Портреты Леонардо да Винчи
Автопортрет, сангина
| Портрет Леонардо да Винчи
| Памятник во Флоренции
| Памятник в Милане работы Mаньи
|
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Основоположник художественной культуры Возрождения воплощает в себе образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам своей эпохи.
В маленьком городке Винчи, расположенном между Эмполи и Пистойей, 15 апреля 1452 года родился Леонардо ди сер Пьеро д'Антонио. Его отец, нотариус, имел связь с некой Катериной, которая позднее вышла замуж за крестьянина. Несмотря на незаконное происхождение маленький Леонардо был признан в доме своего отца, где он вырос и получил образование.
В 1469 году вся семья переехала во Флоренцию. Рано проявившаяся у мальчика художественная одаренность побудила отца отдать его в обучение к скульптору, ювелиру и живописцу Андреа дель Верроккио. Сохранилось мало образцов живописи самого Верроккио, но историки искусства приписывают руке Леонардо ангела и пейзаж в картине «Крещение Христа», хранящейся в Уффици. Методы работы в мастерской Вероккьо, где художественная практика сопрягалась с техническими экспериментами, а также дружба с астрономом Тосканелли способствовали зарождению научных интересов молодого да Винчи.
Леонардовские рисунки свидетельствуют о пристальном изучении молодым художником натуры: это зарисовки приглянувшихся ему лиц, растений, фигур животных, чудесный набросок пейзажа. Леонардо выполняет поражающие уже на этом раннем этапе своей зрелостью композиционные наброски для картин. Природа во всех своих разнообразных проявлениях властно влечёт его к себе.
Рисунки Леонардо имеют характерную черту. Так как художник был левшой, то он штриховал не справа налево, а слева направо. Эта особенность нередко помогала учёным опознать их подлинность, отличить от зарисовок, принадлежащих многочисленным ученикам и последователям мастера.
В ранних произведениях («Благовещение», «Мадонна Бенуа») художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью (сфумато), иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний.
В 1480 году Леонардо получил доступ в своего рода академию, в саду на площади Сан-Марко, находившуюся под покровительством Лоренцо Великолепного. Можно считать, что здесь Леонардо впервые близко соприкоснулся со скульптурой, которая не могла не привлечь его возможностями пластического выражения. В том же году церковь Сан Донато Сколото вблизи Флоренции заказала ему композицию «Поклонение волхвов», ныне находящуюся в Уффици.
Фиксируя бесчисленные наблюдения в набросках и эскизах, исполненных в различных техниках (карандаши, сангина, перо), Леонардо добивался остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции.
В 1481 году Леонардо поступил на службу к правителю Милана Лодовико Моро в качестве инженера гражданских сооружений, конструктора военных машин и устроителя придворных праздников. В 1483 году Леонардо был приглашен написать алтарный образ для капеллы Иммаколата в церкви Сан Франческо Гранде. Так он создал «Мадонну в скалах», один из вариантов которой находится в Париже, а другой — в Лондоне. Персонажи на картине представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. Мучительной и неблагодарной для Леонардо стала в эти годы работа над бронзовым памятником Франческо Сфорца; подготавливая его, он вынужден был выполнять множество набросков, рисунков, эскизов, моделей и пробных отливок. Постепенно деятельность Леонардо охватывала все новые области: в 1494 году он вел гидравлические работы, отдавая много сил осуществлению проекта по мелиорации Ломбардской равнины, предпринятой Сфорца.
В 1495 году мастер приступил к выполнению стенной росписи «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие, целиком поглотившей его внимание. Из-за особенностей примененной техники (масло с темперой) роспись сохранилась в повреждённом виде, (в ХХ веке она была реставрирована). Эта роспись яыляется одной из вершин европейской живописи; ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм.
А год спустя французский король Людовик XII вторгся в Миланское герцогство. Леонардо покинул город, переехал в Маитую, а затем Венецию; в 1503 году он вернулся во Флоренцию, где наряду с Микеланджело получил заказ на роспись Зала Большого Совета в Палаццо Синьории. Леонардо должен был изобразить здесь «Битву при Ангиари», Буонарроти — «Битву при Кашине». Как и в ряде других случаев, поиск новых технических средств для выполнения композиции помешал художнику довести работу до конца.
Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты «идеального» города и проекты центрально-купольного храма, оказавшие большое влияние на современное ему зодчество Италии. После падения Милана жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах (Флоренция, Мантуя и Венеция, Милан, Франция).
В портрете «Монны Лизы» или «Джоконды» он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния; важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке.
В мае 1513 года Леонардо принял приглашение французского короля Франциска I (давнего поклонника таланта Леонардо) приехать в Амбуаз. Ему предоставили для жительства замок. Здесь, где Леонардо прожил до самой смерти, он занимался оформлением празднеств и продолжал разработку гидравлических проектов, предусматривающих использование рек Франции. 23 апреля 1513
года художник составил завещание, упомянув в нем всех, кто был ему близок. 2 мая того же года жизнь Леонардо оборвалась.
