
Автопортрет Маковского и его фотография
Маковский Константин Егорович (Konstantin Makovsky) (1839-1915), русский живописец.
Константин Маковский, как и его два брата и сестра, росли в среде, наполненной любовью к изобразительному искусству. В доме Маковских постоянно присутствовали многие художественные светила того времени. Его отец и сам рисовал, собирал картины, много сделал для открытия в Москве Училища живописи и ваяния. Константин начал свой путь в живопись именно с этого училища. В 1858 году он уезжает в Петербург и поступает в Академию художеств, где достаточно быстро подтверждает свою одаренность.
С этого времени начинается «триумфальное шествие» живописца по России, Европе, миру. В 1863 году участвовал в «бунте четырнадцати» — вместе с товарищами, недовольными тем, что им отказали в выборе конкурсных задач по их усмотрению, вышел из академии и принял участие в учреждении Артели художников. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.
Формально не окончив Академию, он уже в 1867 году получает звание академика, а в 1869 — профессора Академии. Он богат, известен, его студию в Петербурге осаждают сотни желающих иметь портрет, написанный художником. Он — участник международных выставок, его картины охотно покупают в США и Англии. Но художник и сам хорошо знал, что недорабатывает: «Я не зарыл своего, богом данного, таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству».
В 1840-е годы московский дом Маковских был своеобразным Домом культуры, где часто вели длительные и неторопливые беседы люди искусства и литературы. Музыка была для Константина Маковского второй стихией, художник обладал красивым, сильным баритоном, пел как настоящий артист и даже однажды исполнял партию в опере Верди «Травиата» на профессиональной сцене с лучшими силами театра.
Первая жена художника Елена Тимофеевна Буркова, будучи натурой одаренной, с детских лет страстно увлекалась музыкой. Музыка в ее жизни занимала особое место. В доме молодой четы любили бывать композиторы, пианисты, певцы, особенно члены содружества «Могучая кучка». Счастье этого брака длилось недолго. В 1871 году умер новорожденный сын Владимир, а в марте 1873 года скончалась от туберкулеза его супруга.
Со своей второй женой, Юлией Павловной Летковой, Маковский познакомился в 1874 году на балу в Морском корпусе, когда она приехала поступать в Петербургскую консерваторию. Со своей сестрой, Екатериной Павловной, они не однократно позировали художнику. Юле было пятнадцать лет, когда влюбленный профессор живописи, которому уже шел четвертый десяток, пригласил юную музу для знакомства с членами семьи. Двадцатилетняя разница нисколько не смущала влюбленных, и в январе 1875 года они обвенчались.
Юлия Павловна имела мягкое, лирическое сопрано, приятное по тембру. Она сумела сочетать хорошие вокальные качества — интонационную чистоту, музыкальность, выразительность — с лирическим и убедительным образом. Художник был восхищен ее музыкальностью. Чувства к ней со временем остыли, хотя поначалу брак 36-летнего Маковского и 16-летней красавицы Юлии Летковой, которая впоследствии родила ему четверых детей, был настоящей идиллией.
В 1889 году Константин Маковский ездил на Всемирную выставку в Париже, на которой он экспонировал несколько своих картин. Там он познакомился с Марией Алексеевной Матавтиной и увлекся ей. Плодом этого увлечения стал родившийся в 1891 году внебрачный сын Константин. Художник был вынужден признаться во всем жене. И она не простила измены мужу, и в мае 1898 года они развелись. Вне брака у Маковского родилось еще двое дочерей Ольга и Мария. Все дети Маковского были узаконены судом. И только сын Николай родился в законном браке. Она позировала для таких работ, как «Ромео и Джульетта», находящейся в Одесском музее изящных искусств, и «Офелия», проданной на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в 2004 году.
Искусство Маковского соединило черты московской и петербургской школ живописи, опыт Перова и наследие Брюллова; впоследствии эти составляющие были переработаны в виртуозную манеру, которая определила узнаваемый стиль художника. Однако восторгам по поводу его творчества всегда сопутствовало, скажем, сожаление о том, что внешняя красота и высокое мастерство его творений не подкреплены глубиной замысла и внутренней работой мысли.
Маковский стал жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай). Похоронен в Санкт-Петербурге.
Имя Константина Маковского всегда было связано с исключительным успехом. При жизни он был одним из самых востребованных и модных художников России. Мировая слава Маковского была настолько велика, что именно его американцы пригласили написать первый президентский портрет Теодора Рузвельта. Результаты продаж его картин в течение последних 12 лет на всех ведущих аукционах мира свидетельствуют о непреходящем внимании коллекционеров к его творчеству. Художественное наследие Маковского весьма значительно, и львиная доля его работ оказалась в частных коллекциях. Точного учета созданных картин Константин Егорович не вел. Сегодня известны свыше 360 его полотен, но специалисты предполагают, что на самом деле вместе с небольшими портретами и этюдами их может быть в несколько раз больше. Поэтому аукционные результаты поражают чрезвычайным разбросом цен, а по объемам продаж его произведения сравнимы разве что с полотнами Айвазовского, одного из самых плодовитых русских мастеров.
