Портреты Россетти
Автопортрет, 1847
| Хант, Россетти, 1853
| Автопортрет, 1870
|
Россетти Данте Габриел (Dante Gabriel Rossetti) (1828–1882), английский художник и поэт.
Россетти родился 12 мая 1828 в Лондоне в Лондоне в семье покинувшего родину итальянского филолога Габриеля Россетти и Франчески Порлидори. Волею судьбы Россетти стал английским поэтом и художником. Поэтом замечательным, привнесшим в английский слог генетически заложенную в его прапамяти латинскую, итальянскую музыку сонетов Петрарки, Микеланджело, Данте Алигьери.
Габриэл Россетти, бывший хранитель Бурбонского музея в Неаполе, принадлежал к обществу карбонариев, принимавших участие в восстании 1820 года. В Лондоне Габриэл преподавал родной язык и литературу, будучи профессором итальянского языка в Королевском колледже. В свободное время он занимался составлением комментариев к Данте.
Мать, урожденная Мэри Полидори, была дочерью известного переводчика Мильтона. В семье царил культ Данте, именно в его честь и было дано имя сыну. Отец издает «Аналитический комментарий к «Божественной комедии». Свою страсть он передает детям. Старшая дочь, Мария Франческа, написала книгу «Тень Данте», младшая, Кристина, стала английской поэтессой, младший сын, Уильям Майкл, — литературным критиком и биографом брата. Сам Данте Габриэль уже в пять лет сочинил драму, в 13 — драматическую повесть, в 15 — его произведения уже печатают. Россетти перевел на английский язык «Новую жизнь» Данте, иллюстрировал эту поэму и неоднократно обращался к ней в своем творчестве — главной его темой была бессмертная любовь.
Будучи еще совсем юным, Данте Габриэл, словно предвосхищая свое будущее, написал:
Нас ежечасно перемены ждут:
Краснеет мак, а рядом первоцвет
Уж отцветает; был цветок — и нет...
Данте Габриел получил образование в различных лондонских художественных академиях. Разносторонне одаренный, по-итальянски темпераментный и по-английски мечтательный, он уже в 18-летнем возрасте стал главой «Братства прерафаэлитов», которые были по своей сути романтиками. Вместе с Хантом, Миллесом, видя слепое подражание старым образцам, он решил оставить академию и бросился к «исканию внутренней правды». «Искусство было чисто только до Рафаэля. Рафаэль сам был чист только в первую половину своей деятельности. Потом, когда он получил первые ватиканские заказы, он впал в манерничанье, создал стереотип, за которым устремились все остальные».
Трое молодых прерафаэлитов сознательно бросили вызов общепринятым взглядам; они создали манифест и опубликовали его в выпусках собственного издания, названного ими «Росток».
Чтобы воспроизвести манеру великих итальянских художников, творивших до Рафаэля, живописцы «Братства» делали скрупулезные этюды тонов с натуры, воспроизводя их как можно ярче и отчетливее, и писали свои картины на влажном белом грунте. Они увеличили размеры полотен, чтобы уместить человеческие фигуры и предметы в их натуральную величину.
Большое впечатление на прерафаэлитов произвело творчество вновь открытого ими Уильяма Блейка. Именно Россетти обнаружил в 1847 году в библиотеке Британского музея в Лондоне литографии забытого современниками художника и поэта. Самые значительные свои произведения Россетти создал под влиянием Блейка, его поэзии и мистической живописи.
В 1849 году Россетти выставил картину «Детство Богоматери». Его самое известное стихотворение «Благословенная отроковица» было напечатано в 1850 году в журнале прерафаэлитов «Росток».
Хотя Россетти зарабатывал живописью, более он известен как поэт. Поэзия и живопись дополняют друг друга: самые известные его полотна вдохновлены литературой, а лучшие стихи отличает изобразительность. Нередко, как это было с «Благословенной отроковицей», он разрабатывал ту же тему в стихах и на полотне, и сонеты озвучивали его портреты и картины.
Интерес Россетти к Средневековью и итальянской литературе отразился во многих живописных работах и в поэзии, а также предопределил тему его первой книги «Старые итальянские поэты», в которую входили переводы Данте, его предшественников и современников.
Россетти почти не касался острых проблем своего времени — общественных, политических, религиозных. Основная тема его стихов — любовь. Цикл из 101 сонета «Дом жизни», где преобладают мотивы юности, любви, недолговечности, обреченности и смерти, — одно из наиболее характерных для него произведений.