Он был похоронен в Амбуазе.
Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), оказавшие огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику.
Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки. Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов).
Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных н полупрозрачных сред на окраску предметов привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы. Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических рисунках он заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией. Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал общепризнанным символом эпохи Возрождения.
Гробница Леонардо да Винчи в капелле Святого Губерта в Амбуазе
Картины Леонардо да Винчи на мифологические сюжеты:
Леда, 1515, Уффици, Флоренция, (копия ученика)
|
Леда, 1515, Галерея Боргезе, Рим, (копия ученика)
|
Леда, 1510, Wilton House, Salisbury, (копия ученика)
|
Нарцисс, (копия ученика)
| Бахус, 1515
|
Картины Леонардо да Винчи на библейские сюжеты:
Благовещение, 1480
Благовещение, 1480, фрагмент
| Благовещение, 1480, фрагмент
|
Благовещение, 1480
Благовещение, 1474, фрагмент
| Благовещение, 1474, фрагмент
|
| Мадонна Бенуа
|
|
| Мадонна Литта
|
|
| Мадонна с гвоздикой
|
|
|
|
|
Мадонна с младенцем и Святой Анной
Мадонна с веретеном
| Поклонение волхвов
| Мадонна с гранатом
|
Мадонна в скалах, Париж
| Мадонна в скалах, Лондон
| Мадонна в скалах, Лондон
|
На картине «Мадонна в гроте» («Мадонна в скалах») представлены Мария, Христос, Иоанн Креститель и ангел. Художник воплотил в них своё представление о человеке, всеми помыслами связанном с землёй. Ему удалось объединить фигуры в неразрывное целое. Мария, чей образ наделён большим человеческим обаянием, охраняет сына (она простёрла над его головой левую руку). Другой рукой она придерживает стоящего на коленях младенца Иоанна. Ангел указывает пальцем на эту сцену, как бы вводя зрителя в картину.
Традиционный сюжет Леонардо толкует по-новому: фигуры в его картине — живые, действующие лица, сцена поклонения совершенно утратила отвлечённо-торжественный характер. Иоанн и Христос воспринимаются как полные жизни дети, Мария как счастливая мать, ангел как вполне земной юноша редкой красоты и прелести.
В этой картине стиль Леонардо достигает полной зрелости. Здесь окончательно изживаются довлевшие над искусством XV зека архаические традиции, детали утрачивают самостоятельное значение, художественный язык приобретает неизмеримо большую обобщённость. Фигуры Леонардо обрабатывает при помощи гонкой светотени, преодолевая столь типичную для стиля XV века графическую жёсткость. Свет придаёт озарённым улыбками лицам особую мягкость и жизненность, рядом с ними лица на картинах предшественников Леонардо кажутся сухими и неподвижными.
Совершенно оригинально задуман у Леонардо и пейзаж. Пожалуй, впервые в искусстве того века фигуры располагаются не перед пейзажем, а в самом пейзаже. Несмотря на поразительную точность в передаче деталей — цветов, папортника, скалистых уступов, — пейзаж воспринимается как нечто единое. Он служит идеальным фоном для фигур и, не отвлекая внимания от последних, придаёт композиции картины замечательную цельность.
Иоанн Креститель
| Битва при Ангьяри
| Крещение Христа
|
Тайная вечеря
| Тайная вечеря, копия XVI века
|
Наиболее прославленное произведение Леонардо — знаменитая «Тайная вечеря» — роспись в миланском монастыре Санта Мария делла Грация. Эта роспись, давно уже представляющая руину, была выполнена между 1495 и 1497 годами. Причина её быстрой порчи, дававшей о себе знать уже в 1517 году, заключалась в своеобразной технике, сочетавшей масло с темперой.
В связи с «Тайной вечерей» Вазари — биограф Леонардо — приводит забавный эпизод, характеризующий манеру работы художника и его острый язык. Приор (настоятель) монастыря настойчиво требовал от Леонардо скорее закончить своё произведение (ему казалось странным видеть, что мастер половину дня стоит, погружённый в размышление). Пожаловавшись герцогу, он стал донимать его. Герцог был вынужден послать за Леонардо. Затеяв с герцогом разговор на художественные темы, Леонардо сказал, что он близок к окончанию росписи и что ему остаётся написать лишь две головы — Христа и предателя Иуды. Голову последнего он «хотел бы ещё поискать, но в конце концов, если не найдёт ничего лучшего, он готов использовать голову этого самого приора, столь навязчивого и нескромного». Это замечание весьма рассмешило герцога. Тогда смущённый приор оставил в покое Леонардо, который закончил голову Иуды, оказавшуюся «истинным воплощением предательства и бесчеловечности».
«Тайная вечеря» привлекла Леонардо возможностью развернуть перед зрителем человеческую драму, показать различные характеры, вскрыть душевный мир человека, обрисовать его переживания. Художник воспринял «Тайную вечерю» как сцену предательства, внеся в традиционное изображение легенды драматическое начало, благодаря чему картина приобрела совсем новое звучание.
