Портреты Стеллы
Стелла Жак (Jacques Stella) (1596-1657), французский живописец и гравер эпохи барокко.
Его отец, Франсуа Стелларт был художником фламандского происхождения. Он работал в Италии, где и «потерял» окончание своей фамилии и превратился в Стелла, а затем поселился с семьей во Франции. Мать мальчика была скульптором, a брат Франсуа и сестра Франсуаза были художниками.
Отец Жака умер, когда мальчику исполнилось 9 лет. Первые уроки рисования Жак получил от художника, который прожил десять лет в Италии. Жак также отправился в Италию. Он прибыл во Флоренцию, где стал работать при дворе герцога Тосканского Козимо II Медичи. Художник делал гравюры торжеств герцога и писал картины на религиозные темы. Влияние флорентийского искусства ощущается на протяжении всей творческой карьеры художника.
В 1621 году Стелла отправился в Рим, где оставался десять лет и приобрел известность, благодаря своим картинам. Много заказов художник выполнил специально для Папы Урбана VIII. Стелла познакомился и подружился с Пуссеном. Римский классицизм Пуссена стал просматриваться и в работах Стеллы, который стал не только близким другом художника, но и одним из его последователей. Кроме того, продолжая изучать творчество художников Возрождения, Стелла, как пишут искусствоведы, «попал под влияние Рафаэля, Каррачи и Доменикино».
В 1633 году с художником произошла неприятная история. Он был обвинен в преступлении, которое не совершал, и заключен в тюрьму.
При аресте он не имел при себе документов, поэтому не смог доказать, что он не тот, за кого его принимают. Находясь в заключении, Жак на стене камеры написал картину «Мадонна с младенцем», которая привела в восхищение тюремщиков и заключенных. Талант художника помог установить личность и даже освободиться из заключения.
Эта история стала сюжетом картины художник Франсуа Мариуса Гране (ученик основоположника французского неоклассицизма Давида и друг Энгра). Образ страдающего художника, несправедливо обвиненного в чужом преступлении и заключенного в тюрьму, является характерным для эпохи романтизма, создавшей культ непризнанного творца. Картина имела успех у современников и была приобретена императрицей Жозефиной для музыкального салона дворца Мальмезон. Сейчас картина находится в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина.
Несмотря на короткий срок, проведенный в тюрьме, Стелла не утратил свою популярность в Риме. Мало того, испанский король Филипп IV предложил Жаку должность придворного художника и пригласил в Мадрид. Но Стелла вежливо отказался и вернулся в Париж. В скором времени он попал на аудиенцию к кардиналу Ришелье, который представил живописца королю Людовику XIII. Король сделал Стеллу «королевским художником» и даровал ему зарплату в 1000 ливров. Стелла принял участие в украшении дворца кардинала Ришелье.
На протяжении всей своей жизни Стелла был крупным коллекционером произведений искусства, в его коллекции были картины Пуссена и Рафаэля, рисунки Микеланджело и Леонардо да Винчи. Умер Жак Стелла в возрасте 61 года. Произведения Жака Стелла имеются почти во всех французских музеях и во многих других коллекциях.
Картины Стеллы:
Суд Париса, 1650
Минерва, посещающая муз, 1645, Лувр
Овидий описывает в «Метаморфозах» то, как Минерва посетила муз на горе Геликон, месте их обитания, чтобы послушать их песни и истории и посмотреть священный источник Гиппокрену, который излился из скалы, после того как по ней ударил своим копытом крылатый конь Пегас. (Название Гиппокрена происходит от двух греческих слов, означающих «копь» и «фонтан».)
Сцена обычно представляет лесистый склон горы, где музы играют на своих инструментах или читают книги. Минерва только что явилась уже удобно расположилась среди муз. На заднем плане почти всегда изображается Пегас, прыгающий с высокой скалы, из которой брызжет поток воды. Связь Минервы с музами находилась в одном ряду с той традицией, которая сделала ее покровительницей искусств.
Меркурий представляет Психею Юпитеру и Юноне
Диана и ее нимфы
Диана
Триумф Амфитриты, 1650
Галатея (Аллегория скульптуры)
Клелия, переправляющаяся через Тибр, 1645, Лувр
Во время войны между римлянами и этрусским царем Клелия попала в лагерь этрусков в качестве заложницы. Ночью, обманув стражу, она переплыла Тибр вместе с другими римскими девушками и вернулась в родной город. Порсенна, этрусский царь, потребовал от римлян выдачи Клелии вместе с остальными беглянками. Когда римляне решили, что требование Порсенны справедливо, и удовлетворили его, тот, восхищенный поступком Клелии, вернул ей свободу и позволил взять с собой несколько человек из числа пленных римлян.
Соломон и царица Савская
Соломон поклоняется идолам
Щедрости Тита (аллегория щедрости Людовика XIII и Ришелье)
Семирамида призывает к борьбе
Лестница Иакова
Нахождение Моисея
Юдифь с головой Олоферна
Сусанна и старцы
Саломея
Рождение девы Марии
Святая Анна ведет деву Марию в храм
Благовещение
Бракосочетание девы Марии
Рождество, 1639
Поклонение пастухов
Поклонение волхвов
Поклонение ангелов и Бога Отца Поклонение ангелов
Возвращение из Египта
Святое семейство
Святое семейство
Святое семейство
Святое семейство
Святое семейство
Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем
Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем
Мадонна с младенцем
Мистическое обручение святой Екатерины
Представление Иисуса в храме
Ребенок Иисус найден в храме родителями
Ребенок Иисус найден в храме родителями
Паломники из Эммауса
Крещение Христа
Смерть Святого Иосифа
Христос и ангелы
Иисус Христос принимает Богородицу на небесах
Вознесение девы Марии
Святая Цецилия
Святая Цецилия
|