Автопортреты Рембрандта
Автопортрет в молодости
|
Автопортрет
|
Юношеский автопортет, 1629
|
Автопортрет
|
Автопортрет с Саскией на коленях
|
Автопортрет у мольберта
|
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский живописец. Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы...
После кратковременного обучения в Лейденском университете Рембрандт решил посвятить себя искусству. В 1625-1631 работал в Лейдене. Картины Рембрандта этого периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма. Художнтк впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
В 1632 Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбюрх, чей образ был увековечен им на многих портретах с необыкновенной нежностью и любовью. 1630-е годы — период семейного счастья и художественного успеха Рембрандта. Картина «Урок анатомии доктора Тюлпа», в которой он новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. В написанных по многочисленным заказам портретах он тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности. Свободны и разнообразны по композиции его автопортреты и портреты близких ему людей. Знаменитый «Автопортрет с Саскией» смело порывает с художественными канонами, выделяется живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, наполненной светом, красочной гаммой.
Библейские композиции несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. Особое место в творчестве Рембрандта занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям («Похищение Ганимеда»). Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция «Даная», в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту теплоты человеческого чувства.
В 1642 году судьба наносит тяжёлый удар Рембрандту — умирает Саския. В этом же году он пишет своё самое выдающееся и известное полотно «Ночной дозор», композиционное решение которого не имеет ничего общего с традиционным групповым портретом.
Его последние работы поражают отточенностью мастерства. На последних автопортретах Рембрандта, ставших вершиной его не имеющей аналогов портретной галереи, перед зрителем предстаёт человек, стоически переносящий тяжёлые испытания и горечь утрат (в 1668 году он потерял свою вторую жену Хендрикье Стоффелс, а в 1668 году — сына Титуса).
В 1656 Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, его имущество продано с аукциона. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр — «Возвращение блудного сына», воплотившее всю художественную и этическую проблематику позднего творчества художника. С мастерством он воссоздает в нем гамму глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения.
Рембрандт оказал влияние на многих известных художников.
Картины Рембрандта на мифологические и античные сюжеты:
Даная
Похищение Европы
Даная
| Похищение Европы
| Похищение Прозерпины
|
Андромеда, прикованная к скале, 17 век, Гаага
| Юнона, 17 век, Метрополитен, Нью Йорк
| Похищение Ганимеда, 1635
|
Гомер, 1663, Гаага
| Аристотель с бюстом Гомера, 1653
| Венера и Амур, 17 век, Лувр, Париж
|
Флора
| Флора, 1634, Эрмитаж, Санкт-Петербург
| Флора, 1634, Эрмитаж, Санкт-Петербург, фрагмент
|
Картины Рембрандта на библейские сюжеты:
Пир Валтасара, 1635, Национальная галерея, Лондон
| Агарь покидает дом
Авраама, 1635
|
Давид и Урия, 1654
| Артаксеркс, Аман и Эсфирь,
1660, ГМИИ, Москва
|
Ослепление Самсона филистимлянами, 1636, Франкфурт
| Свадьба Самсона, 1638, Дрезденская галерея
|
Даниил и Кир перед идолом, 1633, Музей поля Гетти, Лос-Анджелес
| Сон Иосифа, 1645, Картинная галерея, Берлин
|
Самсон и Далила, 1628, Картинная галерея, Берлин
|
Самсон угрожает тестю, 1635, Картинная галерея, Берлин
|
Давид и Ионафан, 1642, Эрмитаж, Санкт-Петербург
|
Жертвоприношение Авраама, 1635, Эрмитаж, Санкт-Петербург
