Портреты и фото Альфонса Мухи
Муха Альфонс Мария (Alfons Maria Mucha) (1860-1939), чешский живописец, декоратор, основатель театральной и рекламной афиши в стиле модерн, в частности стиля Арт Нуво.
Альфонс родился 24 июля 1860 года в старинном моравском городке Иванчичи, в семье потомственного виноградаря, который, благодаря упорству и смекалке стал в городке известным портным. Матерью Альфонса была дочь богатого мельника. Она, родив мужу еще двух дочерей, вскоре умерла. Безутешный вдовец всю любовь свою и все средства направил на воспитание и образование детей. По тем временам это было неслыханной роскошью. Альфонса он отправил в лицей в Брно. А когда юноше исполнилось семнадцать, отец написал письмо в Пражскую академию искусств с нижайшей просьбой принять его сына в класс живописи.
То, что сын не окончил лицея, отец объяснял его слабым здоровьем. Но это было выдумкой. В архиве сохранился приказ об отчислении Альфонса Мухи «за наглую ложь и постоянные пропуски богослужений». Хорошие оценки у него были только по пению и рисованию. Однако из Праги пришел отказ, ввиду того, что «автор рисунков полностью лишен таланта».
И пришлось Альфонсу начать зарабатывать деньги. Он стал служащим в местном суде. Но его неудержимо тянуло в искусство. Он работает то в Брно, то в Вене: театральным декоратором, маляром, рисует уличные портреты. В те времена отделка квартир, роспись по стенам и потолкам была в моде. Над окнами «престижных квартир» под кистью молодого художника порхали дивные амуры, распускались невиданные цветы, водили хороводы грациозно-нежные нимфы. Он так увлекся этим и так преуспел в этом роде искусства, что был приглашен в замок графа Куэна расписывать интерьеры.
Замок назывался поэтично — «Эмманофф», в честь хозяйки, графини Эммы. Ах, как она была хороша! С каким удовольствием юный художник воплощал ее образ в настенных портретах вакханок. Но вскоре подневольного оформителя отправил к себе в Тироль, в замок Хандесс брат хозяина. И прекрасная златокудрая Эмма осталась только в мечтах.
На новом месте работы Альфонсу удавалось не только расписывать фрески, но и бывать на пленэре, постепенно влюбляясь в пейзаж. В горы, на альпийские луга, его обычно сопровождал графский слуга, несший мольберт и пропитание на целый день. В дни суетной парижской и нью-йоркской жизни эти светлые праздники единения с природой Альфонс не раз вспоминал.
В 1885 году граф великодушно посылает молодого художника за свой счет в Академию изобразительных искусств, в Мюнхен. А затем и в парижскую академию Жульена.
Какая же лавина впечатлений и чувств обрушилась на голову провинциального моравского юноши! Париж стоил обедни! Хотя первое время Муха чувствовал себя чужаком среди монмартровской богемы. Но постепенно он понял, что работает лучше, интереснее многих. Комплексы стали отступать. Юноша купил элегантный костюм и шляпу. Снял приличную комнатку-мастерскую и стал готовиться к своей первой выставке.
Неожиданно «грянул гром»: граф сообщал, что в связи с финансовыми проблемами прекращает высылку денег. Муха оставался без средств к существованию, один на один с Парижем — городом прекрасным, но хищным и даже опасным к слабым. Вспоминая он напишет, что это было для него — неопытного, чистого душой оптимиста — «страшное время трудностей и лишений».
Однако отцу он пишет восторженные письма о том, как удачно устроился иллюстратором в газете, что у него роскошная квартира и мастерская. И главное, полно заказов. Ему так хотелось выглядеть преуспевающим! Своему брату он даже послал в Моравию модное пальто, а сестрам кружева. Сверстники вспоминали, как Муха экономил на еде ради покупки красок. Вспоминали, что он был улыбчив и почти беспечен. Общителен и деликатно галантен с дамами.
