Леохар (Leochares) — древнегреческий скульптор середины 4 века до нашей эры. Представитель академического направления в искусстве поздней классики.
Будучи афинянином, работал не только в Афинах, но и в Олимпии, Дельфах, Галикарнасе (совместно со Скопасом). Изваял из золота и слоновой кости несколько портретных статуй членов семьи македонского царя Филиппа (в технике хрисоэлефантинной скульптуры). Был, подобно Лисиппу, придворным мастером его сына Александра Македонского. Создавал изображения богов и мифологические сцены.
Расцвет искусства Леохара относится к 350-320 годам до нашей эры. В это время он отлил очень популярную в древности группу, изображавшую прекрасного юношу Ганимеда, которого уносит на Олимп посланный Зевсом орел, а также статую Артемиды-охотницы и Аполлона.
Произведения Леохара выполнены с необыкновенным техническим мастерством, его творчество высоко ценил Платон.
Скульптуры Леохара:
Ганимед, похищаемый орлом
Ганимед, необыкновенной красоты троянский юноша, по велению Зевса был похищен священным орлом и принесен на Олимп. Там Ганимед стал любимцем Зевса и виночерпием богов.
Диана Версальская
«Артемида-охотница» или «Диана Версальская», скульптура, выполненная Леохаром приблизительно в 340 году до нашей эры. Не сохранилась. Скульптуры такого типа известны археологам по раскопкам в Лептис-Магне и Анталье. Одна из римских копий находится в Лувре.
Артемида одета в дорийский хитон и гиматий. Правой рукой она готовится извлечь из колчана стрелу, левая покоится на голове сопровождающего её оленёнка. Голова повёрнута вправо, в сторону вероятной добычи.
Аполлона Бельведерский
«Аполлон Бельведерский», бронзовая статуя, исполненная Леохаром приблизительно в 330 до нашей эры во времена поздней классики. Не сохранилась. Статуя считается лучшем произведении Леохара и сохранилась в римских мраморных копиях. Одна из мраморных копий находится в Бельведере в Ватиканских музеях. Она была найдена в развалинах виллы Нерона в Антии в начале XVI века.
Статуя изображает Аполлона, древнегреческого бога солнца и света, в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука. Скульптура пленяет не только совершенством образа, но и мастерством техники исполнения. Статуя, открытая в эпоху Возрождения, долгое время считалась лучшим произведением античности и воспета в многочисленных стихах и описаниях.
Монторсоли, ученик Микеланджело, восстановил кисти рук, но сделал это неверно: в правой руке Аполлон должен был держать лавровый венок, в его левой руке был лук, на что указывает колчан за спиной Аполлона. Эти атрибуты в руках божества означали, что Аполлон карает грешников и очищает кающихся.
|