Автопортреты Пуссена
1649
| 1650
|
Пуссен Никола (Nicolas Poussin) (1594-1665), французский живописец и рисовальщик. Учился у Варена и других французских художников; с 1624 года жил в Риме, в 1640-42 годах — в Париже. Испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, изучал трактаты Леонардо да Винчи и Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, занимался анатомией и математикой.
С 1620-х годов Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи («Смерть Германика»), композиции на мифологические и литературные темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита («Ринальдо и Армида», «Танкред и Эрминия», «Парнас»).
Господствующий в произведениях Пуссена ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека («Аркадские пастухи», «Нахождение Моисея»). С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого («Отдых на пути в Египет», «Великодушие Сципиона»).
Развивая принципы идеального пейзажа, Пуссен делает природу воплощением совершенства и целесообразности («Пейзаж с Полифемом», «Аполлон и Дафна»). Вводя в пейзаж мифологические персонажи, олицетворяющие различные стихии, используя в них эпизоды библейских сказаний, Пуссен выражал идеи высшей необходимости или судьбы, как начала, регулирующего взаимоотношения человека и мироздания.
Картины Пуссена на мифологические и античные сюжеты:
Зима (Девкалионов потоп), 1662
| Триумф Нептуна, 1634
|
Юпитера вскармливает коза Амалфея, 1637
| Юпитера вскармливает коза Амалфея
|
Ахилл среди дочерей Ликомеда, 1656, первый вариант
| Ахилл среди дочерей Ликомеда, 1656, второй вариант
|
Юпитер и Каллисто
| Селена и Эндимион, 1630
|
Парнас, 1635
| Аполлон и Дафна, 1627
|
Нарцисс и Эхо
| Нарцисс и Эхо, 1626
|
Марс и Венера, 1629
| Венера и Адонис, 1625
|
Кормление Бахуса, 1635
| Вакханалия, 1631
|
Тезей находит меч своего отца, 1634
| Аркадские пастухи
|
Триумф Флоры, 1627
| Царство Флоры
|
Ацис и Галатея, 1630
| Танец под музыку Времени, 1638
|
Мидас и Бахус, 1629
| Поклонение золотому тельцу, 1634
|
Пейзаж с Орфеем и Эвридикой, 1651
| Пейзаж с Полифемом
|
Великодушие Сципиона
| Смерть Германика, 1625
|
Картина «Воздержанность Сципиона Африканского» известна также под названием «Великодушие Сципиона Африканского». Сципион Африканский — римский полководец Второй Пунической войны, победитель Ганнибала. Этот сюжет был популярен в европейском искусстве начиная с эпохи Возрождения.
В 212 году Сципион предпринял нападение на Новый Карфаген в Испании. В городе римлянам досталась огромная добыча, знатные пленники и испанские заложники. Последних Сципион отпустил по домам без выкупа. Историк Тит Ливий рассказывает, что Сципион мог взять в наложницы оказавшуюся среди пленных самую прекрасную и знатную девушку города, но не воспользовался этим правом, а вернул ее коленопреклоненному жениху.
Похищение сабинянок, 1634, первый вариант
| Похищение сабинянок, 1634, второй вариант
|
Картины Пуссена на библейские сюжеты:
Нахождение Моисея, первый вариант
| Нахождение Моисея, второй вариант
|
Нахождение Моисея, третий вариант
|
Моисей высекает воду из скалы, 1649
|
Елеазар и Ревекка, 1648
| Суд Соломона, 1649
|
Разрушение храма в Иерусалиме, 1637
| Триумф Давида, 1627
|
Святое семейство на ступенях, 1648
|
Отдых на пути в Египет, 1658
|
Благовещение, 1657
| Поклонение волхвов, 1633
|
Поклонение пастухов
|
Святое семейство со святой Елизаветой и Иоанном Крестителем
|
Вознесение Марии, 1650
|
Тайная вечеря, 1647
| Крещение, 1642
|
Христос и блудница, 1653
| Христос исцеляющий слепого, 1650
|
Елеазар и Ревекка, 1648, фрагмент
| Экстаз апостола Павла, 1650
| Святая Цецилия, 1628
|
Другие картины Пуссена:
Римская дорога, 1648
| Чума в Азофе
|
Танкред и Эрминия, 1630
| Ринальдо и Армида, 1625
|
Танкред и Эрминия — герои поэмы «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Торквато Тассо. Поэма посвящена первому Крестовому походу, завершившемуся захватом Иерусалима и установлением христианского царства. Кроме сражений и подробностей военной жизни, в поэму вкраплено несколько любовных историй.
Танкред — христианский рыцарь — был тяжело ранен во время штурма Иерусалима. Эрминия — дочь бывшего царя сарацинов Антиоха, предводительница амазонок Эрминия, влюбленная в рыцаря Танкреда, сердцем почувствовала, что ее возлюбленный ранен и отправилась на его поиски.
На пути ей встретился старый пастух и трое его сыновей, плетущие корзины. Поскольку Эрминия облачилась в воинские доспехи воительницы Клоринды, пастух полагал, что та участвует в идущей недалеко войне, и стал расхваливать ей радости уединенной мирной жизни.
Встретив оруженосца рыцаря Танкреда, она была приведена на место боя и увидела смертельно раненного героя. Обезумевшая от горя девушка снимает с Танкреда доспехи и, отрезав мечом свои волшебные волосы, обладавшие силой исцеления, перевязывает ими раны возлюбленного.
Одна из историй поэмы повествует о рыцаре-христианине Ринальдо и прекрасной Армиде.
Желая ослабить силы крестоносцев, дамасский царь посылает в лагерь к крестоносцам свою прекрасную племянницу волшебницу Армиду. Влюбляя в себя молодых витязей, она увлекает их из войска христиан. Армида ненавидела Ринальдо и хотела отомстить ему за то, что он спас своих товарищей, которых она, подобно волшебнице Цирцее, превратила в монстров.
У реки Оронт (Сирия) Ринальдо погрузился в волшебный сон. Армида спешит к нему для совершения мести, но с первого взгляда влюбляется в рыцаря. Она опутывает спящего Ринальдо волшебными узами из цветов — лилий и роз — и переносит его в зачарованные сады на далеком острове. В любовных утехах прославленный рыцарь забыл о своем высоком долге.
Чтобы вернуть его, посылают двух воинов. Воины находят Ринальдо в волшебном саду Армиды и подносят к его глазам щит, чтобы он увидел в нем, как в зеркале, что пренебрегает своими обязанностями. Ринальдо оставляет колдунью и возвращается к битве.
Эти события образуют последовательность сюжетов, которые приобрели широкую популярность у итальянских и французских художников XVII-XVIII веков.
|