В 1850 году Россетти встретил Элизабет Сиддал, которая стала его ученицей, моделью, возлюбленной и главным источником его вдохновения. Но как-то он увидел Джейн Бурдон, влюбился в нее, а затем познакомил с Уильямом Моррисом, поэтом и критиком, который и женился на Джейн в 1859 году.
Россетти вернулся к Элизабет Сиддал. Меланхоличная и больная туберкулёзом, она умерла через два года от передозировки опия. Россетти в припадке вины и печали захоронил вместе с ней рукопись всех своих стихотворений. Позже он разрешил провести эксгумацию тела Элизабет и восстановил стихи. Сильное чувство к жене, определило изображение женских фигур на полотнах — длинная линия шеи, длинные волосы, томная красота. Лишь впоследствии он стал отдавать предпочтение более чувственным и пышным женским формам.
Необычная внешность Элизабет привлекала многих единомышленников, сознательно избегавших профессиональных натурщиц, её черты стали каноном женской красоты.
Под аркой жизни, где любовь и смерть,
Ужас и тайна стерегут ее святилище, я увидел
Красоту, восседавшую на троне... —
писал Данте Габриэль Россетти, обращаясь к красоте, музе, которая вдохновляла его искусство с раннего периода великолепия и блеска вплоть до последних лет упадка.
После смерти Элизабет Россетти стал вести замкнутый образ жизни. Поселившись в замке Тюдор-Хаус неподалеку от Челси, он окружил себя экзотическими животными и птицами. Он стал пить и употреблять кокаин, но при этом написал волшебные картины «Благословенная Беата» и «Сон Данте» (памятники ушедшей возлюбленной). Художник не являлся ни на каких выставках, позволяя любоваться своими работами лишь друзьям и немногим избранным.
Россетти принес в английское искусство ранее ему не свойственное — тонкое и изысканное. Платоническую любовь итальянского поэта эпохи Возрождения к небесному женскому образу... Любовь Петрарки к Лауре, Данте к Беатриче, Микеланджело к Виттории Колонна...
Остаток жизни Россетти провел затворником. Две его последние книги «Стихотворения» и «Баллады и сонеты» вышли в 1881 году.
Умер Россетти в Берчингтоне 9 апреля 1882 года. Полная выставка произведений была показана лишь спустя два месяца после его смерти и имела грандиозный успех.
Картины Россетти на мифологические и античные сюжеты:
Пандора, этюд, 1869
| Пандора
| Елена Троянская
|
Морская сирена
| Прозерпина, 1874
| Венера Милостивая, 1868
|
Картины Россетти на библейские сюжеты:
Благовещение, 1850
| Благословение, 1878
| Детство Богоматери, 1849
|
Святая Екатерина
| Триптих, Давид, 1858
| Рождественский гимн
|
Картины Россетти на сюжеты легенд и литературу:
Последняя встреча Ланселота и Джиневры, 1854
| Паоло и Франческа, 1855
|
Встреча Беатриче и Данте на свадьбе, 1855
| Видение Данте около умершей Беатриче, 1871
|
Первая годовщина смерти Беатриче, 1854
| Прославление Беатриче, 1859
|
Встреча Данте и Беатриче в раю, 1854
| Любовь Данте, 1859
| Видение Данте (Рахиль и Лия), 1855
|
Святой Георгий и принцесса Сабра, 1862
| Свадьба Святого Георгия и принцессы Сабры, 1857
| Святой Грааль, 1857
|
Перед битвой, 1858
| Синий кабинет, 1856
| Сирийская Астарта 1877
|
Морское заклинание, 1877
| Жанна д'Арк, 1863
| Сибилла Пальмифелла, 1870
|
Возвращение Тибулла к Делии, 1868
|
Сэр Галахад, сэр Борс и сэр Персеваль накормлены Святым Граалем
|
Сэр Галахад у разрушенной часовни, 1859
|
Священные лилии, 1874
| Рисование на песке, 1859
| Нашлась, 1854
|
Женские портреты Россетти:
Монна Ванна, 1866
| Ghirlandata
| Regine di cuori, 1866
|
Вероника Веронезе, 1872
| Любимая, 1866
| Нежность, 1865
|
Огонь, 1870
| Грезы, 1880
| Марианна, 1870
|
Джейн Моррис (жена Уильяма Морриса, поэта и дизайнера) некоторое время была музой Россетти.
