Портреты Бертеля Торвальдсена
Бертель Торвальдсен
|
Кипренский, Портрет Торвальдсена
|
Гертнер, Портрет Торвальдсена
|
Торвальдсен Бертель (Bertel Thorvaldsen) (1770-1844), датский художник, скульптор, представитель направления неоклассицизма.
Родился в Копенгагене 19 ноября 1770 ггода. Отец, исландец по происхождению, был резчиком по дереву и, желая иметь в сыне помощника, пристроил его в ученики Копенгагенской академии художеств. Всего два года спустя, он был награжден по классу скульптуры малой и большой серебряными медалями, а в 1793 году большой золотой медалью, с которою было соединено право на получение стипендии для трехлетнего пребывания в чужих краях.
В 1796 году отправился в Италию. Там Торвальдсен провел большую часть своей жизни, около сорока лет, никогда не забывая своей маленькой родины. Торвальдсен, черпая сюжеты из греческой и римской мифологии, создал новую эру в скульптуре и воскресил античное искусство. По мнению мастера, античность была тем эталоном, к которому должно было стремиться современное ему искусство. Образы величественных героев древности вдохновляли скульптора на протяжении всего его творческого пути. Подобно мастерам античности Торвальдсен ваял в основном в мраморе. Работал он неутомимо, причем обыкновенно прежде, чем приступить к лепке задуманной модели, набрасывал ее карандашом и разрабатывал в эскизах, иногда до 20 и более раз.
Вслед за успехом статуи «Ясон» молодой ваятель, поддержанный Кановой, быстро завоевал громкую славу. Его гармоничный стиль, полный идеалистического изящества, великолепно вписывался в ампирную моду на «ожившие антики». Он получал самые престижные заказы, создавая фигуры и группы для украшения архитектуры, портреты, памятники и надгробия, неизменно проникнутые духом возвышенной и благородно-сдержанной героики.
В 1820 году Торвальдсену поручают скульптурное оформление главного собора Копенгагена — собора Богоматери. Художник создает ансамбль, включающий двенадцать фигур апостолов, размещенных вдоль стен собора, фигуру Христа и изображение коленопреклоненного ангела.
С 1838 года жил на родине. Первый датский художник, получивший широкое международное признание, Торвальдсен активно заботился о развитии искусства в своей стране. Президент римской Академии Святого Луки, в 1833 году он возглавил и копенгагенскую Академию художеств. Он был также почетным членом Французской и Российской академий художеств, академий Берлина, Мюнхена, Флоренции, Милана.
Торвальдсен много работал над заказами разных европейских стран Польши, Германии, Англии, Италии, Дании. В основном это памятники-монументы Копернику, Шиллеру, Байрону...
Собрал ценную античную коллекцию, которую разместил вместе со своими работами (80 статуй, 130 бюстов и 240 рельефов) в специально построенном для этого здании; здесь был открыт музей Торвальдсена и искусства его времени.
Торвальдсен скончался внезапно, в Копенгагене, 24 марта 1844 года, присутствуя на вечернем спектакле в Королевском театре. Его тело погребено под простой каменной плитой в середине двора собственного музея.
Бертель Торвальдсен — наиболее значительное имя неоклассической скульптуры. Он поднялся из бедности на самый пик богатства и успеха. Вся жизнь Торвальдсена представляла собой романтизм восемнадцатого и девятнадцатого веков.
Скульптуры Торвальдсена на мифологические сюжеты:
Гомер читает свои поэмы, 1836
| Гомер, копия с античного бюста, 1799
|
Леда и лебедь, 1841
|
Фетида погружает младенца Ахилла в воды Стикса
|
Обучение Ахилла, 1810
| Афина передает Одиссею оружие Ахилла
|
Агамемнон забирает Брисеиду у Ахилла
|
Ахилл и амазонка Пенфесилия
|
Приам, испрашивающий у Ахилла тело Гектора, 1815
| Афина и Прометей создают человека, 1807
|
Язон, 1803
| Кентавр Несс и Деянира, 1814
| Геракл, 1843
|
Геракл получает бессмертие от Гебы, 1808
|
Венера
|
Венера утешает Амура, ужаленного пчелой
|
Три грации, 1817
| Три грации, 1821
| Три грации, 1842
|
Ганимед, кормящий орла, 1817
|
Эрот и Ганимед
|
Геба
| Ганимед и Геба, 1833
| Ганимед
| Ганимед
|
Адонис, 1808
| Адонис, 1808
| Меркурий со свирелью, 1818
| Меркурий со свирелью, 1818
|
В 1818 году Торвальдсен заканчивает работу над скульптурой «Меркурий со свирелью». История происхождения этой удивительной статуи в высшей степени характерна для уяснения того, как работал Торвальдсен. Однажды, отправляясь обедать, Торвальдсен заметил полусидящего, полустоящего в дверях дома молодого итальянца. Красота и оригинальность позы поразили скульптора. Он прошел было мимо, но с полдороги вернулся и, застав юношу все в той же позе, не замедлил хорошенько запомнить детали положения. Затем, наскоро пообедав, Торвальдсен вернулся домой, чтобы засесть за эскиз новой статуи, а на другой день уже серьезно взялся за работу над моделью «Меркурия».
Торвальдсен выбрал из сюжета, казалось, спокойный, а на самом деле захватывающий момент. Безобидно-праздное положение полусидящей, полустоящей фигуры Меркурия с только что отнятою от губ свирелью маскирует кровавый замысел. Правая, с виду так мирно болтающаяся нога, на самом деле прижимает пяткой ножны меча, чтобы легче было вытащить последний свободною рукою. Черты лица и поза фигуры выражают напряженную бдительность и готовность перейти к действию. Последнее передано в особенности превосходно, так и кажется, что Меркурий сейчас встанет и выхватит меч.
Амур, играющий на лире, 1819
| Амур, 1819
| Амур, 1814
| Амур, 1823
|
Купидон, 1828
| Купидон, 1828
|
Купидон, 1828
| Купидон, 1828
|
Купидон вдохновляет Анакреона
| Купидон записывает законы Юпитера
|
Вакханка и маленький сатир, 1833
| Купидон и Бахус, 1810
|
Купидон и Гименей, 1840
| Купидон и Гименей, 1831
|
Марс и Купидон, 1810
| Аполлон, 1805
| Асклепий и Гигиея, 1808
| Амур и Гигиея, 1837
|
Амур и Психея, 1823
| Амур и Психея, 1810
|
Амур и Психея, 1807
| Музы на горе Геликон, 1816
|
Вулкан, 1838
| Купидон в кухнице Вулкана
|
Гермес передает младенца Диониса на воспитание, 1809
|
Гилас и нимфы, 1833
|
Пан и нимфа, 1838
| Пан учит игре на свирели
|
Пастушка с гнездом купидонов
| Немезида, 1834
|
Немезида, 1814
|
Немезида записывает законы Зевса, 1810
|
Немезида и бог реки Арно
|
Скульптуры Бертеля Торвальдсена на аллегорические сюжеты:
Богиня дня
| Богиня ночи
| Весна, 1836
|
Лето, 1836
| Осень, 1836
| Зима, 1836
|
Виктория, 1830
| Виктория, 1830
| Ангел смерти, 1814
| Ангел смерти, 1829
|
Век любви, 1824
Другие скульптуры Бертеля Торвальдсена:
Всадник, 1834
| Римский воин
| Пастух
| Всадница, 1834
|
Памятник Копернику, Варшава
|
Умирающий лев, Люцерна, Швейцария (в память швейцарцев, убитых в Париже)
|
Памятник Байрону
|
|