«Тайная вечеря» — одно из самых зрелых и законченных произведений Леонардо. В центре он помещает фигуру Христа, выделяющуюся в просвете двери. Апостолов он сознательно отодвигает от Христа, чтобы ещё более подчеркнуть его место в композиции. Учеников Леонардо разбивает на четыре группы, полные жизни и движения. Стол он делает небольшим, а трапезную — пуритански строгой и простой. Это даёт возможность сосредоточить внимание зрителя на фигурах.
Основной задачей, которую поставил себе Леонардо в «Тайной вечере», была реалистическая передача сложнейших психологических реакций учеников на слова Христа: «Один из вас предаст меня». Придав апостолам законченные характеристики, Леонардо заставляет каждого из них по-своему реагировать на произнесённые слова. То, что Леонардо каждого из учеников трактует индивидуально, было тонко подмечено художником Александром Ивановым, писавшим: «Разнообразие впечатлений, произведённых словами Иисуса на апостолов, выражено самым совершеннейшим образом».
Подобно брошенному в воду камню, порождающему широко расходящиеся круги, слова Христа, упавшие среди мёртвой тишины, вызывают движение в собрании, за минуту до того пребывавшем в состоянии покоя. Особенно бурно откликаются на слова Христа три апостола, которые сидят по его левую руку. Представленный чуть отвернувшимся, Иуда судорожно сжимает кошель с серебренниками и со страхом смотрит на Христа; его затенённый, грубый профиль контрастно противопоставлен ярко освещенному прекрасному лицу Иоанна, безвольно сложившего руки на столе. Между Иудой и Иоанном — голова Петра; наклонившись к Иоанну, он что-то шепчет ему на ухо, в то время как его правая рука решительно схватилась за меч, чтобы защитить Учителя...
В «Тайной вечере» психологические средства выражения достигают такого совершенства и глубины, равные которым напрасно было бы искать во итальянском искусстве XV века.
Самое дорогое произведение искусства в истории:
Спаситель мира
| На выставку перед аукционом пришло 30 000 человек
|
Произведение кисти Леонардо да Винчи стало самым дорогим предметом искусства, когда-либо продававшимся на аукционе в мировой истории. Шедевр, датированный приблизительно 1500 годом, входит в число менее 20 сохранившихся до наших дней работ итальянского художника.
Картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» (на латыни — Salvator Mundi) была продана на аукционе Christie's в Нью-Йорке за рекордные 400 миллионов долларов 16 ноября 2017 года. Начальная цена лота составляла 100 миллионов долларов, торги были окружены вниманием коллекционеров со всего мира.
Таким образом «Спаситель мира» стал самым дорогим лотом из числа произведений искусства, проданных на аукционе.
За продажей «Спасителя мира» следили почти 1000 коллекционеров, консультантов, искусствоведов. Было аккредитовано 100 представителей прессы. Торги проходили в Рокфеллер-центре в Нью-Йорке, который не мог вместить всех, кто интересовался продажей уникального полотна великого итальянского художника. Чтобы увидеть шедевр Леонардо на предпродажном показе, нужно было отстоять часовую очередь. На сайте аукционного дома была организована прямая трансляция торгов, которые длились 20 минут. Имя нового владельца картины осталось в тайне.
Размер полотна — 64,5 см на 44,7 см. На картине изображен поясной портрет Христа в синем одеянии, держащего в левой руке прозрачный хрустальный шар, символизирующий мироздание, в то время как его правая рука поднята в жесте благословения. Образ Христа, дающего благословение миру, был популярным во французском и фламандском искусстве.
500-летний шедевр многие искусствоведы называют «мужской версией знаменитой Мона Лизы».
По данным специалистов, художник написал «Спасителя мира» по заказу короля Франции Людовика XII в 1506 году. Несколько эскизов хранятся в Виндзорском замке. Известно, что Леонардо закончил работу к 1513 году.
Первое документальное упоминание о картине встречается в описи собрания короля Карла I в Англии в 1649 году. Считается, что оно украшало собой покои супруги короля, Генриетты Марии Французской в королевском дворце в Гринвиче, а затем было унаследовано Карлом II, и затем принадлежало внебрачному сыну герцога Бекингемского. Во второй половине XVIII века картина была утрачена и считалась утерянной на протяжении столетий.
Таким образом, «Спаситель мира» стал последней обнаруженной картиной Леонардо да Винчи после «Мадонны Бенуа», найденной в начале прошлого века.
Стоит отметить, что отнесение картины к шедеврам Леонардо признается не во всем мире, но аукционный дом настаивает на ее подлинности и называет «самым большим открытием XXI века». Сомнения возникли из-за того, что картина долгие годы считалась утерянной. Картина проходила неоднократную экспертизу, прежде чем в 2005 году эксперты Sotheby's все-таки пришли к выводу, что «Спаситель мира» — подлинник.
