Автопортрет Риччи
Риччи Себастьяно (Sebastiano Ricci) (1659-1734), итальянский художник XVIII века.
Среди живописцев первой половины XVIII столетия важнейшей фигурой является Себастьяно Риччи. Он родился в Беллуно, находившемся под управлением Венеции с XV века, а ремеслу художника учился в столице у Себастьяно Маццони. Позднее он совершенствовал свою манеру в Риме у Луки Джордано, оказавшего на него большое влияние.
Большую часть своей жизни Риччи провел вдали от родины. В 1684 году к его услугам прибегает герцог Рануччио Фарнезе, в связи с чем ему пришлось работать в Парме. Позднее он посещает Рим и Милан, Флоренцию, побывал в Германии, во Франции, в Австрии. Затем пять лет жил в Англии. Только в 1717 году он, наконец, вернулся в Венецию и обосновался здесь.
Разъезды Риччи свидетельствуют о широком признании его таланта, перешагнувшем границы Италии. Среди его заказчиков были виднейшие владетельные особы Европы, французская Королевская Академия искусств сделала его своим членом. Но и на вершине славы он не уставал учиться, перенимая у местных мастеров то, что казалось ему достойным подражания.
Главные художественные впечатления Риччи связаны с итальянскими путешествиями. Здесь он мог увидеть многочисленные вариации излюбленного им типа композиций со множеством парящих в небесах человеческих фигур, безграничными пространствами и резкими вспышками света рядом с мраком глубоких теней. Из произведений такого рода ближе всего ему были создания кисти Джордано, с которыми он мог познакомиться в пору своего ученичества в Венеции.
В Европе внимание художника привлекло творчество Рубенса, особенно его женские образы, полнокровные и вместе с тем легкие; чувственные, но исполненные тепла и нежности. Во Франции Риччи нашел время, чтобы посетить мастерскую тогда еще малоизвестного Ватто.
Возвратившись в Венецию, Риччи обогатил здесь свою живопись неповторимыми достоинствами местной школы живописи и пережил увлечение Веронезе, выдающегося венецианского мастера. Произведения Риччи этого времени во многом повторяют полотна Веронезе.
Все разнообразнейшие влияния, испытанные Риччи, в его творчестве переплавлялись в единый органический стиль, который, в свою очередь, в значительной мере определил пути развития европейского искусства в первой половине XVIII века.
Картины Риччи на мифологические сюжеты:
Похищение Елены
|
Триумф Галатеи
|
Встреча Диониса и Ариадны
|
Встреча Диониса и Ариадны
|
Дионис и Ариадна
|
Дионис и Ариадна
|
Дионис и Ариадна
| Дионис и Ариадна
|
Суд Париса
| Похищение Европы
|
Венера и Адонис
| Венера и Адонис
|
Венера и Адонис
|
Венера и Адонис (фрагмент)
|
Венера, Вулкан и Амур
|
Венера и нимфы
|
Аллегория искусства
|
Аврора и Титон
|
Детство Ромула и Рема
| Зевс и Семела
| Сатиры и нимфa
|
Падение Фаэтона
| Наказание Купидона
| Жертвоприношение Силену
|
Нептун и Амфитрита
| Вакханалия в честь Пана
| Аллегория Франции в образе Минервы
|
Дионис и Ариадна
|
Похищение Деяниры
|
Венера и купидоны
|
Похищение Деяниры
|
Состязание Аполлона и Пана
|
Диана и Каллисто
|
Сатиры и вакханка
|
Венера и купидоны
|
Венера, купидон и сатир
|
Венера, купидон и сатир
|
Венера, купидон и сатир
|
Венера, купидон и сатир
|
Венера, купидон и сатир
|
Спящая нимфа и два сатира
|
Персей обращает Финея в камень
|
Семейство кентавров
|
Битва лапифов с кентаврами
|
Похищение сабинянок
|
Похищение сабинянок
|
Ночь
| Юпитер и купидон
| Геркулес и Омфала
| Полдень
|
Венера и Амур
| Лукреция
| Детство царя Кира
|
Венера и Амур
| Диана с собакой
| Морской триумф Венеры
|
Жертвоприношение Весте
| Диана и Эндимион
| Аллегория искусств
|
Диана и Эндимион
| Время, открывающее истину
|
Медоро и Анжелика
| Медоро и Анжелика
|
Апеллес рисует Кампаспу
| Апеллес рисует Кампаспу
|
Александр Македонский, восхищаясь выдающейся красотой своей возлюбленной куртизанки Кампаспы, попросил своего друга и придворного художника Апеллеса написать ее обнаженной. Художник, работая над портретом, влюбился в нее, после чего Александр, вникнув в ситуацию, «преподнес Апеллесу Кампаспу в дар, доказывая себе, что хотя он и огромный царь в отваге, но ещё больше велик в самообладании». Так описывает эту историю Плиний Старший.
