СОШ 8 Подольск, творчество Семирадского
главная страница






Автопортрет и фото Семирадского


Семирадский Генрих Ипполитович (Henryk Siemiradzki) (1843-1902), кандидат физико-математических наук, российский живописец, представитель академизма.
Родился в семье полкового врача-поляка. Детство и юность провел в Харькове. Первые навыки в живописи получил в местной гимназии. В 1860 году по настоянию отца поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет.
Спустя четыре года будущий певец античной красоты получил степень кандидата за «рассуждение» на тему «Об инстинктах насекомых». И тут же уехал в Петербург, где определился вольно-приходящим в Императорскую Академию художеств. Вскоре, показав блестящие успехи, Семирадский сумел стать учеником Академии. В течение четырех лет он был награжден пятью серебряными медалями и несколькими денежными премиями. В 1868 году, за написанную по конкурсной программе картину: «Диоген разбивает свою чашу», была присуждена ему малая золотая медаль, а через два года после того, за исполнение другой программы, «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу» (находится в музее академии), большая золотая медаль и звание художника 1 степени с правом на шестилетнее пребывание за границей.
Семирадский отправился в Мюнхен — второй после Парижа художественный центр Европы. Здесь он написал первое свое крупное произведение — «Римскую оргию блестящих времен цезаризма». Картина имела успех, ее приобрела Петербургская Академия художеств, что позволило художнику переехать в Италию. В Риме, где все живет и дышит искусством, воспоминаниями об античности, он остался на долгие годы и в России бывал лишь изредка.
И все же Петербургская Академия художеств присвоила живописцу все возможные звания (причем заочно), он получал большие официальные заказы. На всемирных выставках его работы представляли русскую школу живописи. Однако искусство Семирадского невозможно отнести к какой-либо национальной художественной школе, оно интернационально. Сам же художник — один из ярчайших представителей позднего европейского академизма.
Круг излюбленных сюжетов Семирадского был достаточно узок. Это евангельские сюжеты, эпизоды античной истории и сцены из повседневной жизни античных времен — популярный в конце XIX века античный жанр.
Картина «Христос и грешница» (1872) принесла художнику шумный успех и всеевропейскую известность. В ней хорошо видны основные особенности его искусства: композиция в целом весьма эффектна, однако фигуры сами по себе банальны и малоинтересны как по характерам, так и по живописи. Важен пейзаж, помогающий создать общее впечатление...
В другой картине «Христос в доме Марфы и Марии» (1886) пейзаж уже главенствует. А лучшая картина художника на евангельскую тему «Христос и самаритянка» (1890) почти совсем лишена повествовательности. Это пронизанный солнцем пейзаж, в который мастерски вписаны фигуры Христа и женщины у колодца.
Гигантская картина «Светочи христианства. Факелы Нерона» (1876) официально завершила пенсионерство Семирадского. На ней изображен эпизод гонения на христиан (1 век до нашей эры). Император Нерон с приближенными наблюдают, как слуги зажигают огромные факелы, в которые превращены опутанные паклей и обмазанные смолой христианские мученики.
Картина принесла Семирадскому академическое звание профессора и Гран-при на Всемирной выставке в Париже, однако продать он ее не смог и подарил Краковскому музею. Французское правительство наградило его кавалерским орденом Почетного легиона; тогда же он получил дипломы на звание члена от берлинской, стокгольмской и римской академий, флорентийская же академия оказала ему честь просьбой прислать ей собственной работы его портрет, для исторического собрания портретов знаменитых художников в галерее Уффици.
Пользовались успехом и другие работы художника: монументальные росписи в храме Христа Спасителя в Москве, картины для Исторического музея. В перерывах между исполнением больших полотен Семирадский писал многочисленные «античные жанры»: «По примеру богов» (1879), «Танец среди мечей» (1881), «Песня рабыни» (1884)... На фоне прекрасной природы показана жизнь, какой, вероятно, никогда не было в действительности. Жизнь-мечта...
До конца своих дней Семирадский продолжал активно трудиться. Писал монументальные произведения для любимой Польши (для театров в Кракове, Львове и для Варшавской филармонии). Семирадский был отзывчив на нужды других. Материально помогал молодым польским художникам, искал мастерские для пенсионеров Академии художеств в Италии.
Умер Семирадский в 1902 году. Похоронен в Варшаве, но годом позже останки художника перевезли в Краков и перезахоронили в костеле «На Скалке», где покоятся знаменитые поляки.