Джейн родилась в Оксфорде. Отец ее работал конюхом, а мать была неграмотной. О ее детстве известно очень мало, однако ясно, что оно прошло в бедности и лишениях.
В октябре 1857 года Джейн со сестрой пошла на выступление театральной труппы Драри-Лейн, где ее заметили художники Данте Габриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс (они писали фрески в Оксфордском союзе по мотивам Артуровского цикла). Они были поражены её красотой и уговорили позировать. Сначала Джейн позировала Россетти, которому нужна была модель для королевы
(на фреске), потом она позировала Моррису для картины «Прекрасная Изольда», Моррис также использовал Джейн для своего варианта образа Гвиневры. В этот период Моррис влюбился в Джейн и они поженились.
До замужества Джейн была крайне малообразованна, так как родители скорее всего предполагали для неё карьеру прислуги. После обручения, она начала брать частные уроки. Её острый ум позволил ей в сущности создать себя заново. Она была ненасытным читателем, выучила французский и позже итальянский языки в совершенстве, стала искусной пианисткой и овладела классическим репертуаром. Её манеры и речь настолько преобразились, что современники характеризовали её как «царственную» особу. Позже она не испытывала трудностей, вращаясь в высшем английском обществе и, возможно, послужила прообразом миссис Хиггинс из пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион».
Данте Габриэль Россетти находил в Джейн фатально притягательное сочетание красоты и ума. Во многих его женских портретах есть что-то от Джейн. Если посмотреть на ее фото, то сразу становится ясно, что художник значительно прибавил ей гламура. На всех его картинах она серьёзна и загадочна. Она кажется тихой и созерцательной. Женщина — тайна. Возможно она была тайной и для самого Россетти.
Художник имел с ней добрые отношения (без близости). Тема неразделенной любви в викторианскую эпоху была в моде (Петрарка и Лаура, Данте и Беатриче).
Не только Россетти видел в Джейн ангельскую красоту, выше приведены картина Бёрн-Джонса «Обман Мерлина» (обманывает Джейн) и картина ее мужа Уильяма Морриса «Королева Гвиневра».
Дама печали
| Женщина в окне
| Пиа Толомеи
|
После поцелуя, 1859
|
Чудесные руки, 1875
|
Благословенная Беата, 1870
|
Беседка на лугу, 1872
| Видение Фьяметты, 1878
| Аурелия, 1873
|
Водная ива, 1871
| Женщина в зеленом платье
| Кубок любви, 1867
|
Лилит, 1868
| Утренняя музыка, 1864
| Синяя беседка, 1865
|
В 1850 году Россетти знакомится с молоденькой модисткой Элизабет Сиддал. С этого момента воображение художника питают лишь лавроносный профиль обожаемого им Данте и мистически чувственный образ Элизабет. В других моделях он не нуждался. Остается удивляться, как метко судьба послала ему женщину с такой внешностью. В ее облике словно концентрировалось эстетическая программа прерафаэлитов.
Элизабет была красива... до ужаса. Что следует понимать буквально. Ее густые и пышные волосы обладали тем золотисто-красным оттенком, что любили венецианские живописцы. Двумя тяжелыми крыльями волосы опускались на спину, завиваясь крупными, светлеющими на концах локонами. Взор ангела или... Медузы Горгоны. Четко вылепленные черты лица с необыкновенно выразительным ртом. Красные, как гранат, резко очерченные губы... Что-то беспощадное и жадно чувственное выражалось в линии этих губ. Элизабет была живым воплощением сладкой и губительной страсти.
Тайный брак Россетти и Элизабет длился семь лет. В 1857 году они обручились, а спустя три года официально поженились. Но не проходит и двух лет после свадьбы, как Элизабет умирает.
Данте Габриэль Россетти потерял жену, но не расстался со своей музой. Фактически он повторяет судьбу боготворимого им Данте, посвятившего творчество Беатриче. Художник продолжает писать Элизабет, так же, как и прежде.
Не разграничивавший поэзию и живопись, жизнь и искусство Россетти, хороня Элизабет, кладет в гроб готовившуюся к изданию рукопись стихов. Почти восемь лет его друзья и почитатели добиваются от него издания именно этой рукописи. Наконец, он дает разрешение на вскрытие могилы. За эксцентричным сюжетом следит вся Англия. Сборник расходится в десять дней, затем выдерживает еще шесть изданий.
Россетти пережил свою жену на долгих двадцать лет. Полная выставка произведений была показана лишь спустя два месяца после его смерти и имела грандиозный успех.
|