СОШ 8 Подольск, творчество Лосенко
главная страница






Портрет Лосенко


Лосенко Антон Павлович (Anton Losenko) (1737-1773), родился в семье украинского казака, богатого торговца «красным товаром». Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. В 1753 году, как «спавший с голоса», но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику. Пять лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили основательной подготовке. Зачисленный в Академию Художеств, Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Оценив талант молодого живописца, в 1760 году его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерства.
В 1762 году Лосенко создал большую картину на евангельский сюжет «Чудесный улов». В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной человеческой трактовкой образа Христа.
В 1766-69 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля. В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна «Авель» и «Каин». В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре.
Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Он создает большое полотно на тему из русской истории — «Владимир и Рогнеда». По живописному сюжету князь Владимир просит прощения у пленной Рогнеды за то, что он пошел войной на Полоцкую землю, убил ее отца и братьев, а ее насильно взял в жены. Перед художником стояла весьма трудная задача — не скомпрометировать ролью убийцы и насильника святого князя Владимира, крестителя Руси. Лосенко в духе патриотизма своей эпохи пытается обелить князя, показав его раскаяние. Картина «Владимир и Рогнеда» стала первым крупным произведением исторического жанра в русском искусстве.
Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение профессором и директором Академии Художеств. До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс «Изъяснение краткой пропорции человека...», ставший пособием для нескольких поколений художников.
Как все живописцы XVIII века, Лосенко не прошел мимо портрета, однако круг избранных им для этого лиц тесно связан с искусством: это основатель и куратор Академии художеств Шувалов, актеры Шумский и Волков. Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны их образы.
В 1773 году Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину — «Прощание Гектора с Андромахой»; этим объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов. Античный сюжет из «Илиады» Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине. Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение своей творческой жизни, получили яркое выражение в «Гекторовом прощании» (как называли картину современники).
В 1773 году на 37 году жизни Лосенко скончался от «водяной болезни» и был торжественно похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.

Картины Лосенко:


Прощание Гектора с Андромахой, 1773

Смерть Адониса, 1764


Зевс и Фетида, 1769

Зевс и Фетида, этюд

Правосудие


Авель, 1768

Чудесный улов рыбы, 1762


Андрей
Первозванный, 1764

Каин,
1768

Жертвоприношение
Авраама, 1765


Десять заповедей
Моисея

Товий с ангелом,
1759

Поэт Александр
Петрович Сумароков


Актер
Федор Григорьевич
Волков

Актер
Яков Данилович
Шумский

Великий князь,
император Павел
Петрович в детстве

Граф Иван Иванович
Шувалов, президент
Академия художеств


Владимир и Рогнеда, 1770