СОШ 8 Подольск, творчество Риччи
главная страница






Автопортрет Риччи


Риччи Себастьяно (Sebastiano Ricci) (1659-1734), итальянский художник XVIII века.
Среди живописцев первой половины XVIII столетия важнейшей фигурой является Себастьяно Риччи. Он родился в Беллуно, находившемся под управлением Венеции с XV века, а ремеслу художника учился в столице у Себастьяно Маццони. Позднее он совершенствовал свою манеру в Риме у Луки Джордано, оказавшего на него большое влияние.
Большую часть своей жизни Риччи провел вдали от родины. В 1684 году к его услугам прибегает герцог Рануччио Фарнезе, в связи с чем ему пришлось работать в Парме. Позднее он посещает Рим и Милан, Флоренцию, побывал в Германии, во Франции, в Австрии. Затем пять лет жил в Англии. Только в 1717 году он, наконец, вернулся в Венецию и обосновался здесь.
Разъезды Риччи свидетельствуют о широком признании его таланта, перешагнувшем границы Италии. Среди его заказчиков были виднейшие владетельные особы Европы, французская Королевская Академия искусств сделала его своим членом. Но и на вершине славы он не уставал учиться, перенимая у местных мастеров то, что казалось ему достойным подражания.
Главные художественные впечатления Риччи связаны с итальянскими путешествиями. Здесь он мог увидеть многочисленные вариации излюбленного им типа композиций со множеством парящих в небесах человеческих фигур, безграничными пространствами и резкими вспышками света рядом с мраком глубоких теней. Из произведений такого рода ближе всего ему были создания кисти Джордано, с которыми он мог познакомиться в пору своего ученичества в Венеции.
В Европе внимание художника привлекло творчество Рубенса, особенно его женские образы, полнокровные и вместе с тем легкие; чувственные, но исполненные тепла и нежности. Во Франции Риччи нашел время, чтобы посетить мастерскую тогда еще малоизвестного Ватто.
Возвратившись в Венецию, Риччи обогатил здесь свою живопись неповторимыми достоинствами местной школы живописи и пережил увлечение Веронезе, выдающегося венецианского мастера. Произведения Риччи этого времени во многом повторяют полотна Веронезе.
Все разнообразнейшие влияния, испытанные Риччи, в его творчестве переплавлялись в единый органический стиль, который, в свою очередь, в значительной мере определил пути развития европейского искусства в первой половине XVIII века.

Картины Риччи на мифологические сюжеты:


Похищение Елены


Триумф Галатеи


Встреча Диониса и Ариадны


Встреча Диониса и Ариадны

Дионис и Ариадна

Дионис и Ариадна


Дионис и Ариадна

Дионис и Ариадна


Суд Париса

Похищение Европы


Венера и Адонис

Венера и Адонис


Венера и Адонис

Венера и Адонис (фрагмент)

Венера, Вулкан и Амур


Венера и нимфы


Аллегория искусства


Аврора и Титон


Детство Ромула и Рема


Зевс и Семела


Сатиры и нимфa


Падение Фаэтона


Наказание Купидона


Жертвоприношение Силену


Нептун и
Амфитрита

Вакханалия
в честь Пана

Аллегория Франции
в образе Минервы


Дионис и Ариадна


Похищение Деяниры


Венера и купидоны


Похищение Деяниры

Состязание Аполлона и Пана


Диана и Каллисто


Сатиры и вакханка


Венера и купидоны


Венера, купидон и сатир


Венера, купидон и сатир


Венера, купидон и сатир


Венера, купидон и сатир


Венера, купидон и сатир


Спящая нимфа и два сатира


Персей обращает Финея в камень


Семейство кентавров


Битва лапифов с кентаврами


Похищение сабинянок

Похищение сабинянок


Ночь

Юпитер и купидон

Геркулес и Омфала

Полдень


Венера и Амур

Лукреция

Детство царя Кира


Венера и Амур

Диана с собакой

Морской триумф Венеры


Жертвоприношение Весте

Диана и Эндимион

Аллегория искусств


Диана и Эндимион


Время, открывающее истину


Медоро и Анжелика


Медоро и Анжелика


Апеллес рисует Кампаспу


Апеллес рисует Кампаспу

Александр Македонский, восхищаясь выдающейся красотой своей возлюбленной куртизанки Кампаспы, попросил своего друга и придворного художника Апеллеса написать ее обнаженной. Художник, работая над портретом, влюбился в нее, после чего Александр, вникнув в ситуацию, «преподнес Апеллесу Кампаспу в дар, доказывая себе, что хотя он и огромный царь в отваге, но ещё больше велик в самообладании». Так описывает эту историю Плиний Старший.
Апеллес создал известную в древности картину, изображающую Венеру («Афродита Анадиомена»), рожденную из моря, и Плиний полагает, что как раз Кампаспа послужила моделью для этой Венеры (другие античные авторы называют, кроме того, Фрину). В 1960-м году раскопали неплохо сохранившуюся фреску в Помпеях, где изображен схожий сюжет с Венерой. Некоторые исследователи считают, что эта фреска может быть римской копией картины Апеллеса.


Купидон и Кампаспа


      Ей на лобзанья Купидон
      Проигрывал за коном кон:
      Он проиграл колчан и лук,
      Венеры голубей и цуг
      Своих веселых воробьев,
      Но дальше был играть готов;
      Поставил уст своих коралл
      И цвет ланит — и проиграл.
      Засим поставил свет чела —
      Его Кампаспа отняла.
      Глаза поставил, наконец —
      И Купидон теперь слепец.
      Любовь! Так поступив с тобой,
      Что сделает она со мной?

Джон Лили (английский драматург,
один из предшественников Шекспира)

Влюбленность Апеллеса к своей модели стал о источником вдохновения для художников и популярным сюжетом в живописи XVI-XIX веков, а само имя Кампаспа стало нарицательным.



Геракл на распутье


Геракл и кентавр Несс


Семья Дария перед Александром

Александр и Диоген


Великодушие Сципиона Африканского


Великодушие Сципиона Африканского


Великодушие Сципиона Африканского


Великодушие Сципиона Африканского

Картина «Воздержанность Сципиона Африканского» известна также под названием «Великодушие Сципиона Африканского». Сципион Африканский — римский полководец Второй Пунической войны, победитель Ганнибала. Этот сюжет был популярен в европейском искусстве начиная с эпохи Возрождения.
В 212 году Сципион предпринял нападение на Новый Карфаген в Испании. В городе римлянам досталась огромная добыча, знатные пленники и испанские заложники. Последних Сципион отпустил по домам без выкупа. Историк Тит Ливий рассказывает, что Сципион мог взять в наложницы оказавшуюся среди пленных самую прекрасную и знатную девушку города, но не воспользовался этим правом, а вернул ее коленопреклоненному жениху.



Юпитер и Антиопа

Пигмалион и Галатея

Смерть Клеопатры

Картины Риччи на библейские сюжеты:


Давид с головой Голиафа

Нахождение Моисея

Падение ангелов мятежных


Нахождение Моисея


Соломон поклоняется идолам


Вирсавия, 1720


Вирсавия, 1725


Сусанна и старцы


Моисей, защищающий дочерей Иофора


Мадонна со святыми


Поклонение волхвов


Вознесение Марии


Алтарь Святого
Григория

Освобождение Святого
Петра

Святые Фома Аквинский
и Пётр Мученик


Иеффай и
его дочь

Молитва в
Гефсиманском саду

Вручение младенца
Моисея