И в борьбе с Парижем этот славянин стал побеждать. Париж любит сильных. У Мухи складываются серьезные отношения с книжными издательствами. По заказу иллюстрирует многотомную «Историю Германии». Имеют грандиозный успех его театральные афиши. Критики пишут хвалебные статьи о его «поющей линии», об изысканном колорите. Ему заказывает афишу великая Сара Бернар. Эта самая знаменитая в то время дама даже подписывает с ним контракт на шесть лет. Все рекламные афиши, панно и прочее будет исполнять для нее Муха, ибо к этому времени он открыл свой стиль. Им были созданы афиши для спектаклей ее парижского театра «Ренессанс»: «Жисмонда», «Дама с камелиями» «Лорензаччо», «Медея». Муха выступал и дизайнером этих постановок; по его эскизам создавались платья и ювелирные украшения.
Фортуна теперь улыбнулась ему. И закрутилась карусель заказов от крупных промышленников, делателей автомашин, шоколада и шляпок до бедных контор. Появились деньги. Но каким страшным напряжением сил! Он успел съездить на заработки в Америку. Он стал любимцем повсюду. Даже в Японии, где открыли его музей. Образ его постоянной героини — очаровательной златокудрой славянки — стал узнаваем всегда и всеми. Даже в домах бедняков, на этикетках чая и дешевых конфет.
Но сам Муха не ценил, не принимал этого всерьез. Считал лишь подступом к главной своей мечте — служить родине и славянам вообще. В конце концов его страстное желание писать картины воплотилось через семь лет в серии крупных живописных полотен (20) «Славянская эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов). И написал их Муха уже, вернувшись на родину. И для родины. Передал в дар Праге.
На фоне многих влюбленностей Муха всегда был счастлив любовью к единственной. В 1906 году, уже сорокашестилетним, прославленным, он женился в Париже на своей юной ученице и соотечественнице Марии Шитиловой. Она была и оставалась до конца жизни его Музой, его моделью. Была младше художника на 22 года. И обожала его. Искренне и бескорыстно. Ибо к моменту их брака его долги были гораздо больше его состояния. При нерегулярных достатках они вырастили двух дочерей (рыжеволосых красавиц похожих на мать). Потом он рисовал и их, дочерей — молодых, свежих.
Умер Альфонс Муха незаметно, 14 июля 1939 года, держа в ладони руку Марии. Он был в тяжком предчувствии еще большей беды. Уже четыре месяца сапоги нацистов топтали землю его романтически любимой родины.
Исторические картины (цикл «Славянская эпопея») Мухи:
Славяне на исконной Родине, 1912
|
Апофеоз истории Славянства, 1926
|
Присяга общества Омладина под славянской липой, 1928
|
Гуситский король Иржи Подебрадский, 1925
|
Встреча в Кржижках, 1916
|
Монт Атос, 1927
|
Отмена крепостного права на Руси, 1914
|
Печатание Кралицкой Библии в Инванчицах, 1914
|
Амос Коменский — последние дни в Наардене, 1918
|
Другие картины Альфонса Мухи:
Суд Париса
| Пандора
| Медея, афиша для Сары Бернар
| День Сары Бернар, афиша
|
Дама с камелиями, афиша для Сары Бернар
| Жизмонда, афиша для Сары Бернар
| Гамлет, афиша для Сары Бернар
| Лорензаччо, афиша для Сары Бернар
| Самаритянка, афиша для Сары Бернар
|
Браслет, выполненный для Сары Бернар, 1899
| Двадцатая выставка в Салоне Ста, Нуво
| Монако, Монте-Карло
| Сдельная работа
|
Весна, 1896, серия «Времена года»
| Лето, 1896, серия «Времена года»
| Осень, 1896, серия «Времена года»
| Зима, 1896, серия «Времена года»
|
Весна, 1900, серия «Времена года»
| Лето, 1900, серия «Времена года»
| Осень, 1900, серия «Времена года»
| Зима, 1900, серия «Времена года»
|
Вечерняя звезда серия «Звезды»
| Лунное сиияние серия ««Звезды»
| Утренняя звезда серия ««Звезды»
| Северная звезда серия ««Звезды»
|
|