Впрочем, о том, что это действительно да Винчи, споры велись и накануне торгов Christie’s. Подлинность картины по-прежнему остается предметом дискуссий среди ученых. Например, арт-критик New York magazine Джерри Сальц сообщил, что работу столько раз переписывали и подновляли, что она выглядит отталкивающе новой и старой одновременно. Картину восстанавливали и дополняли так часто, что в ней не осталось практически ничего от кисти да Винчи. Особенно реставраторы переусердствовали, когда готовили картину к выставке Леонардо в Национальной галерее в Лондоне в 2012 году. По словам Сальца, у Христа пустой, мертвенно-холодный, лакированный взгляд.
Джейсон Фараго из The New York Times характеризовал «Спасителя мира» как довольно заурядное для Высокого Возрождения произведение, не открывающее новых художественных горизонтов.
Предыдущие аукционные достижения принадлежали полотнам Поля Сезанна (250 млн долларов) и Поля Гогена (300 млн долларов). Рекорд среди классических произведений принадлежал полотну Рубенса «Избиение младенцев», которое продали за 76,7 миллионов долларов в 2002 году.
Портреты работы Леонардо да Винчи:
Известный всему миру шедевр, «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи, хранится в Национальном музее Кракова (собрание Чарторыжских). Кто же эта знатная и юная дама?
Бессмертная семнадцатилетняя Цецилия Галлерани, рожденная великим Леонардо да Винчи почти пять веков тому назад в славном городе Милане.
В юную красавицу, обладавшую незаурядным даром поэтессы и носившую звание «современной Сафo», был влюблен миланский герцог Лодовико Сфорца. Герцог соблазнил красавицу, когда ей было всего 17 лет, она родила сына и заняла высокое положение при миланском дворе. Цецилия получила прекрасное образование: она свободно говорила по латыни, писала стихи, музицировала, пела и знала толк в философии. В ее ближний круг входили многие мыслители и люди искусства, в том числе и Леонардо да Винчи, с которым они сдружились во время написания картины.
Художник изобразил фаворитку миланского правителя с горностаем на коленях, и многие считают, что не случайно. Известно, что горностай был фамильной эмблемой Сфорца и символом чистоты. Кроме того, художник, возможно, хотел подчеркнуть сходство характеров дамы и животного — не напрасно их глаза смотрят в одном направлении. Некоторые исследователи указывают и на сходство фамилии Галлерани и греческого называния горностая («galay»).
Десятки самых могущественных, богатых и знатных людей Европы мечтали владеть картиной. Нет числа всем тем ухищрениям, хитросплетениям и интригам, которые сопровождали ее жизнь. Этот портрет покупали и перепродавали вельможные коллекционеры. Это его похитили из Краковского собрания гитлеровские варвары в ставшей печально известной «Операции Линц», украли для создания «музея фюрера» (!!!). Но в стане бандитов нравы были соответствующие, и гаулейтер Франк стащил шедевр из этого «музея» и спрятал его в тайниках своего имения в Баварии.
Это, именно, семнадцатилетняя Цецилия Галлерани выступила «немым» свидетелем в процессе фашистских преступников в Нюрнберге.
Это она, наконец, свободная и счастливая, вернулась в Краков, в филиал Польского национального музея.
Но что сообщает облику молодой дамы эту колдовскую живость?
Улыбка!!! Она еле тронула уголки целомудренных губ. Притаилась в чуть-чуть припухлых девичьих ямочках у рта и, подобно зарнице, ответно блеснула в темных, расширенных зрачках, прикрытых округлыми веками.
Вглядитесь пристальней в тонкие, одухотворенные черты «Дамы с горностаем», в ее осанку, полную достоинства, в ее строгую, но изящную одежду, и перед вами мгновенно предстанет Ренессанс с его великолепными творениями гениальных мастеров искусств и чудовищными и кровавыми деяниями властелинов, которые с легкостью сочетали роли меценатов и убийц.
Сложный, сложный, неповторимый XV век ... Леонардо любил людей и стремился видеть мир прекрасным. Прочтите его слова, обращенные к художникам: «Обрати внимание на улицах, под вечер, на лица мужчин и женщин. Какая прелесть и нежность видна в них».
Пять веков прошло с той поры, как тридцатилетний Леонардо написал портрет Цецилии, но сегодня, как никогда, миллионы зрителей видят в этом шедевре неумирающую поэтическую силу вечной юности искусства.
(Долгополов, «Мастера и шедевры», 2000 год)
Лукреция Кривелли
| Джиневра де Бенчи
| Мона Лиза
|
«Мона Лиза» (так называемая Джоконда) считается самой известной картиной Леонардо. Мы можем видеть её в Париже, в Лувре. Рядом с этой картиной прекрасные полотна, окружающие её, бледнеют и теряют своё очарование. Рафаэль, Тициан, Перуджино — здесь они кажутся лишь достойным обрамлением, достойными спутниками этого непревзойдённого шедевра.
