Портреты Луи Лагрене
Лагрене Луи Жан Франсуа (Louis Jean Francois Lagrenee) (1725-1805), французский исторический живописец, ученик Карла Ванлоо.
Получив от Парижской академии художеств Большую Римскую премию за картину «Иосиф разгадывает сны», он провел в Италии три года и, по возвращении в Париж был принят в члены академии, получив звание академика за картину «Похищение Деяниры».
По приглашению императрицы Елизаветы Петровны прибыл, в 1760 году, в Петербург, получил титул придворного живописца и занял в новоучрежденной Санкт-Петербургской академии художеств место профессора-преподавателя исторической живописи. Его плодотворная деятельность оказала большое влияние на становление русского академического искусства. В России написал портрет императрицы Елизаветы Петровны. В 1762 возвратился в Париж.
В 1781 году он был назначен директором французской академии в Риме, с титулом ректора парижской академии и с пенсией, пожалованной ему королем. Революция лишила его как этой должности, так и пенсии, но Наполеон I дал ему орден Почетного легиона и назначил почетным хранителем и администратором наполеоновского музея.
В России произведения Лагрене украшают Эрмитаж, Русский музей, Третьяковскую галерею, Музей Изобразительных искусств, Музей-усадьбу «Архангельское» и другие коллекции.
Картины Луи Лагрене на мифологические и античные сюжеты:
Похищение Европы
Купающиеся Венера и нимфы, 1776
Меркурий, доверяющий нимфам младенцa Вакхa
Галатея
Аврора
Венера и Амур
Похищение Деяниры, 1755
Пенелопа, читающая письмо Одиссея
Одиссей во дворце Алкиноя
Вакх и Ариадна
Венера и Марс
Марс и Венера,
(Аллегория мира)
застигнутые Вулканом
Марс и Венера (Аллегория мира)
Амур и Психея
Амур и Психея
Амур и Психея (Аллегория прикосновения)
Две нимфы (Аллегория вкуса)
Две музы
Две нимфы
Диана и Эндимион
Диана и Эндимион
Диана
Диана и Актеон
Нарцисс и Эхо
Дафнис и Хлоя
Союз живописи и скульптуры
Поэтическое вдохновение
Аллегория поэзии
Любовь к искусству
Любовь и верность
Аллегория запаха
Справедливость и Милосердие
История
Правосудие и благоразумие
Аллегория живописи
Марс и Беллона
Аллегория войны
Философия
Философия раскрывает правду
Аллегория музыки
Аллегория aрхитектуры
(Орфей, Плутон и Эвридикa)
Рассвет
Полдень
Венера, завязывающая глаза Купидону
Минерва уводит Марса от Венеры
Суд Париса
Суд Париса
Амур
Геракл и Омфала
Пигмалион и Галатея
Пигмалион и Галатея
Меркурий, Герса
Меркурий доверяет
и Аглавра
младенца Бахуса нимфам
Юпитер и Юнона на горе Ида
Тиресий и Афина
Церера и Неоптолем
Венера и Адонис
Обучение Ахилла
Мать спартанца
Александр Великий обращается
Апеллес влюбляется
к оракулу Аполлона
в любовницу Александра Великого
Александр Македонский, восхищаясь выдающейся красотой своей возлюбленной куртизанки Кампаспы, попросил своего друга и придворного художника Апеллеса написать ее обнаженной. Художник, работая над портретом, влюбился в нее, после чего Александр, вникнув в ситуацию, «преподнес Апеллесу Кампаспу в дар, доказывая себе, что хотя он и огромный царь в отваге, но ещё больше велик в самообладании». Так описывает эту историю Плиний Старший.
Апеллес создал известную в древности картину, изображающую Венеру («Афродита Анадиомена»), рожденную из моря, и Плиний полагает, что как раз Кампаспа послужила моделью для этой Венеры (другие античные авторы называют, кроме того, Фрину). В 1960-м году раскопали неплохо сохранившуюся фреску в Помпеях, где изображен схожий сюжет с Венерой. Некоторые исследователи считают, что эта фреска может быть римской копией картины Апеллеса.
Купидон и Кампаспа
Ей на лобзанья Купидон
Проигрывал за коном кон:
Он проиграл колчан и лук,
Венеры голубей и цуг
Своих веселых воробьев,
Но дальше был играть готов;
Поставил уст своих коралл
И цвет ланит — и проиграл.
Засим поставил свет чела —
Его Кампаспа отняла.
Глаза поставил, наконец —
И Купидон теперь слепец.
Любовь! Так поступив с тобой,
Что сделает она со мной?
