СОШ 8 Подольск, творчество Стэнхоупа
главная страница






Портрет и фото Стэнхоупа


Стэнхоуп Джон Роддэм Спенсер (John Roddam Spencer Stanhope) (1829-1908), английский художник, чье творчество принято относить ко второй волне прерафаэлизма.
Он родился в 1829 году в аристократической семье, оставившей заметный след в истории искусства. Его отец Джон Спенсер Стэнхоуп был антикваром, в юности исследовавшим Грецию, а сестра Анна стала матерью знаменитой художницы Эвелин де Морган.
Образование Стэнхоуп получил в Итоне и Оксфорде, а в 1850 году, несмотря на возражения родителей, решил посвятить себя искусству. Он стал учеником и ассистентом Уоттса и три года спустя вместе с учителем впервые посетил Италию, а в 1856-1857 годах — Малую Азию.
Именно Уоттс ввел молодого художника в круг прерафаэлитов, познакомив его с Россетти и Берн-Джонсом. Стэнхоуп принял участие в выполнении росписей для Оксфордского Союза и в создании Хогарт-клуба — объединения, наследующего традиции Братства прерафаэлитов. Художник снял мастерскую по соседству с Россетти, где под впечатлением его творчества написал свою первую знаменательную картину «Мысли о прошлом».



Мысли о прошлом

Тема, затронутая в этой работе — судьба падшей женщины, — не раз возникала в творчестве прерафаэлитов. Достаточно вспомнить картины Ханта «Пробуждение совести» и полотно Россетти «Найдена». Однако ближе всего его картина примыкает к ряду классических полотен, изображающих раскаяние Марии Магдалины, так как многочисленные образцы этого сюжета художник мог видеть во время своего путешествия по Италии.
Решающее влияние на формирование стиля Стэнхоупа оказало творчество Берн-Джонса, с которым художник особенно сдружился, став одним из самых ревностных последователей, несмотря на то, что был старше его по возрасту. Влияние Берн-Джонса заметно во всем — в живописной манере, пластике складок и характере типажей, выборе тем, среди которых начинаю преобладать литературные и мифологические сюжеты, содержащие аллегорию.
В 1859 году художник женился на Элизабет Кинг, подарившей ему дочь Мэри. К сожалению, в 1867 году в семилетнем возрасте Мэри умерла от скарлатины, и Стэнхоуп сам моделировал ее надгробный камень.


     

С 1859 года Стэнхоуп начал участвовать в выставках Королевской Академии. Его картина «Джульетта и ее кормилица», включенная в экспозицию 1863 года, получила ряд похвальных отзывов критики и была благосклонно встречена художниками круга прерафаэлитов — Стивенсом, Россетти и Берн-Джонсом.



Джульетта и ее кормилица

Впоследствии он стал регулярным участником выставок в галерее Дадли и в Новой галерее.
Бесспорным шедевром Стэнхоупа считается его картина «Любовь и Дева», в которой с особой силой и ясностью нашла воплощение его любовь к флорентийскому искусству кватроченто с его ясной и светлой простотой, а также увлечение теорией эстетизма.



Любовь и Дева

Прекрасные, лишенные изъянов фигуры персонажей, их плавные возвышенные позы, изысканно декорированный цветами и листвой фон, тонко прописанный пейзаж с аллегорическими фигурами в глубине картины — все это располагает зрителя к мечтательному созерцанию, получению эстетического наслаждения. Стэнхоуп еще неоднократно обращался в своем творчестве к античной тематике. К наиболее удачным работам относятся его холсты «Пенелопа» и «Нимфа»,



Пенелопа


Психея и Харон


Амур и Психея


Прокрида и Кефал


Орфей и Эвридика на берегу Стикса


Нимфа


Андромеда


Венера, выходящая из моря

в которой легко угадывается влияние Боттичелли, а также большое, полное энергии, полотно «Воды Леты на равнинах Элизиума» (1880), изображающее переправу умерших душ через Реку Забвения.



Воды Леты на равнинах Элизиума

В 1880 году, страдая от приступов астмы, Стэнхоуп вынужден был покинуть Англию и перебраться во Флоренцию, где он прожил остаток жизни. Оторванный от родной почвы, художник чувствовал себя в Италии изгнанником, но не оставлял занятий живописью. Он писал картины, а также делал росписи для местной англиканской церкви.
Стэнхоуп был родным дядей и наставником знаменитой художницы Эвелин де Морган, урожденной Пикеринг, в творчестве которой заметно существенное влияние его манеры. Умер художник в 1908 году.


Картины Стэнхоупа:


Суламифь


The Shulamite, circa


Искушение Евы


Заступница


Видение Иезекииля


Ангел Азазель


Love Betrayed


Знание подавляет незнание


Святое семейство


Что вы ищите живого между мертвыми?


Изгнание из рая


Осень


Белый кролик


Robin of Modern Times


Женщины Сорренто


Место для стирки


Мельница


Фея Моргана


Patience on a Monument smiling at Grief


Похитители угля


Сосновый лес


Две фигуры в пещере


The Wine Press


Ночь