Известный итальянский архитектор и историк Вазари, живший в ту блестящую эпоху, так писал о «Моне Лизе»:
«Леонардо согласился написать для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, его жены. Он писал его четыре года и затем оставил, не завершив. Сейчас этой картиной владеет французский король Франциск. Тот, кто хочет узнать, как близко искусство может подойти к природному оригиналу, должен внимательно рассмотреть эту прекрасную голову.
Все детали её исполнены с величайшим усердием. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Вокруг них мы видим слабые красновато-синие круги, а ресницы могли быть написаны только очень искусной кистью. Можно заметить, где брови шире, а где становятся тоньше, появляясь из пор кожи и закругляясь книзу. Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Маленькие, красиво вырезанные ноздри, розоватые и нежные, исполнены с величайшей правдивостью. Рот, уголки губ, где розовый оттенок переходит в естественный живой цвет лица, написаны так превосходно, что кажутся не нарисованными, а как бы живой плотью и кровью.
Тому, кто внимательно смотрит на впадинку на шее, начинает казаться, что он вот-вот сможет увидеть биение пульса. Действительно, этот портрет написан так совершенно, что заставляет любого сложившегося художника, да и вообще любого, кто на него смотрит, трепетать от волнения.
Мона Лиза была безмерно красива, и Леонардо всегда приглашал на сеансы кого-нибудь, кто мог играть и петь или шутить, чтобы её лицо не выглядело усталым и скучным, что часто бывает, когда позируют для портрета.
Напротив, очаровательнейшая улыбка играет на этом лице, и кажется, что оно — творение Неба, а не рук человеческих, и что более всего удивительно — оно полно жизни».
Улыбка Джоконды говорит о глубоком знании художником строения человеческого лица, строгом учёте его выразительности, и при всём том она совершенно естественна. И здесь кроется причина очарования этой улыбки, являющейся как бы зеркалом изменчивых душевных переживаний. В своей неуловимой лёгкости улыбка Джоконды может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью.
Лицо Моны Лизы выделяется совершенством лепки, мягкостью переходов от освещенных частей к затенённым. Глядя на портрет, почти физически ощущаешь нежность и эластичность кожного покрова. Вазари даже казалось, будто в углублении шеи Джоконды можно видеть биение пульса, настолько поражал невиданный реализм портрета.
Среди итальянских портретов эпохи Возрождения, обычно отличающихся зрелостью композиционных решений, портрет Моны Лизы занимает одно из первых мест. Леонардо превосходно вписал полуфигуру молодой женщины в прямоугольное обрамление, сумев придать редкую выразительность силуэту. Никто из современников Леонардо не в силах был создать столь живого образа и такой классически ясной композиции. Недаром Вазари говорит: «Поистине портрет написан так, что заставляет трепетать и смущаться любого выдающегося художника, кто бы он ни был».
Моне Лизе было 24 года, когда в 1503 году начал создаваться её портрет, а Леонардо тогда был 51 год. Картина так и не была закончена и оставалась у Леонардо, а позднее перешла к Франциску Первому, королю Франции.
Джоконда или Мона Лиза
С картины смотрит… Кто она?
То тень лукавства, то каприза,
То грех, то святость в ней видна.
С улыбкой дивной, несравненной
Ты кажешься опять живой…
Полупечальной иль надменной,
С ума сводящей шар земной!
(Марина Колосова)
|
Портрет музыканта
| Портрет дамы (Беатриче д'Эсте)
| `
Рисунки и эскизы Леонардо да Винчи:
Изабелла д'Эсте
| Голова молодой женщины
| Рисунок воина
|
Леда
| Витрувианский человек
| Кисти рук
|
Витрувианский человек — рисунок, сделаный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-92 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов.. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат.
Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы.
Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат («Квадрат Древних»).
С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. И, хотя, при смене поз, кажется, что центр фигуры движется, на самом деле, пуп фигуры, который является настоящим её центром, остается неподвижным.
Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Череп
| Утробный плод
| Матка
|
Стихотворение, посвященное Леонардо да Винчи, Дмитрий Мережковский
О, Винчи, ты во всем — единый:
Ты победил старинный плен.
Какою мудростью змеиной
Твой страшный лик запечатлен!
Уже, как мы, разнообразный,
Сомненьем дерзким ты велик.
Ты в глубочайшие соблазны
Всего, что двойственно, проник.
И у тебя во мгле иконы
С улыбкой Сфинкса смотрят вдаль
Полуязыческие жены, —
И не безгрешна их печаль.
Пророк иль демон, иль кудесник,
Загадку вечную храня,
О, Леонардо, ты — предвестник
Еще неведомого дня.
Смотрите вы, больные дети
Больных и сумрачных веков:
Во мраке будущих столетий
Он, непонятен и суров, —
Ко всем земным страстям бесстрастный,
Таким останется навек —
Богов презревший, самовластный,
Богоподобный человек.