Картины Семирадского на мифологические и античные сюжеты:


Фрина на празднике Посейдона в Элевсине, 1889

Кульминацией творческой деятельности Семирадского стала прославленная «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» (1889). Это не просто огромная (только на переднем плане более 30 фигур в натуральную величину) картина, это программа, своего рода художественный манифест Семирадского.
Представлен реальный исторический эпизод. В Элевсине на празднике Посейдона греческая красавица гетера Фрина на мгновение сбросила одежды и предстала перед народом как земное воплощение богини любви и красоты Афродиты (позже Фрину привлекли к суду за «оскорбление богов»).
Явление, откровение красоты в мире было вожделенной целью и задачей всего творчества Семирадского. Наконец найден сюжет, найден безошибочно. Что же получилось?
Вот мнение Ильи Репина: «Большая картина... несмотря на всю академическую риторику, производит «веселое» впечатление. Море, солнце, горы так влекут глаз и доставляют наслаждение; а храмы, а платан посредине; право, ни один пейзажист в мире не написал такого красивого дерева. Лица и фигуры меня не радуют, но они не портят впечатления».
И все же «Фрина...» почиталась среди современников бесспорным шедевром.



Суд Париса


Наяды

Нимфа

Красота и любовь

Двое у сфинкса


Песня рабыни


Римлянка


Диана и Актеон


У водоема


Диоген,
разбивающий чашу


Жанна
д’Арк


Будущие жертвы
Колизея


Гречанка
у источника


Орфей в подземном мире


Праздник Вакха


Танец среди мечей


Опасный урок


Талисман


По примеру богов


Римская оргия блестящих времен цезаризма


Факелы Нерона, Сожжение христиан


Сократ застает ученика Алкивиада у гетеры


Вдохновение Гомера


Девушки на террасе у бюста Гомера


Рим, деревня


У источника


Отдых


У источника


Ловля рыбы


Игра в кости


Маленький Орфей


Женщина или ваза


Александр Македонский и врач Филипп


Эскиз для занавеса в Краковском театре

Занавес Львовской Оперы

Одна из последних картин художника — Занавес Львовского оперного театра. Первый раз он опустился над сценой 13 января 1901 года. Очень часто в путеводителях встречается название «Музы на Парнасе». Но это не совсем так. На занавесе изображены не музы, а аллегорические фигуры. Автор так объясняет его содержание.
«Содержание завесы:
Творчество, Жизнь, Театр составляют символическую триаду сюжета.
У подножья горы Парнас на фоне храма Аполлона, бога поэзии и искусств, изображена центральная фигура Вдохновения в виде Пифии в момент пророчества. Рядом стремится ввысь окрыленная Фантазия, которая образовывается из таинственных испарений, выныривающих из глубин земли. По другую сторону дельфийского треножника, на котором сидит Пифия, стоит Разум в доспехах Миневры с весами в руке — символом равновесия. Он дополняет и уравновешивает Фантазию в акте сознательного творчества. Справа на фоне мрачного пейзажа видно толпу людей, которые гонятся за призраками земного счастья: Фортуной, Славой, Любовью — главными пружинами трагикомедии мира. Аллегорическая фигура Истории левой рукой указывает на эту безумную погоню, а в правой руке держит книгу с написанными на ней словами: «Так было, так есть, будет ли так всегда?» Фигуры Трагедии и Комедии дополняют эту группу.
Слева изображены аллегории театральных искусств. Оперу символизирует женщина в пурпурном плаще, которая опирается на арфу и смотрит на Вдохновение. Ее двойную природу раскрывает Поэзия (с лирой в руке и лавровым венком на голове) и Музыка в виде Сирены, полуптицы-полуженщины. Около них разместилась Оперетта, шутливо улыбающаяся женщина, которая держит лиру, украшенную комической маской. На первом плане девушка с двумя амурами олицетворяет Танец.»



Продавец вазы


Публика канатоходца, Капри


Pазговор


Веселая компания у источника


Ночь в Помпеях

По дороге на праздник урожая

Картины Семирадского на библейские сюжеты:


Вход Христа в Иерусалим, 1876


Крещение Христа, 1876


Христос и самаритянка, 1890


Христос у Марфы и Марии, 1886


Христос и грешница, 1873

Христианская Дирцея, 1897


Возвращение блудного сына, 1873


Мученичество св. Тимофея и его жены, 1885


Святое семейство


Христос благославляет детей

Другие картины Семирадского:


Князь Александр Невский
в Золотой Орде

Князь Александр Невский
получает послание папы

Кончина
Александра Невского


Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла


Ночь накануне Ивана Купала


Пастушок, играющий на свирели


Отъезд Катерины Корнаро, королевы Кипра

Похороны знатного руса.