У многих профессионалов и коллекционеров цены в старых аукционных каталогах вызывают лишь вздохи зависти и сожаления. Цены на женские портреты Маковского колеблются в среднем от 5 000 до 10 000 долларов.
Картины Маковского на мифологические и античные сюжеты:
 Суд Париса, 1889 Sotheby’s, Нью-Йорк 2005
– $2 088 000
|  Туалет Венеры, 1880-е Sotheby’s, Нью-Йорк 2006
– $800 000
|
Картина «Суд Париса» выставлялась на Всемирной выставке в Париже в 1889 году и принесла автору золотую медаль и звание Рыцаря почетного легиона. «Суд Париса» так впечатлил американского ювелирного магната и филантропа Чарльза Шуманна, что он купил его у самого Маковского, и картина долго висела в его ювелирном магазине на Бродвее. Именно тогда мода на «русский стиль» (а Константин Маковский являлся, пожалуй, наиболее ярким и оригинальным его представителем) перешагнула границы России; и в США с лёгкой руки Шумана у него нашлось немало состоятельных поклонников. Позже картина лишь однажды сменила владельца, и до конца 80-х годов XX века украшала интерьер частного спортивного клуба в городе Милуоки.
Недавно, в 2005 году, картина Маковского была выставлена на торгах русского искусства Sotheby’s в Нью-Йорке за одну из рекордных сумм. Это самая большая картина Маковского, когда-либо выставлявшаяся на аукционах. Почти четырехметровая композиция изображает спор трех античных богинь за право называться первейшей красавицей. Специалисты Sotheby's оценивали «Суд Париса» в сумму от 750 тысяч до 1,1 миллиона долларов. Но на торгах в Нью-Йорке это полотно Маковского ушло с молотка за 2 миллиона 88 тысяч долларов.
 Вакханка
|  Рождение Венеры
|  Вакханка
|
 Венера, для особняка Сергея Павловича фон Дервиза, Английская набережная, Петербург
|
 Счастливая Аркадия, 1886-1889, 2 версии для особняка Сергея Павловича фон Дервиза, Английская набережная, Петербург Sotheby’s, Нью-Йорк 2007 – $3 400 000 Stockholms Auktionsverk 2014 – $916 000
|
 Поэзия, для особняка Сергея Павловича фон Дервиза, Английская набережная, Петербург
|
 Смотрящая в зеркальце
|  Купание нимфы
|  Грезы
|  Пигмалион и Галатея
|
 Купидоны-садовники
|
 Амуры-садовники
|
 Рождение Венеры
|
 Вакханка
|
 Купидоны
|
 Аллегория, Живопись
|
 Аллегория, Скульптура
|
 Аллегория, Музыка
|
 Вакх
|  Весенняя вакханалия
|  B костюме Флоры
|
 Харон перевозит души умерших через Стикс
|  Сатир и Нимфа
|  Аллегория
|
Картины Маковского исторические сюжеты:
 Под венец
|  Боярский свадебный пир
|
 Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем
|
 Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)
|
 Смотрины,1868, Sotheby’s, Лондон 2007 – $4 167 178
|
 Иван Сусанин
|
На площади у Ивановского спуска Нижегородского Кремля
|
Народное гуляние во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге
|
 Игра в жмурки, 1890-е, Sotheby’s, Лондон 2018 – $5 500 000 самое дорогостоящее полотно художника
|
 Святочное гадание
|
Трудные переговоры в польском суде
|
Смерть Димитрия Самозванца, 1906, Macdougall’s, Лондон 2007 – $1 997 749
|
Князь Михаил Петрович Репнин на пиру у Ивана Грозного
|
Смерть Ивана Грозного
|
 Игра в бабки
|
 Крестьянский обед в поле
|
 Праздник на Украине
|
 Разговоры по хозяйству
|
 Агенты Лжедмитрия убивают сына Годунова
|  Болгарские мученицы
|  Минин призывает народ к пожертвованиям
|  Воззвание Минина к нижегородцам
|
Боярышни Маковского:
 Девушка с коромыслом
|  Боярышня у окна
|  Боярышня у окна
|  У околицы
