СОШ 8 Подольск, творчество Рубенса
главная страница






Автопортреты Питера Рубенса


Автопортрет, 1630

Автопортрет, 1639

Рубенс Питер Пауль (Peter Paul Rubens) (1577-1640), фламандский живописец, глава фламандской школы живописи эпохи барокко, архитектор, государственный деятель и дипломат.
С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. В 1600-1608 годах Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций.
Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции «Водружение Креста» и «Снятие со Креста» отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. В них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций («Автопортрет с Изабеллой Брант»), отличающихся любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, изысканным колоритом.
В 1612-1620 годах складывается зрелый стиль Рубенса. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, он трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Фигуры людей, античных божеств, животных, изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в его картинах в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой. Со страстным «языческим» жизнелюбием Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия («Союз Земли и Воды», «Похищение дочерей Левкиппа»).
К концу 1610-х годов Рубенс получил широкое признание. Мастерская художника, в которой работали такие крупные живописцы, как ван Дейк, Йорданс, Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные композиции, в том числе цикл картин «История Марии Медичи» для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
Около 1611-1618 годах Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене.
Существенное место в творчестве Рубенс занял пейзаж: ландшафты с гнущимися по ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелеными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами, идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами.
В 1626, потеряв свою первую жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью, посетил Англию и Испанию, где познакомился с живописью Тициана, работами испанских мастеров.
В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент («Шубка»), иногда в образе мифологических и библейских персонажей («Вирсавия»), сцены деревенских празднеств, исполненные грубоватого реализма и бурной жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Брейгеля Старшего.
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника — «Елена Фаурмент с детьми», «Три грации», «Вакх». Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, мягкостью и легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса.
Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на художников XVIII-XIX веков (Ватто, Фрагонара, Делакруа, Ренуара ...).

Картины Рубенса на мифологические и античные сюжеты:


Суд Париса, 1625

Суд Париса, 1636


Суд Париса, 1639


Леда с лебедем


Зевс и Каллисто, 1613


Диана и Каллисто


Диана и Каллисто


Венера, Амур, Бахус и Церера


Диана, возвращающаяся с охоты


Происхождение Млечного Пути


Церера и Пан


Гера и Аргус, 1611


Геракл на распутье


Пан и Сиринга, 1619


Одисей на острове феаков, 1630


Нептун, 1635


Похищение Персефоны, 1619


Битва амазонок и греков, 1618


Сражение aмазонок, 1600


Эней и его семья бегут из Трои


Падение Фаэтона, 1605


Ахилл при дворе Ликомеда


Ахилл при дворе Ликомеда


Медуза Горгона


Орфей и Эвридика


Нимфы и Сатиры, 1603


Нимфы, преследуемые фавнами, 1638


Каледонская охота на кабана, 1613


Марс, разоружаемый Венерой


Нахождение младенца Эрихтония


Фруктовый венец


Марс и Рея Сильвия


Ромул и Рем, 1614

Ромул — в мифах древних римлян основатель Рима.
Амулий (потомок Энея) насильно отдал свою племянницу Рею Сильвию в весталки. Весталка — жрица храма Весты, римской богини огня, который горит в очаге. Одной из обязанностей весталки было хранить алтарный огонь в храме. Они присягали блюсти строжайший обет целомудрия; нарушение обета каралось погребением заживо.
Когда Рея Сильвия родила Ромула и Рема, то объяснила свою беременность тем, что была изнасилована Марсом, богом войны. Амулий приказал убить ослушницу, а близнецов Ромула и Рема бросить в реку Тибр.
Марс спас близнецов, и их взрастила волчица, а также дятел, который охранял их и приносил им пищу. Приближается пастух Фавстул, который обнаружил их, а затем воспитывал. Рядом, бог реки Тибр.
Когда дети выросли, они узнали свою историю и убили Амулия и решили основать новый город. Братьям, ожидавшим необходимого для начала всякого дела знака воли богов, явились коршуны: шесть — Рему и двенадцать — Ромулу, что предвещало двенадцать веков существования города. Первым стал Ромул. Рем, завидуя брату, стал насмехаться и, в разгоревшейся ссоре, был убит. Городу Ромул дал своё имя и стал его первым царём.



Персей и Андромеда, 1620


Персей и Андромеда


Андромеда

Персей и Андромеда

Геракл у Омфалы

Сатурн


Сатурн, пожирающий своего сына

Три грации


Три грации, 1615


Три грации, 1641


Праздник Венеры, 1630


Сатир и девушка


Купание Дианы


Церера и две нимфы


Похищение Деяниры


Купидон


Меркурий, Аргус и Ио


Гермес


Меркурий, Аргус и Ио


Венера и Адонис


Венера и Адонис


Венера и Адонис


Холодная Венера,
1614


Венера перед
зеркалом, 1608


Венера в
меховом манто, 1633


Венера перед
зеркалом, 1615


Прометей, 1611

Похищение Ганимеда, 1611

Похищение Ганимеда

Статуя Цереры, 1615


Диана со свитой, 1615

Диана и нимфы на охоте

Амур и Психея

Фортуна


Вулкан


Похищение дочерей Левкиппа


Триумф Марса, 1616


Гигеия, богиня здоровья


Фетида погружает
Ахилла в воды Стикса


Геро и Леандр, 1605



Обучение Ахилла

Аллегорические картины Питера Рубенса:


Аллегория благословенного мира, 1629

Триумф победы, 1614


Последствия войны, 1638


Четыре континента, 1620


Счастье регентства,
1623


Представление Генриху IV
портрета Марии Медичи


Союз Земли и Воды,
1618


Обучение Марии Медичи,
1622


Совет богов

Картины Питера Рубенса на библейские сюжеты:


Самсон и Далила, 1609

На картине запечатлён библейский эпизод, в котором Самсон засыпает на руках у Далилы.
Подвиги Самсона описаны в библейской Книге Судей. Он происходил из колена Дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян. Самсон решил отомстить поработителям и совершил множество их избиений. Будучи посвящен Богу в качестве назорея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества. Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле (в русской традиции Далида), обещавшей за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать этот секрет. «И усыпила его [Далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его...» Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу.
Рубенс использует библейских героев как исторических персонажей, не придавая им религиозного смысла. Основная сцена картины состоит из из четырёх ярко освещённых лиц. Мускулистый Самсон уснул на коленях у Далилы, которая смотрит, как пришедший филистимлянин обрезает ему волосы — источник силы Самсона. Четвёртое действующее лицо — старуха-сводница. Красное платье Далилы символизирует страсть и последующие кровавые события. Помимо изображения основного эпизода, Рубенс намекает на то, что должно произойти с Самсоном дальше. Так, в дверях видны солдаты с орудиями для ослепления.
В нише на заднем плане видна статуя римской богини любви Венеры с Купидоном, наклон головы которой повторяет позу Далилы.



Пленение Самсона

Давид и Голмаф, 1616

Лот с семьёй покидает Содом, 1615


Адам и Ева, 1612

Музицирующие ангелы, 1628


Вирсавия, 1635

Юдифь

Сусанна и старцы, 1610

Сусанна и старцы, 1608


Благовещение, 1609

Благовещение, 1628

Дева Мария, 1628

Поклонение пастухов


Поклонение волхвов, 1624

Поклонение волхвов, 1619

Поклонение волхвов, 1629


Мадонна на троне
со Святыми, 1628


Мадонна в гирлянде
цветов, 1620


Мадонна с младенцем
и Святыми, 1604


Святое семейство,
1616

Мадонна в умилении
перед младенцем

Мадонна с младенцем,
1624

Святое семейство
со Святой Анной, 1628


Распятие, 1620

Тайная вечеря, 1632

Распятие, 1620


Вознесение Марии, 1620


Алтарь, 1624


Вознесение Марии, 1626


Голгофа, Поднятие креста, 1610

Голгофа, Снятие с креста, 1614


Пьета, 1602

Мученичество Святой Екатерины

Святой Георгий, 1607


Оплакивание Христа


Оплакивание Христа

Портреты Питера Рубенса:


Молодой Людовик XIII,
1623


Анна Австрийская,
королева Франции, мать
короля Людовика XIV

Анна Австрийская,
королева Франции, мать
короля Людовика XIV


Мария Серра
Паллавичино, 1606

Маркиза Бригитта
Спинола Дориа, 1606

Девушка с флажком,
1613

Портрет женщины,
1608


Портрет с
Изабеллой Брант, 1610


Портрет женщины
с белокурыми волосами


Женщина перед
зеркалом, 1640


Портрет дамы в шляпе
с пером страуса, 1625


Елена Фоурмент,
1630


Елена Фоурмен
в свадебном платье


Елена Фоурмент,
1631


Елена Фоурмент,
1639


Елена Фоурмент
с сыном, 1635


Рубенс, его жена
и их сын, 1639


Альберт и Николас,
дети Рубенса, 1626


Елена Фоурмент
с детьми


Герцог
Бургундский, 1618


Герцог
Лерма, 1603


Герцог
Бекингемского, 1625


Ян Гаспар
Гевартиус, 1628


Четыре философа, 1602


Голова ребенка, 1618


Дебора Кип с детьми, 1630


Портрет камеристки, 1625

Портрет придворной дамы, камеристки инфанты Изабеллы, проникнут той теплотой чувства, которую можно найти лишь в лучших портретах членов семьи художника. Костюм подчеркивает ее принадлежность к высшему обществу. Широкий крахмальный воротник образует вокруг нее ореол, напоминающий нимб святых. Белые кружева в разрезе декольте следуют стремительному движению и включают в него тонкую золотую цепочку. Благодаря такому костюму юная камеристка выглядит взросло, приобретая торжественное степенство придворной дамы. Ее внешний облик преисполнен сдержанного спокойствия и достоинства. Мастерство художника сказалось и в том, что в парадном портрете придворной дамы он сумел сохранить наивную чистоту молодости.
Изумительно лицо девушки. Вглядываясь в портрет, мы замечаем, как прозрачны ее серые, широко раскрытые глаза, нежная розовая кожа и губы. Не менее прозрачны и золотистые волосы на темном коричневом фоне. Интересна и композиция картины. Она вписана в излюбленный мастером правильный треугольник, сумму двух прямоугольников золотого сечения. При этом фигура камеристки расположена в нем с таким расчетом, что ее блестящие серые глаза рассекают картину по золотому сечению.

Другие картины Питера Рубенса:


Пейзаж с радугой, 1636

Дорога на рынок


Охота на лису и волка


Охота на льва, 1616


Охота на гиппопотама, 1618


Охота на тигров и львов, 1618


Танцы крестьян


Голова Кира доставлена королеве Томирис, 1622


Бракосочетание
Марии Медичи

Торжество Генриха IV,
1623

Мария Медичи
становится регентшей


Мария Медичи в
образе Беллоны, 1623

Взятие герцогства
Юлих, 1622

Агриппина и
Германик, 1624

Ночная история,
1616