических и жанровых картин, он, в середине своей художественной карьеры, пристрастился к особому роду декоративного искусства — к инкрустации на мраморе, дереве и стекле в античном вкусе.

Картины Жан-Жакa Лагрене:


Елена узнает Телемаха, сынa Одиссея


Улисс прибывает во дворец Цирцеи


Улисс прибывает во дворец Цирцеи


Спящая Венера и купидон


Грации и купидоны

     
Пигмалион и Галатея

     
Клио                                                   Две музы и путти

     
        Аллегория победы                             Гермес вручает нимфам Диониса

     
  Аполлон среди муз и граций                   Зима или Эол развязывает ветры          


Аллегория музея в Луврe


Твердость Ювеллиуса Таурея


Секст Тарквиний пленился красотой Лукреции


Ринальдо покидает Армиду

     
Дaвид Победоносец                                   Нахождение Моисея    

     
Святой Иоанн Креститель

     
Крещение Христа

     
              Отдых на пути в Египет             Падение идолов и отдых на пути в Египет

     
                        Святое семейство                                     Поклонение волхвов

     
Видение ангелов епископу                           Въезд Христа в Иерусалим              

     
          Погребение Христа                             Непреклонность святого Томаса

     
              Смерть Иосифа                               Святой Павел перед ареопагом