|
 Молодая боярыня
|
 Чарка меду
|
 Чарка меду
|
 Чарка меду
|
 Боярышня
|
 Боярышня
|
 Боярышня
|
 Боярышня
|
 Боярышня
|
 Боярышня
|
 Боярышня
|
 За чаем
|
 Русская красавица
|
 Русская красавица
|
 Княгиня Юсупова
|
 Русская красавица
|
Портреты Маковского:
 Е.И.Маковский, отец художника
|  Петр Великий в своей мастерской
|  Петр Великий в своей мастерской
|  Император Александр II
|
 Император Александр II
|
 Граф Николай Муравьев-Амурский
|
 Генерал от инфантерии И.И. Норденстам
|
 Поручик лейб-гвардии граф Г.А. Бобринский
|
 Композитор А.С.Даргомыжский
|
 Писатель Д.В.Григорович
|
 Поэт Н.А.Некрасов
|
 Писатель A.Н. Островский
|
 Путешественник Миклухо-Маклай
|
 Художник И.К. Айвазовского
|
 Историк Николай Иванович Костомаров
|
 Президент Теодор Рузвельт
|
 Сергей Павлович фон Дервиз
|
 Cвященник
|
 Запорожский казак
|
 Граф Сергей Григорьевич Строганов
|
Композитор Цезарь Антонович Кюи
|
Императрица Мария Фёдоровна, жена Александра III
|
Софья Яковлевна Тулинова
|
Графиня Екатерина Павловна Шереметьева
|
 Императрица Александра Фёдоровна, жена Николая II
|
 Княгиня Екатерина Михайловна Долгорукова
|
 Княжна Мария Михайловна Волконская
|
 Варвара Алексеевна Морозова
|
 Графиня Вера Сергеевна Зубова
|
 В красном берете, Юлия Маковская (Леткова)
|
 Свояченица, Екатерина Леткова
|
 Графиня Софья Илларионовна Строганова
|
 Графиня Анна Ржевусская с дочерью
|
 Женский портрет
|
 Актриса Мария Гавриловна Савина
|
 Парный женский портрет
|
 Царевна Софья
|
 Юная красавица
|
 Девушка с желтой шалью
|
 Девушка с букетом
|
 Великая княжна Мария Николаевна
|
 Дети Стасовых
|
 Дети господина Балашова
|
 Дочери художника Ольга и Мари
|
 Жена(I) художника, Елена Тимофеевна Буркова
|
 Жена(II) художника, Юлия Павловна Маковская
|
 Жена(II) художника, Юлия Павловна Маковская
|
 Жена(II) художника, Юлия Павловна Маковская
|
 В мастерской художника, сын Сережа
|
 Семейный портрет с Сергеем и Еленой
|
 Дети художника
|
 Маленький антиквар, сын Сережа
|
 Жена(III) художника, Мария Матавтина
|
 Жена(III) художника, Мария Матавтина
|
 Жена(III) художника, Мария Матавтина
|
 Дети художника Константин и Ольга
|
 Дочь художника, Оленька
|
 За прялкой, дочь художника Ольга
|
 Дочь Ольга, иэ коллекции внучки художника мадам Марины Фламан, Париж, Sotheby’s Лондон 2013 – £ 242,500
|
 Девушка в белом, внучка художника мадам Марина Фламан, художница и певица
|
Другие картины Маковского:
 Ромео и Джульетта
|  Ромео и Джульетта
|  Демон и Тамара
|
 Мушкетер
|  Бродячие музыканты
|  Музыкант с волынкой
|  Итальянский мальчик
|
 Мужчина в красном бархатном костюме
|
 Скупой рыцарь
|
 Кавалер, одевающий перчатку
|
 Бедуин
|
Певец, 1892, Stockholms Auktionswerk 2009 – $147 000
|
Мать и дочь в интерьере, 1870-1879, Stockholms Auktionsverk 2008 – $1 197 507
|
Девушки, разглядыва- ющие эстампы, 1872, Sotheby’s Лондон 2007 – $1 004 501
|
Дама в белом платье с меховой накидкой Christie’s, Лондон 2005 – $556 401
|
 Девочка с кувшином
|
 Гадание
|
 Бабушкины сказки
|
 Алексеич
|
 Вдовушка
|
 Селедочница
|
 Дети, бегущие от грозы
|
 Маленькие шарманщики у забора зимой
|
 Парижанка
|
 Темноволосая красавица
|
 Кокетка
|
 У туалета
|
 Жница
|
 Итальянка с померанцами
|
 Русская красавица и кот
|
 Беседа у источника
|
 Восточные похороны в Каире
|  Возвращение священного ковра из Мекки в Каир
|
 Русалки
|
 Встреча Исаака с Елеазаром
|
 Натюрморт
|  Море и цветы
|  Цветы
|
|