1895 год
Басни Леонардо да Винчи
Бритва
В один прекрасный день, когда Бритва выскользнула из своей ручки, что служит ей ножнами, и легла на подоконник, увидела она, как солнце заиграло на её теле. И, узрев себя в этом сиянии, великою гордостью преисполнилась она и так молвила сама себе, уничижая своё ремесло: «Никогда не возвращусь я в цирюльню! Да хранят боги от такого унижения мою сияющую красоту! Что за бессмыслица ползать по намыленным подбородкам глупых крестьян? Низкая работа! Для того ли сотворено моё тело? Клянусь богами, нет! Спрячусь-ка я в укромное местечко и проведу там свою жизнь в тишине и покое».
Так она и поступила. Проведя некоторое время в своём убежище, Бритва в один прекрасный день вновь вышла на свет божий. Но тут, о ужас, она узрела, что стала похожа на старую заржавленную пилу. Солнце уже не играло на её нечистом теле. Бесполезно было теперь её раскаянье и напрасны причитания. «О, я поступила бы умнее, — стонала она, — когда отдала бы своё острое, а ныне, увы, погубленное лезвие в услужение цирюльнику! Куда девалось моё блестящее тело?! Горе мне, эта отвратительная ржавчина коварно разъела его!»
То же самое ожидает всех, кто предастся безделью, вместо того чтобы работать. Они погубят остроту своего ума, ржавчина источит его.
Огниво и кремень
Кремень был несказанно удивлён, когда Огниво начало осыпать его ударами, и обиженно молвил: «Кто дал тебе право так поступать со мною? Кто ты такой? Перестань, мне больно!»
«Потерпи, дружок, — ответствовало Огниво, — и ты увидишь, какие чудеса воспоследуют от моих ударов». Вняв увещанию, Кремень собрал все свои силы и стал терпеливо переносить мучения. И вот он увидел, как из него посыпались искры, а из искр образовался огонь; он узрел, как действовала чудесная сила огня и какие новые чудеса она порождала.
Смысл символа раскрою я вам незамедлительно: это — учение.
Вначале ученик трепещет и отворачивается от учения. Но через малое время он берёт себя в руки и с великим терпением и примерным старанием совершает свою тяжёлую работу. Так становится учение великой силою и порождает чудеса.
Легкомысленная бабочка
Пёстрая ночная Бабочка кружилась и порхала в темноте, когда вдруг перед её взором возник столб света, к которому она тут же направила свой полёт. Кружась в некотором отдалении от него, она много дивилась его сияющей красоте, потом, не довольствуясь этим, порешила она приступиться к нему так же, как делала это с благоухающими цветами, и смело направила свой полёт к самому светильнику. Однако сияющий свет тут же пожрал краешки её крыльев и кончики её ножек, и она, упав к подножью светильника, в великом удивлении размышляла о случившемся и никак не могла уразуметь, как от такой чудесной красоты могло произойти что-либо дурное или пагубное. А потому, собравшись несколько с силами и взлетев, вновь устремилась она в самый центр сияния и, обгоревшая, упала в масло, питающее этот светильник. Оставалось в ней ровно столько жизни, чтобы успеть сказать, обращаясь к виновнику своей гибели: «О проклятый свет! Я предполагала найти в тебе своё счастье, а теперь я оплакиваю своё безрассудное желание: гибель моя открыла мне глаза на твою губительную, всепожирающую сущность». На что Свет ответствовал ей: «Так поступаю я с каждым, кто не умеет разумно обращаться со мною».
Афоризмы Леонардо да Винчи
Слава в руках труда.
Только с пользою прожитая жизнь долга.
О сонливец! Чего достигаешь ты дрёмою? Сон подобен смерти. Зачем же, будучи живым, низводишь ты себя на положение мёртвого? Зачем не создаёшь такого произведения, которое и после смерти твоей делало бы тебя живым среди живущих?
Где умирает надежда, там возникает пустота.
Вред приносишь ты, если хвалишь, но ещё больше вреда, если порицаешь то, в чём сам мало смыслишь. Кто не наказывает порока, тот его пособник.
Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе.
Проси совета у того, кто умеет одерживать победы над самим собою.
Когда всходит солнце и для всех разгоняет мрак, ты гасишь светильник, который разгонял мрак для одного тебя.
Художник, который рисует так, как видит глаз, без участия разума, напоминает зеркало, которое отражает любой поставленный перед ним предмет, не познавая его.
Мудрость — дочь опыта.
Из статьи Владимира Викторовича Крылова
«Истоки нейрохирургической анатомии в рисунках и записях Леонардо да Винчи»
(профессор В.В Крылов — Главный нейрохирург России, Руководитель отделения неотложной нейрохирургии Института им. Н.В. Склифосовского)
«Величайшие достоинства, которыми когда-либо обладал человек, как ниспосланные свыше, так и врожденные, — или нет, все же сверхестественные, чудесным образом соединившиеся в одном человеке: красота, грация, талант — были таковы, что, к чему бы этот человек ни обращался, любое его действие было божественно; он всегда оставлял других людей позади, и это доказывало, что он ведом рукой самого Господа».