Джон Лили (английский драматург, один из предшественников Шекспира)
Влюбленность Апеллеса к своей модели стал о источником вдохновения для художников и популярным сюжетом в живописи XVI-XIX веков, а само имя Кампаспа стало нарицательным.
Смерть Клеопатры
Алкивиад на коленях перед любовницей
Смерть жены Дария
Римский посол Гай Попиллий и Антиох IV
Гораций убивает свою сестру
Кориолан среди вольсков
Франция приветствует мир
Убийство Сервия
Голова Помпея
Туллия, царя Рима
представлена Цезарю
Великодушие Сципиона
Картины Луи Лагрене на библейские сюжеты:
Эсфирь и Артаксеркс
Юдифь и Олоферн
Нахождение Моисея
Иосиф и жена Потифара
Сара представляет Агарь Аврааму
Давид и Вирсавия
Сусанна и старцы
Сусанна и старцы
Обучение девы Марии
Встреча Марии и Елизаветы
Святое семейство
Мария Магдалина
Христос на кресте
Людовик IX и папа Иннокентий IV Святитель Герман и Женевьева
Другие картины Луи Лагрене:
Чарльз и Убальде, окруженные нимфами, в поисках Ринальдо
Ринальдо и Армида
Ринальдо и Армида — герои поэмы «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Торквато Тассо. Поэма посвящена первому Крестовому походу, завершившемуся захватом Иерусалима и установлением христианского царства. Кроме сражений и подробностей военной жизни, в поэму вкраплено несколько любовных историй. Одна из них повествует о рыцаре-христианине Ринальдо и прекрасной Армиде.
Желая ослабить силы крестоносцев, дамасский царь посылает в лагерь к крестоносцам свою прекрасную племянницу волшебницу Армиду. Влюбляя в себя молодых витязей, она увлекает их из войска христиан. Армида ненавидела Ринальдо и хотела отомстить ему за то, что он спас своих товарищей, которых она, подобно волшебнице Цирцее, превратила в монстров.
У реки Оронт (Сирия) Ринальдо погрузился в волшебный сон. Армида спешит к нему для совершения мести, но с первого взгляда влюбляется в рыцаря. Она опутывает спящего Ринальдо волшебными узами из цветов — лилий и роз — и переносит его в зачарованные сады на далеком острове. В любовных утехах прославленный рыцарь забыл о своем высоком долге.
Чтобы вернуть его, посылают двух воинов. Воины находят Ринальдо в волшебном саду Армиды и подносят к его глазам щит, чтобы он увидел в нем, как в зеркале, что пренебрегает своими обязанностями. Ринальдо оставляет колдунью и возвращается к битве.
Эти события образуют последовательность сюжетов, которые приобрели широкую популярность у итальянских и французских художников XVII-XVIII веков.
Танкред и Клоринда
Аллегория
Елизавета Петровна
на смерть дофина
(покровительница искусств)
Девушка c голубем
Купание
Девушка c голубем
Портрет Луи Лагрене
Лагрене Жан-Жак (Jean Jeacque Lagrenee) (1739-1821), французский живописец, младший брат и ученик художника Луи Лагрене.
Получив в 1760 году премию от парижской академии художеств, совершил поездку в Рим. В том же году, вслед за братом, отправился в Россию по приглашению Шувалова, но оставался там недолго. С 1763 по 1769 год путешествовал по Италии.
Принят в Королевскую Академию Художеств, выполнив работу «Зима» на потолке Галереи Аполлона в Лувре. В 1776 году был назначен доцентом Академии, а в 1781 году — профессором. Написав значительное количество исторических, аллегорических и жанровых картин, он, в середине своей художественной карьеры, пристрастился к особому роду декоративного искусства — к инкрустации на мраморе, дереве и стекле в античном вкусе.
Картины Жан-Жакa Лагрене:
Елена узнает Телемаха, сынa Одиссея
Улисс прибывает во дворец Цирцеи
Улисс прибывает во дворец Цирцеи
Спящая Венера и купидон
Грации и купидоны
Пигмалион и Галатея
Клио
Две музы и путти
Аллегория победы
Гермес вручает нимфам Диониса
Аполлон среди муз и граций
Зима или Эол развязывает ветры
Аллегория музея в Луврe
Твердость Ювеллиуса Таурея
Секст Тарквиний пленился красотой Лукреции
Ринальдо покидает Армиду
Дaвид Победоносец
Нахождение Моисея
Святой Иоанн Креститель
Крещение Христа
Отдых на пути в Египет
Падение идолов и отдых на пути в Египет
Святое семейство
Поклонение волхвов
Видение ангелов епископу
Въезд Христа в Иерусалим
Погребение Христа
Непреклонность святого Томаса
Смерть Иосифа
Святой Павел перед ареопагом
|