
Автопортреты Питера Рубенса
 Автопортрет, 1630
|  Автопортрет, 1639
|
Рубенс Питер Пауль (Peter Paul Rubens) (1577-1640), фламандский живописец, глава фламандской школы живописи эпохи барокко, архитектор, государственный деятель и дипломат.
С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. В 1600-1608 годах Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций. Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции «Водружение Креста» и «Снятие со Креста» отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. В них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций («Автопортрет с Изабеллой Брант»), отличающихся любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, изысканным колоритом.
В 1612-1620 годах складывается зрелый стиль Рубенса. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, он трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Фигуры людей, античных божеств, животных, изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в его картинах в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой. Со страстным «языческим» жизнелюбием Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия («Союз Земли и Воды», «Похищение дочерей Левкиппа»).
К концу 1610-х годов Рубенс получил широкое признание. Мастерская художника, в которой работали такие крупные живописцы, как ван Дейк, Йорданс, Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные композиции, в том числе цикл картин «История Марии Медичи» для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
Около 1611-1618 годах Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене.
Существенное место в творчестве Рубенс занял пейзаж: ландшафты с гнущимися по ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелеными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами, идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами.
В 1626, потеряв свою первую жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью, посетил Англию и Испанию, где познакомился с живописью Тициана, работами испанских мастеров.
В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент («Шубка»), иногда в образе мифологических и библейских персонажей («Вирсавия»), сцены деревенских празднеств, исполненные грубоватого реализма и бурной жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Брейгеля Старшего.
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника — «Елена Фаурмент с детьми», «Три грации», «Вакх». Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, мягкостью и легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса.
Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на художников XVIII-XIX веков (Ватто, Фрагонара, Делакруа, Ренуара ...).
Картины Рубенса на мифологические и античные сюжеты:
 Суд Париса, 1625
|  Суд Париса, 1636
|
 Суд Париса, 1639
|
 Леда с лебедем
|
 Зевс и Каллисто, 1613
|
 Диана и Каллисто
|
 Диана и Каллисто
|
 Венера, Амур, Бахус и Церера
|
 Диана, возвращающаяся с охоты
|
 Происхождение Млечного Пути
|
 Церера и Пан
|
 Гера и Аргус, 1611
|
 Геракл на распутье
|
 Пан и Сиринга, 1619
|
 Одисей на острове феаков, 1630
|
 Нептун, 1635
|
 Похищение Персефоны, 1619
|
 Битва амазонок и греков, 1618
|
 Сражение aмазонок, 1600
|
 Эней и его семья бегут из Трои
|
 Падение Фаэтона, 1605
|
 Ахилл при дворе Ликомеда
|
 Ахилл при дворе Ликомеда
|
 Медуза Горгона
|
 Орфей и Эвридика
|
 Нимфы и Сатиры, 1603
|
 Нимфы, преследуемые фавнами, 1638
|
 Каледонская охота на кабана, 1613
|
 Марс, разоружаемый Венерой
|
 Нахождение младенца Эрихтония
|
 Фруктовый венец
|
 Марс и Рея Сильвия
|
 Ромул и Рем, 1614
|
Ромул — в мифах древних римлян основатель Рима.
Амулий (потомок Энея) насильно отдал свою племянницу Рею Сильвию в весталки. Весталка — жрица храма Весты, римской богини огня, который горит в очаге. Одной из обязанностей весталки было хранить алтарный огонь в храме. Они присягали блюсти строжайший обет целомудрия; нарушение обета каралось погребением заживо.
Когда Рея Сильвия родила Ромула и Рема, то объяснила свою беременность тем, что была изнасилована Марсом, богом войны. Амулий приказал убить ослушницу, а близнецов Ромула и Рема бросить в реку Тибр.
Марс спас близнецов, и их взрастила волчица, а также дятел, который охранял их и приносил им пищу. Приближается пастух Фавстул, который обнаружил их, а затем воспитывал. Рядом, бог реки Тибр.
