
Портрет и барельеф Мантенья
Мантенья Андреа (Andrea Mantegna) (1431-1506), один из крупнейших живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии. Мантенья сочетал в себе художественные устремления ренессансных мастеров XV века: увлечение античностью, интерес к точной и тщательной, вплоть до мельчайших деталей, передаче природных явлений и беззаветную веру в линейную перспективу как средство создания на плоскости иллюзии пространства. Его творчество стало связующим звеном между ранним Возрождением во Флоренции и более поздним расцветом искусства в Северной Италии.
Мантенья родился около 1431 года; в 1445 он был записан в цех живописцев в Падуе как приемный сын Франческо Скварчоне, местного художника и антиквара, в мастерской которого работал до 1448 года. В 1449 году Мантенья приступил к созданию фресок в церкви Эремитани в Падуе. Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем. Знание правил линейной перспективы он почерпнул от мастеров тосканской школы, непосредственно от Донателло и других флорентийских художников, которые работали тогда в Падуе. В 1454 году Мантенья женился на Николозе, дочери венецианского живописца Якопо Беллини.
В 1460 году, приняв приглашение маркиза Мантуи Лодовико Гонзага, Мантенья обосновался при его дворе. Посетил Тоскану, Рим, где по просьбе папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу. Возведенный в рыцарское достоинство, занимая высокое положение при дворе, Мантенья прослужил семейству Гонзага до конца жизни.
Увлечение мастера античной классикой вновь проявилось в его картине «Святой Себастьян». Святой привязан к изящной коринфской колонне, которая, по-видимому, осталась от разрушенного храма. Растения пробиваются в расщелинах камня, и фрагменты античных мраморов разбросаны у ног мученика.
Для кабинета Изабеллы д'Эсте, жены Франческо Гонзага, Мантенья написал две композиции на мифологические темы (третья осталась незаконченной): Парнас (1497) и Минерва, изгоняющая пороки (1502). В них заметно некоторое смягчение стиля Мантеньи, связанное с новым пониманием пейзажа.
Умер Мантенья 13 сентября 1506 года.
Картины Мантенья на мифологические и античные сюжеты:
 Парнас, 1497
|  Триумф Доблести
|  Триумф Доблести
|
Картины Мантенья на библейские сюжеты:
 Поклонение волхвов, 1500
|  Сретение Господне, 1460
|
 Поклонение пастухов, 1451
|
Молитва в Гефсиманском саду, 1455
|
 Алтарь, 1460
|  Алтарь
|
 Голгофа, алтарь, 1460
|  Христос спускается в чистилище, 1492
|
 Юдифь, 1495
|  Мадонна Тривульцио, 1497
|  Мадонна каменотесов, 1490
|
 Мадонна с херувимами, 1485
|  Мадонна победы, 1496
|  Крещение Христа, 1506
|
 Мертвый Христос, 1500
|  Христос Спаситель, 1500
|  Христос Спаситель, 1493
|
 Вознесение Богородицы (Aссунта), 1457
|  Успение Святой Девы, 1461
|  Святая Евфимия, 1454
|
 Святой Георгий, 1460
|  Явление Христа Марии Магдалине
|  Святой Себастьян, 1485
|  Святой Себастьян, 1506
|
Другие картины Мантенья:
Росписи в Герцогском Дворце Гонзаго, Мантуя, 1474
|
Росписи в Герцогском Дворце Гонзаго, Мантуя, 1474
|
Росписи в Герцогском Дворце Гонзаго, Мантуя, 1474
|
Купол, 1671
|
|