СОШ 8 Подольск, творчество Торвальдсена
главная страница






Портреты Бертеля Торвальдсена


Бертель
Торвальдсен

Кипренский,
Портрет Торвальдсена

Гертнер,
Портрет Торвальдсена

Торвальдсен Бертель (Bertel Thorvaldsen) (1770-1844), датский художник, скульптор, представитель направления неоклассицизма.
Родился в Копенгагене 19 ноября 1770 ггода. Отец, исландец по происхождению, был резчиком по дереву и, желая иметь в сыне помощника, пристроил его в ученики Копенгагенской академии художеств. Всего два года спустя, он был награжден по классу скульптуры малой и большой серебряными медалями, а в 1793 году большой золотой медалью, с которою было соединено право на получение стипендии для трехлетнего пребывания в чужих краях.
В 1796 году отправился в Италию. Там Торвальдсен провел большую часть своей жизни, около сорока лет, никогда не забывая своей маленькой родины. Торвальдсен, черпая сюжеты из греческой и римской мифологии, создал новую эру в скульптуре и воскресил античное искусство. По мнению мастера, античность была тем эталоном, к которому должно было стремиться современное ему искусство. Образы величественных героев древности вдохновляли скульптора на протяжении всего его творческого пути. Подобно мастерам античности Торвальдсен ваял в основном в мраморе. Работал он неутомимо, причем обыкновенно прежде, чем приступить к лепке задуманной модели, набрасывал ее карандашом и разрабатывал в эскизах, иногда до 20 и более раз.
Вслед за успехом статуи «Ясон» молодой ваятель, поддержанный Кановой, быстро завоевал громкую славу. Его гармоничный стиль, полный идеалистического изящества, великолепно вписывался в ампирную моду на «ожившие антики». Он получал самые престижные заказы, создавая фигуры и группы для украшения архитектуры, портреты, памятники и надгробия, неизменно проникнутые духом возвышенной и благородно-сдержанной героики.
В 1820 году Торвальдсену поручают скульптурное оформление главного собора Копенгагена — собора Богоматери. Художник создает ансамбль, включающий двенадцать фигур апостолов, размещенных вдоль стен собора, фигуру Христа и изображение коленопреклоненного ангела.
С 1838 года жил на родине. Первый датский художник, получивший широкое международное признание, Торвальдсен активно заботился о развитии искусства в своей стране. Президент римской Академии Святого Луки, в 1833 году он возглавил и копенгагенскую Академию художеств. Он был также почетным членом Французской и Российской академий художеств, академий Берлина, Мюнхена, Флоренции, Милана.
Торвальдсен много работал над заказами разных европейских стран Польши, Германии, Англии, Италии, Дании. В основном это памятники-монументы Копернику, Шиллеру, Байрону...
Собрал ценную античную коллекцию, которую разместил вместе со своими работами (80 статуй, 130 бюстов и 240 рельефов) в специально построенном для этого здании; здесь был открыт музей Торвальдсена и искусства его времени.
Торвальдсен скончался внезапно, в Копенгагене, 24 марта 1844 года, присутствуя на вечернем спектакле в Королевском театре. Его тело погребено под простой каменной плитой в середине двора собственного музея.
Бертель Торвальдсен — наиболее значительное имя неоклассической скульптуры. Он поднялся из бедности на самый пик богатства и успеха. Вся жизнь Торвальдсена представляла собой романтизм восемнадцатого и девятнадцатого веков.

Скульптуры Торвальдсена на мифологические сюжеты:


Гомер читает
свои поэмы, 1836


Гомер, копия с
античного бюста, 1799


Леда и лебедь, 1841



Фетида погружает младенца
Ахилла в воды Стикса


Обучение Ахилла, 1810


Афина передает Одиссею оружие Ахилла


Агамемнон забирает Брисеиду у Ахилла



Ахилл и амазонка
Пенфесилия


Приам, испрашивающий
у Ахилла тело Гектора, 1815


Афина и Прометей
создают человека, 1807


Язон, 1803


Кентавр Несс и Деянира, 1814


Геракл, 1843


Геракл получает
бессмертие от Гебы, 1808


Венера



Венера утешает Амура,
ужаленного пчелой


Три грации, 1817


Три грации, 1821


Три грации, 1842


Ганимед, кормящий орла, 1817


Эрот и Ганимед


Геба

Ганимед и Геба, 1833

Ганимед

Ганимед


Адонис, 1808


Адонис, 1808


Меркурий со
свирелью, 1818

Меркурий со
свирелью, 1818

В 1818 году Торвальдсен заканчивает работу над скульптурой «Меркурий со свирелью». История происхождения этой удивительной статуи в высшей степени характерна для уяснения того, как работал Торвальдсен. Однажды, отправляясь обедать, Торвальдсен заметил полусидящего, полустоящего в дверях дома молодого итальянца. Красота и оригинальность позы поразили скульптора. Он прошел было мимо, но с полдороги вернулся и, застав юношу все в той же позе, не замедлил хорошенько запомнить детали положения. Затем, наскоро пообедав, Торвальдсен вернулся домой, чтобы засесть за эскиз новой статуи, а на другой день уже серьезно взялся за работу над моделью «Меркурия».
Торвальдсен выбрал из сюжета, казалось, спокойный, а на самом деле захватывающий момент. Безобидно-праздное положение полусидящей, полустоящей фигуры Меркурия с только что отнятою от губ свирелью маскирует кровавый замысел. Правая, с виду так мирно болтающаяся нога, на самом деле прижимает пяткой ножны меча, чтобы легче было вытащить последний свободною рукою. Черты лица и поза фигуры выражают напряженную бдительность и готовность перейти к действию. Последнее передано в особенности превосходно, так и кажется, что Меркурий сейчас встанет и выхватит меч.



Амур, играющий на лире, 1819

Амур, 1819

Амур, 1814

Амур, 1823


Купидон, 1828


Купидон, 1828


Купидон, 1828


Купидон, 1828


Купидон вдохновляет Анакреона


Купидон записывает законы Юпитера


Вакханка и маленький сатир, 1833

Купидон и Бахус, 1810


Купидон и Гименей, 1840

Купидон и Гименей, 1831


Марс и Купидон, 1810

Аполлон, 1805

Асклепий и Гигиея, 1808

Амур и Гигиея, 1837


Амур и Психея, 1823


Амур и Психея, 1810


Амур и Психея, 1807


Музы на горе Геликон, 1816


Вулкан, 1838

Купидон в кухнице Вулкана


Гермес передает младенца
Диониса на воспитание, 1809


Гилас и нимфы, 1833



Пан и нимфа, 1838


Пан учит игре на свирели


Пастушка с гнездом купидонов


Немезида, 1834


Немезида,
1814

Немезида записывает
законы Зевса, 1810

Немезида и
бог реки Арно

Скульптуры Бертеля Торвальдсена на аллегорические сюжеты:


Богиня дня


Богиня ночи


Весна, 1836


Лето, 1836

Осень, 1836

Зима, 1836


Виктория, 1830

Виктория, 1830

Ангел смерти, 1814

Ангел смерти, 1829


Век любви, 1824

Другие скульптуры Бертеля Торвальдсена:


Всадник, 1834

Римский воин

Пастух

Всадница, 1834


Памятник Копернику,
Варшава

Умирающий лев, Люцерна, Швейцария
(в память швейцарцев, убитых в Париже)

Памятник
Байрону