Когда дети выросли, они узнали свою историю и убили Амулия и решили основать новый город. Братьям, ожидавшим необходимого для начала всякого дела знака воли богов, явились коршуны: шесть — Рему и двенадцать — Ромулу, что предвещало двенадцать веков существования города.
Первым стал Ромул. Рем, завидуя брату, стал насмехаться и, в разгоревшейся ссоре, был убит. Городу Ромул дал своё имя и стал его первым царём.
 Персей и Андромеда, 1620
|
 Персей и Андромеда
|
 Андромеда
|  Персей и Андромеда
|  Геракл у Омфалы
|  Сатурн
|
 Сатурн, пожирающий своего сына
|
 Три грации
|
 Три грации, 1615
|
 Три грации, 1641
|
 Праздник Венеры, 1630
|
 Сатир и девушка
|
 Купание Дианы
|
 Церера и две нимфы
|
 Похищение Деяниры
|
 Купидон
|
 Меркурий, Аргус и Ио
|
 Гермес
|
 Меркурий, Аргус и Ио
|
 Венера и Адонис
|
 Венера и Адонис
|
 Венера и Адонис
|
 Холодная Венера, 1614
|
 Венера перед зеркалом, 1608
|
 Венера в меховом манто, 1633
|
 Венера перед зеркалом, 1615
|
 Прометей, 1611
|  Похищение Ганимеда, 1611
|  Похищение Ганимеда
|  Статуя Цереры, 1615
|
 Диана со свитой, 1615
|  Диана и нимфы на охоте
|  Амур и Психея
|  Фортуна
|
 Вулкан
|
 Похищение дочерей Левкиппа
|
 Триумф Марса, 1616
|
 Гигеия, богиня здоровья
|
 Фетида погружает Ахилла в воды Стикса
|
 Геро и Леандр, 1605
|
 Обучение Ахилла
|
Аллегорические картины Питера Рубенса:
 Аллегория благословенного мира, 1629
|  Триумф победы, 1614
|
 Последствия войны, 1638
|
 Четыре континента, 1620
|
 Счастье регентства, 1623
|
 Представление Генриху IV портрета Марии Медичи
|
 Союз Земли и Воды, 1618
|
 Обучение Марии Медичи, 1622
|
Совет богов
Картины Питера Рубенса на библейские сюжеты:
 Самсон и Далила, 1609
На картине запечатлён библейский эпизод, в котором Самсон засыпает на руках у Далилы.
Подвиги Самсона описаны в библейской Книге Судей. Он происходил из колена Дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян. Самсон решил отомстить поработителям и совершил множество их избиений. Будучи посвящен Богу в качестве назорея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества. Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле (в русской традиции Далида), обещавшей за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать этот секрет. «И усыпила его [Далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его...» Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу.
Рубенс использует библейских героев как исторических персонажей, не придавая им религиозного смысла. Основная сцена картины состоит из из четырёх ярко освещённых лиц. Мускулистый Самсон уснул на коленях у Далилы, которая смотрит, как пришедший филистимлянин обрезает ему волосы — источник силы Самсона. Четвёртое действующее лицо — старуха-сводница. Красное платье Далилы символизирует страсть и последующие кровавые события. Помимо изображения основного эпизода, Рубенс намекает на то, что должно произойти с Самсоном дальше. Так, в дверях видны солдаты с орудиями для ослепления.
В нише на заднем плане видна статуя римской богини любви Венеры с Купидоном, наклон головы которой повторяет позу Далилы.