|
Иосиф, Потифар и его жена, 1655, Картинная галерея, Берлин
|
Исаак и Ревекка, 1668, Государственный музей, Амстердам
|
Эсфирь, 1633, Национальная галерея Канады, Оттава
|
Иаков, благословляющий сыновей Иосифа, 1656, галерея, Кассель
|
Валаамова ослица, 1626
|
Иеремия, скорбящий о гибели Иерусалима, 1630, Государственный музей, Амстердам
|
Давид и Урия, 1665, Эрмитаж, Санкт-Петербург
|
Моисей, разбивающий скрижали Завета, 1659, Картинная галерея, Берлин
|
Вирсавия, 1654, Лувр, Париж
| Сусанна и старцы, 1647
| Сусанна, 1637, Гаага
|
Иаков, борющийся с ангелом, 1660
|
Архангел Рафаил покидает семью Товия, 1637, Лувр, Париж
|
Товий и Анна с козленком, 1626, Государственный музей, Амстердам
|
Бегство в Египет, 1625
| Поклонение пастухов, 1646, Национальная галерея, Лондон
| Поклонение волхвов, 1632
|
Святой Симеон, Национальный музей, Стокгольм
| Святое семейство, 1645, Эрмитаж, Санкт-Петербург
| Сретение, 1631, Гаага
|
Симеон в храме, 1628, Гамбург
| Изгнание торгующих из храма, 1626, ГМИИ, Москва
| Голова Христа
|
Христос, являющийся Марии Магдалине, 1638, Королевское собрание, Лондон
|
Христос и грешница, 1644, Национальная галерея, Лондон
|
Христос, являющийся Марии Магдалине, 1651, Музей герцога Ульриха, Брунсвик
|
Христос и самарянка, 1659, Эрмитаж, Санкт-Петербург
|
Притча о безумном богаче, 1627, Картинная галерея, Берлин
|
Побиение камнями святого Стефана, 1625, Музей изящных искусств, Лион
|
Иуда, возвращающий сребреники, 1629
|
Возвращение блудного сына, 1668, Эрмитаж, Санкт- Петербург
Неверие Святого Фомы, 1634, ГМИИ, Москва
|
Читающая пророчица Анна, 1631, Государственный музей, Амстердам
|
Евангелист Матфей, 1661, Лувр, Париж
|
Снятие с креста, 1634, Эрмитаж, Санкт-Петербург
|
Снятие с креста, 17 век, Старая Пинакотека, Мюнхен
|
Воздвижение креста, 1633, Старая Пинакотека, Мюнхен
|
Беседа апостолов Петра и Павла, 1628, Национальная галерея Виктории, Мельбурн
|
Святой Пётр, 1632, Национальный музей, Стокгольм
|
Апостол Павел в темнице, 1627
|
Портреты работы Рембрандта:
Автопортрет с Саскией на коленях, 1635
Ночной дозор, 1642, Государственный музей, Амстердам
|
Ночной дозор, 1642, Государственный музей, Амстердам, фрагмент
|
Ночной дозор, 1642, Государственный музей, Амстердам, фрагмент
|
Лекция по анатомии доктора Николаса Тюльпа, 1632, Гаага
Лекция по анатомии доктора Николаса Тюльпа, 1632, Гаага
|
Лекция по анатомии доктора Николаса Тюльпа, 1632, Гаага, фрагмент
|
Портрет старшин цеха шелковщиков, 1662, Государственный музей, Амстердам
|
Семейный портрет, 1668, Брауншвейг
|
Портрет Николаса Ретс, 1631, Нью-Йорк
|
Портрет мужчины в восточном костюме
|
Знатный славянин
|
Мужской портрет, 1661
|
Фредерик Рихель на лошади, 1663, Национальная галерея, Лондон
|
Портрет отца художника
|
Портрет матери, 1639, Музей истории искусства, Вена
|
Портрет жены брата, 1654, ГМИИ, Москва
|
Портрет сестры Рембрандта, 1632
|
Саскиz, Картинная галерея, Кассель
|
Улыбающаяся Саския
|
Молодая женщина, примеряющая серьги, 1657
|
Хендрикье Стоффельс, 1652, Лувр, Париж
|
Хендрикье Стоффельс, 1658, Государственый музей, Берлин
|
Портрет Бартье Мартенс Домер, 1640
|
Портрет Яна Сикса с перчаткой, 1654, Амстердам
|
Артемис, 1634, Прадо, Мадрид
|
Портрет старушки, 1649, ГМИИ, Москва
|
Ян Пелликорн с сыном Каспаром, 1635, Лондон
|
Портрет Филипса Лукаса, 1635, Национальная галерея, Лондон
|
Портрет ученого, 1631, Эрмитаж, Санкт-Петербург
|
Портрет девушки<
| Портрет сына Титуса
| Человек в шлеме
|
Другие картины Рембрандта:
Польский всадник
|
Художник в своей мастерской, 1629
|
Пейзаж с грозой, 1639
|
Мельница, 1640, Вашингтон
|
Буря, 1633, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон
|
Молодая женщина, купающаяся в ручье
|
Концерт, 1626
|
|