(Джорджо Вазари)
Таким представлял Леонардо да Винчи его первый биограф Вазари. До сих пор многие грани этого человека, бесконечно одаренного Богом, остаются загадкой.
Леонардо да Винчи — самый яркий гений эпохи Возрождения, один из самых загадочных людей, тайны души которого до сих пор остаются неразгаданными. Ученый по призванию, Леонардо да Винчи обладал исключительными качествами интеллекта — острой наблюдательностью, богатым воображением, возможностью отделять себя от окружающего мира. Леонардо да Винчи жил в эпоху великих мастеров Возрождения, что не могло не отразиться на его творчестве. В его век творили Микеланджело и Ботичелли, Верроккио и Поллайоло, Рафаэль и Тициан, Пинтуриккио и Джорджоне. Простое перечисление его интересов кажется невероятным: живопись, графика, архитектура, математика, механика, оптика, ботаника, анатомия, география, философия, картография, геология, создание оборонительных сооружений, конструирование летательных аппаратов, оружия, парашюта, подводной лодки ...
Известно более 7 тысяч страниц рукописей и рисунков, принадлежащих Леонардо да Винчи. Леонардо пытался систематизировать наблюдения, отметив, что «... это будет беспорядочный сборник, извлеченный из многих листов, которые я переписал здесь, надеясь потом распределить их в порядке по своим местам, соответственно материям, о которых они будут трактовать...». А эпиграфом многочисленных дневниковых записей, и, в частности, по анатомии человека, может явиться одна из его записей: «Многие будут считать себя вправе упрекнуть меня, указывая, что мои доказательства идут вразрез с авторитетом некоторых мужей, находящихся в великом почете, почти равном их незрелым суждениям; не замечают они, что мои предметы родились из простого и чистого опыта, который есть истинный учитель».
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года. Мало известно о юности Леонардо. Его учение состояло из чтения, письма, изучения основ математики и латыни. Леонардо сознавал недостатки своего образования, отсутствие в нем системы и глубины. Известно, что латынь давалась ему крайне трудно, что затрудняло чтение научных трудов (большинство книг были написаны на латыни).
Можно также предположить, что отсутствие системы в образовании Леонардо избавляло его от сложившейся предвзятости в суждении событий.
Отказ от навязываемых догм определил оригинальность большинства суждений Леонардо и предвидение многих изобретений, которые воплотились в жизнь несколькими столетиями позже — признак гениальности и воли Бога.
В юношеские годы Леонардо, находясь в то время во Флоренции под покровительством семейства Медичи, был сначала подмастерьем одного из самых знаменитых художников Италии — Андреа дель Верроккио. Недалеко от мастерской Верроккио находилась мастерская Антонио дель Поллайоло, который написал гравюру «Битва обнаженных». Поллайоло был одним из первых художников Возрождения, который занимался в анатомическом театре, изучая мышечную систему человека. Можно полагать, что для молодого Леонардо полотна Поллайоло были первыми уроками анатомии человека. Занятия анатомией охватывают всю жизнь Леонардо да Винчи. Вероятно, именно во Флоренции Леонардо впервые побывал в анатомическом театре. Свои анатомические вскрытия Леонардо да Винчи производил в госпитале Сайта Мария Нова. При госпиталях занимались анатомией и другие флорентийские художники, например, Микеланджело — при госпитале святого Духа.
В жарком климате Италии вскрытие производили в течение нескольких дней. Считалось, что в первый день необходимо производить вскрытие живота, во второй — груди, в третий — сердца и в четвертый день — конечностей. Изучение головы начинали с рассечения скальпа, далее производили вскрытие черепа, исследовали мозг и затем обязательно — основание черепа.
К этому периоду жизни относятся одни из первых его схематических анатомических зарисовок. Впоследствии Леонардо создал систему изображений органов и частей тела в поперечном сечении. Этот прием стал широко использоваться при изучении анатомии человека (в частности, Пирогов использовал подобное приготовление анатомических препаратов).
В своих записях Леонардо указывает о количестве проведенных им вскрытий, об условиях, в которых ему пришлось работать, и о необходимости владения рисунком, знаниями геометрии, представлениями перспективы, о необходимости быть прилежным ...
В 1492 году Леонардо да Винчи покидает Флоренцию и перебирается в Милан. Дальнейший двадцатилетний период жизни принес ему признание. Леонардо уделял большое внимание пространственной конструкции сюжета картин. Его не столько интересовали передача цвета или изображение контура, сколько создание эффекта трехмерного пространства. Эффект трехмерного пространства был использован впоследствии при анатомических зарисовках — Леонардо показывал объект с четырех сторон. Многопроекционное изображение частей человеческого тела впервые было воспроизведено Леонардо и использовано в дальнейшем другими анатомами. До Леонардо представители медицины мало интересовались анатомическими рисунками, а многие из них и вовсе оспаривали их необходимость, считая, что они отвлекают студентов от текста. Но все рисунки Леонардо были настолько ясны и убедительны, что никто больше не смог отрицать значения рисунков в преподавании медицины. По сей день анатомические рисунки в учебниках анатомии воссоздают по принципу, предложенному Леонардо да Винчи.
