СОШ 8 Подольск, творчество Пуссена
главная страница






Автопортреты Пуссена


1649

1650

Пуссен Никола (Nicolas Poussin) (1594-1665), французский живописец и рисовальщик. Учился у Варена и других французских художников; с 1624 года жил в Риме, в 1640-42 годах — в Париже. Испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, изучал трактаты Леонардо да Винчи и Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, занимался анатомией и математикой.
С 1620-х годов Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи («Смерть Германика»), композиции на мифологические и литературные темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита («Ринальдо и Армида», «Танкред и Эрминия», «Парнас»).
Господствующий в произведениях Пуссена ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека («Аркадские пастухи», «Нахождение Моисея»). С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого («Отдых на пути в Египет», «Великодушие Сципиона»).
Развивая принципы идеального пейзажа, Пуссен делает природу воплощением совершенства и целесообразности («Пейзаж с Полифемом», «Аполлон и Дафна»). Вводя в пейзаж мифологические персонажи, олицетворяющие различные стихии, используя в них эпизоды библейских сказаний, Пуссен выражал идеи высшей необходимости или судьбы, как начала, регулирующего взаимоотношения человека и мироздания.

Картины Пуссена на мифологические и античные сюжеты:


Зима (Девкалионов потоп), 1662


Триумф Нептуна, 1634


Юпитера вскармливает коза Амалфея, 1637


Юпитера вскармливает коза Амалфея


Ахилл среди дочерей Ликомеда,
1656, первый вариант


Ахилл среди дочерей Ликомеда,
1656, второй вариант


Юпитер и Каллисто


Селена и Эндимион, 1630


Парнас, 1635


Аполлон и Дафна, 1627


Нарцисс и Эхо


Нарцисс и Эхо, 1626


Марс и Венера, 1629


Венера и Адонис, 1625


Кормление Бахуса, 1635


Вакханалия, 1631


Тезей находит меч своего отца, 1634


Аркадские пастухи


Триумф Флоры, 1627


Царство Флоры


Ацис и Галатея, 1630


Танец под музыку Времени, 1638


Мидас и Бахус, 1629


Поклонение золотому тельцу, 1634


Пейзаж с Орфеем и Эвридикой, 1651


Пейзаж с Полифемом


Великодушие Сципиона

Смерть Германика, 1625

Картина «Воздержанность Сципиона Африканского» известна также под названием «Великодушие Сципиона Африканского». Сципион Африканский — римский полководец Второй Пунической войны, победитель Ганнибала. Этот сюжет был популярен в европейском искусстве начиная с эпохи Возрождения.
В 212 году Сципион предпринял нападение на Новый Карфаген в Испании. В городе римлянам досталась огромная добыча, знатные пленники и испанские заложники. Последних Сципион отпустил по домам без выкупа. Историк Тит Ливий рассказывает, что Сципион мог взять в наложницы оказавшуюся среди пленных самую прекрасную и знатную девушку города, но не воспользовался этим правом, а вернул ее коленопреклоненному жениху.



Похищение сабинянок, 1634, первый вариант

Похищение сабинянок, 1634, второй вариант

Картины Пуссена на библейские сюжеты:


Нахождение Моисея, первый вариант


Нахождение Моисея, второй вариант


Нахождение Моисея, третий вариант


Моисей высекает воду из скалы, 1649


Елеазар и Ревекка, 1648


Суд Соломона, 1649


Разрушение храма в Иерусалиме, 1637


Триумф Давида, 1627


Святое семейство на ступенях, 1648


Отдых на пути в Египет, 1658


Благовещение, 1657


Поклонение волхвов, 1633


Поклонение пастухов



Святое семейство со святой
Елизаветой и Иоанном Крестителем


Вознесение Марии, 1650



Тайная вечеря, 1647


Крещение, 1642


Христос и блудница, 1653


Христос исцеляющий слепого, 1650


Елеазар и Ревекка,
1648, фрагмент

Экстаз апостола
Павла, 1650

Святая
Цецилия, 1628

Другие картины Пуссена:


Римская дорога, 1648


Чума в Азофе


Танкред и Эрминия, 1630

Ринальдо и Армида, 1625

Танкред и Эрминия — герои поэмы «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Торквато Тассо. Поэма посвящена первому Крестовому походу, завершившемуся захватом Иерусалима и установлением христианского царства. Кроме сражений и подробностей военной жизни, в поэму вкраплено несколько любовных историй.
Танкред — христианский рыцарь — был тяжело ранен во время штурма Иерусалима. Эрминия — дочь бывшего царя сарацинов Антиоха, предводительница амазонок Эрминия, влюбленная в рыцаря Танкреда, сердцем почувствовала, что ее возлюбленный ранен и отправилась на его поиски.
На пути ей встретился старый пастух и трое его сыновей, плетущие корзины. Поскольку Эрминия облачилась в воинские доспехи воительницы Клоринды, пастух полагал, что та участвует в идущей недалеко войне, и стал расхваливать ей радости уединенной мирной жизни.
Встретив оруженосца рыцаря Танкреда, она была приведена на место боя и увидела смертельно раненного героя. Обезумевшая от горя девушка снимает с Танкреда доспехи и, отрезав мечом свои волшебные волосы, обладавшие силой исцеления, перевязывает ими раны возлюбленного.
Одна из историй поэмы повествует о рыцаре-христианине Ринальдо и прекрасной Армиде.
Желая ослабить силы крестоносцев, дамасский царь посылает в лагерь к крестоносцам свою прекрасную племянницу волшебницу Армиду. Влюбляя в себя молодых витязей, она увлекает их из войска христиан. Армида ненавидела Ринальдо и хотела отомстить ему за то, что он спас своих товарищей, которых она, подобно волшебнице Цирцее, превратила в монстров.
У реки Оронт (Сирия) Ринальдо погрузился в волшебный сон. Армида спешит к нему для совершения мести, но с первого взгляда влюбляется в рыцаря. Она опутывает спящего Ринальдо волшебными узами из цветов — лилий и роз — и переносит его в зачарованные сады на далеком острове. В любовных утехах прославленный рыцарь забыл о своем высоком долге.
Чтобы вернуть его, посылают двух воинов. Воины находят Ринальдо в волшебном саду Армиды и подносят к его глазам щит, чтобы он увидел в нем, как в зеркале, что пренебрегает своими обязанностями. Ринальдо оставляет колдунью и возвращается к битве.
Эти события образуют последовательность сюжетов, которые приобрели широкую популярность у итальянских и французских художников XVII-XVIII веков.