 Пленение Самсона
|  Давид и Голмаф, 1616
|  Лот с семьёй покидает Содом, 1615
|
 Адам и Ева, 1612
|  Музицирующие ангелы, 1628
|
 Вирсавия, 1635
|  Юдифь
|  Сусанна и старцы, 1610
|  Сусанна и старцы, 1608
|
 Благовещение, 1609
|  Благовещение, 1628
|  Дева Мария, 1628
|  Поклонение пастухов
|
 Поклонение волхвов, 1624
|  Поклонение волхвов, 1619
|  Поклонение волхвов, 1629
|
 Мадонна на троне со Святыми, 1628
|
 Мадонна в гирлянде цветов, 1620
|
 Мадонна с младенцем и Святыми, 1604
|
 Святое семейство, 1616
|  Мадонна в умилении перед младенцем
|  Мадонна с младенцем, 1624
|  Святое семейство со Святой Анной, 1628
|
 Распятие, 1620
|  Тайная вечеря, 1632
|  Распятие, 1620
|
 Вознесение Марии, 1620
|
 Алтарь, 1624
|
 Вознесение Марии, 1626
|
 Голгофа, Поднятие креста, 1610
|  Голгофа, Снятие с креста, 1614
|
 Пьета, 1602
|  Мученичество Святой Екатерины
|  Святой Георгий, 1607
|
 Оплакивание Христа
|
 Оплакивание Христа
|
Портреты Питера Рубенса:
Молодой Людовик XIII, 1623
|
Анна Австрийская, королева Франции, мать короля Людовика XIV
|
Анна Австрийская, королева Франции, мать короля Людовика XIV
|
 Мария Серра Паллавичино, 1606
|  Маркиза Бригитта Спинола Дориа, 1606
|  Девушка с флажком, 1613
|  Портрет женщины, 1608
|
 Портрет с Изабеллой Брант, 1610
|
 Портрет женщины с белокурыми волосами
|
 Женщина перед зеркалом, 1640
|
 Портрет дамы в шляпе с пером страуса, 1625
|
 Елена Фоурмент, 1630
|
 Елена Фоурмен в свадебном платье
|
 Елена Фоурмент, 1631
|
 Елена Фоурмент, 1639
|
 Елена Фоурмент с сыном, 1635
|
 Рубенс, его жена и их сын, 1639
|
 Альберт и Николас, дети Рубенса, 1626
|
 Елена Фоурмент с детьми
|
 Герцог Бургундский, 1618
|
 Герцог Лерма, 1603
|
 Герцог Бекингемского, 1625
|
 Ян Гаспар Гевартиус, 1628
|
 Четыре философа, 1602
|
 Голова ребенка, 1618
|
 Дебора Кип с детьми, 1630
|
 Портрет камеристки, 1625
|
Портрет придворной дамы, камеристки инфанты Изабеллы, проникнут той теплотой чувства, которую можно найти лишь в лучших портретах членов семьи художника. Костюм подчеркивает ее принадлежность к высшему обществу. Широкий крахмальный воротник образует вокруг нее ореол, напоминающий нимб святых. Белые кружева в разрезе декольте следуют стремительному движению и включают в него тонкую золотую цепочку. Благодаря такому костюму юная камеристка выглядит взросло, приобретая торжественное степенство придворной дамы. Ее внешний облик преисполнен сдержанного спокойствия и достоинства. Мастерство художника сказалось и в том, что в парадном портрете придворной дамы он сумел сохранить наивную чистоту молодости.
Изумительно лицо девушки. Вглядываясь в портрет, мы замечаем, как прозрачны ее серые, широко раскрытые глаза, нежная розовая кожа и губы. Не менее прозрачны и золотистые волосы на темном коричневом фоне. Интересна и композиция картины. Она вписана в излюбленный мастером правильный треугольник, сумму двух прямоугольников золотого сечения. При этом фигура камеристки расположена в нем с таким расчетом, что ее блестящие серые глаза рассекают картину по золотому сечению.
Другие картины Питера Рубенса:
 Пейзаж с радугой, 1636
|  Дорога на рынок
|
 Охота на лису и волка
|
 Охота на льва, 1616
|
 Охота на гиппопотама, 1618
|
 Охота на тигров и львов, 1618
|
 Танцы крестьян
|
 Голова Кира доставлена королеве Томирис, 1622
|
 Бракосочетание Марии Медичи
|  Торжество Генриха IV, 1623
|  Мария Медичи становится регентшей
|
 Мария Медичи в образе Беллоны, 1623
|  Взятие герцогства Юлих, 1622
|  Агриппина и Германик, 1624
|  Ночная история, 1616
|
|