Плодотворно занимаясь секционной работой и зарисовкой различных частей тела, Леонардо да Винчи считал тело человека и животных совершенством природы. Как следует из первых зарисовок головы, Леонардо не удовлетворяли лишь внешние очертания черепа, он производил сечение черепа в трех плоскостях, представляя объемное изображение костей.
Рисунки — бесспорное подтверждение того, что в Леонардо да Винчи острый исследовательский ум в равной степени сочетался с образным. Гений художника и математика с абсолютной точностью позволил воспроизвести анатомические формы. Рисунки черепа Леонардо относятся к Миланскому периоду его жизни. Рисунки являются выдающимся достижением анатомии средневековья. Художник сравнивает внешнее и внутреннее строение лицевой части скелета. На левой части рисунка — птериональная область, скуловая кость и орбита, верхняя и нижняя челюсти с зубами. Изображение орбиты, выполненное Леонардо, и сейчас может служить пособием по анатомии для студентов и врачей.
На одном из рисунков с большой точностью воспроизведена топография черепных ямок. Этот рисунок, сделанный в 1489 году — один из первых в эпоху средневековья, на котором с особой точностью и тщательностью воспроизведена топография основания черепа. Имеются зарисовки отдельных деталей наружной части лицевой и мозговой частей черепа.
Под рисунками запись Леонардо да Винчи, сделанная справа налево, буквы его были перевернуты, поэтому прочитать текст можно было только через зеркало. Ответ на вопрос, почему Леонардо да Винчи записывал таким образом, открывает важные черты его характера. Вероятно, стиль письма был связан или с боязнью быть разоблаченным и наказанным церковью, или стремлением защитить научные догадки. Может быть, это объясняется и его склонностью к отшельничеству, нежеланием, чтобы кто-либо применял его идеи на практике. Не исключено, что изменение формы письма объясняется просто — Леонардо был левшой и разработанная им форма письма была наиболее удобна для него.
Художника интересовали не только пропорции в анатомии (имеются многочисленные записи изучения пропорции частей тела у детей и взрослых, а его рисунок пропорций человека по настоящее время является самым популярным и воспроизводимым), но и расположение органов чувств. Представления Леонардо о строении органов чувств соответствовали сложившимся представлениям средневековья. Он полагал, что мозг состоит из трех луковиц с желудочками, располагающимися по одной линии позади глазных яблок:
I желудочек — воспринимающая способность (impressiva), интеллект (intelleto);
II желудочек — (senso commune), воля (volunta);
III желудочек — память (memoria).
По мнению Леонардо, вместилище общих чувств (senso commune) было центром человеческого бытия. Этот центр располагался в точке пересечения диагоналей (см. рисунок). Зарисовки желудочков мозга и пометки художника о их функциях свидетельствуют о значительном интересе к ним. Первые упоминания о существовании желудочков мозга связаны с именем Аристотеля. Головной мозг в рисунках Леонардо представлен в виде сферы. На рисунке желудочковая система представлена расширенной — вероятно, это первое и наиболее точное изображение гидроцефалии. Рисунок выполнен в 1510 году, а пятью годами ранее он же выполнил слепок желудочков мозга быка жидким воском. Леонардо — первый, кто прибегнул к инъекции желудочков. Следует также упомянуть, что он был первым, кто предложил использовать стеклянные модели органов и сосудов, чтобы наблюдать, как по ним течет кровь.
Изображение позвоночника — одно из лучших в анатомических зарисовках Леонардо. Позвоночник представлен в двух плоскостях.
Отдельно изображены шейный отдел позвоночника, первый шейный позвонок (атлант), второй (осевой) и третий. В рисунках Леонардо большое внимание обращает на суставы позвонков — лишнее подтверждение желания исследовать двигательные функции человека. Поражает точная передача строения позвоночника — сравнимая с данными компьютерной томографии. Леонардо первый определил точное число позвонков и первый наиболее точно воспроизвел форму позвоночного столба. Леонардо да Винчи также первым предположил, что мышцы шеи удерживают шейный отдел позвоночника наподобие канатов, удерживающих мачту корабля.
Анатомические работы, выполненные Леонардо, опережали свое время, нешироко стали известны гораздо позже.
Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года. Со временем особенности его жизни стали еще более туманными и таинственными. Скоро его стали обожествлять. Жажда знаний сделалась для Леонардо самым великим искушением. Он испытывал величайшее уважение к знаниям. А одну из записей в его дневнике можно считать напутствием потомкам: «И может быть терпения не хватит у тебя, и ты не будешь прилежен. Обладал ли я этим всем или нет — об этом дадут ответ 120 мною составленных книг, причем не мешали мне ни корысть, ни нерадение, а только время ... Прощай».
|