Апеллес создал известную в древности картину, изображающую Венеру («Афродита Анадиомена»), рожденную из моря, и Плиний полагает, что как раз Кампаспа послужила моделью для этой Венеры (другие античные авторы называют, кроме того, Фрину). В 1960-м году раскопали неплохо сохранившуюся фреску в Помпеях, где изображен схожий сюжет с Венерой. Некоторые исследователи считают, что эта фреска может быть римской копией картины Апеллеса.
Купидон и Кампаспа
Ей на лобзанья Купидон
Проигрывал за коном кон:
Он проиграл колчан и лук,
Венеры голубей и цуг
Своих веселых воробьев,
Но дальше был играть готов;
Поставил уст своих коралл
И цвет ланит — и проиграл.
Засим поставил свет чела —
Его Кампаспа отняла.
Глаза поставил, наконец —
И Купидон теперь слепец.
Любовь! Так поступив с тобой,
Что сделает она со мной?
Джон Лили (английский драматург, один из предшественников Шекспира)
Влюбленность Апеллеса к своей модели стал о источником вдохновения для художников и популярным сюжетом в живописи XVI-XIX веков, а само имя Кампаспа стало нарицательным.
Геракл на распутье
| Геракл и кентавр Несс
|
Семья Дария перед Александром
| Александр и Диоген
|
Великодушие Сципиона Африканского
|
Великодушие Сципиона Африканского
|
Великодушие Сципиона Африканского
|
Великодушие Сципиона Африканского
|
Картина «Воздержанность Сципиона Африканского» известна также под названием «Великодушие Сципиона Африканского». Сципион Африканский — римский полководец Второй Пунической войны, победитель Ганнибала. Этот сюжет был популярен в европейском искусстве начиная с эпохи Возрождения.
В 212 году Сципион предпринял нападение на Новый Карфаген в Испании. В городе римлянам досталась огромная добыча, знатные пленники и испанские заложники. Последних Сципион отпустил по домам без выкупа. Историк Тит Ливий рассказывает, что Сципион мог взять в наложницы оказавшуюся среди пленных самую прекрасную и знатную девушку города, но не воспользовался этим правом, а вернул ее коленопреклоненному жениху.
Юпитер и Антиопа
| Пигмалион и Галатея
| Смерть Клеопатры
|
Картины Риччи на библейские сюжеты:
Давид с головой Голиафа
| Нахождение Моисея
| Падение ангелов мятежных
|
Нахождение Моисея
| Соломон поклоняется идолам
|
Вирсавия, 1720
| Вирсавия, 1725
|
Сусанна и старцы
| Моисей, защищающий дочерей Иофора
|
Мадонна со святыми
|
Поклонение волхвов
|
Вознесение Марии
|
Алтарь Святого Григория
|
Освобождение Святого Петра
|
Святые Фома Аквинский и Пётр Мученик
|
Иеффай и его дочь
| Молитва в Гефсиманском саду
| Вручение младенца Моисея
|
|