
Портрет Тьеполо
Тьеполо Джованни Баттиста (Giovanni Battista Tiepolo) (1696-1770), итальянский живописец. Испытал влияние Веронезе и Пьяццетты; работал в Венеции и ее окрестностях, а также в Милане, Мадриде. Для ранних работ Тьеполо характерны беспокойные формы и контрастная светотень, но в них уже сказываются присущие художнику богатство фантазии и декоративный размах.
В дальнейшем стиль Тьеполо приобретает свободу и экспрессивность, его колорит светлеет, обогащаясь тонкими нюансами. К середине XVIII века Тьеполо, ставший к этому времени признанным главой венецианской школы живописи, пользовался широкой известностью, много работал для иностранных дворов. Созданные им в этот период фресковые циклы отличаются праздничной пышностью, сияющим колоритом, построенным на сочетании нежных серебристых, красноватых, золотисто-желтых, жемчужно-серых и синих тонов.
Яркой эмоциональностью образов и виртуозностью живописной техники поражают станковые произведения Тьеполо («Триумф Амфитриты», «Поклонение волхвов»). Фрески Тьеполо, завершающие развитие итальянской монументально-декоративной живописи XVI-XVIII веков, и его картины с их неожиданными ракурсами и пространственной динамикой, живописной легкостью и свободой, тонкостью световоздушных эффектов, прозрачностью мягких красок принадлежат к вершинам мировой живописи.
Тьеполо известен также как портретист и автор блестящих по технике исполнения, изысканных, порой гротескных рисунков и офортов.
Картины Тьеполо на мифологические и античные сюжеты:
 Похищение Европы, 1725
|  Бахус и Ариадна, 1745
|
 Юпитер и Даная, 1736
|  Жертвоприношение Ифигении
|
 Жертвоприношение Ифигении, 1757
|  Жертвоприношение Ифигении, 1757, фрагмент
|
 Эврибат и Талфибий ведут Бризеиду к Агамемнону, 1757
|  Фетида, утешающая Ахилла, 1757
|
 Диана и Каллисто, 1722
|  Диана и Актеон, 1722
|
 Состязание Аполлона и Марсия
|  Юнона и Луна
|
Меценат представляет Августу свободные искусства, 1743
|
Александр Македонский в мастерской Апеллеса
|
Апеллес рисует Кампаспу, 1740
|
Александр Македонский, восхищаясь выдающейся красотой своей возлюбленной куртизанки Кампаспы, попросил своего друга и придворного художника Апеллеса написать ее обнаженной. Художник, работая над портретом, влюбился в нее, после чего Александр, вникнув в ситуацию, «преподнес Апеллесу Кампаспу в дар, доказывая себе, что хотя он и огромный царь в отваге, но ещё больше велик в самообладании». Так описывает эту историю Плиний Старший.
Апеллес создал известную в древности картину, изображающую Венеру («Афродита Анадиомена»), рожденную из моря, и Плиний полагает, что как раз Кампаспа послужила моделью для этой Венеры (другие античные авторы называют, кроме того, Фрину). В 1960-м году раскопали неплохо сохранившуюся фреску в Помпеях, где изображен схожий сюжет с Венерой. Некоторые исследователи считают, что эта фреска может быть римской копией картины Апеллеса.
Купидон и Кампаспа
Ей на лобзанья Купидон
Проигрывал за коном кон:
Он проиграл колчан и лук,
Венеры голубей и цуг
Своих веселых воробьев,
Но дальше был играть готов;
Поставил уст своих коралл
И цвет ланит — и проиграл.
Засим поставил свет чела —
Его Кампаспа отняла.
Глаза поставил, наконец —
И Купидон теперь слепец.
Любовь! Так поступив с тобой,
Что сделает она со мной?
Джон Лили (английский драматург, один из предшественников Шекспира)
Влюбленность Апеллеса к своей модели стал о источником вдохновения для художников и популярным сюжетом в живописи XVI-XIX веков, а само имя Кампаспа стало нарицательным.
 Сооружение троянского коня
|  Похищение сабинянок, 1718
|
 Смерть Дидоны
|  Нептун
|
Эней представляет Дидоне Амура, переодетого Асканием, 1757
|
Царство Флоры, 1743
|
 Гнев Ахилла, 1757
|  Беллерофонт на Пегасе, 1747
|  Беллерофонт на Пегасе, 1747, фрагмент
|
 Аполлон и Диана, фреска, 1757
|  Аполлон и Диана, фреска, 1757, фрагмент
|  Гермес
|
Гермес является Энею, 1757
|
Венера и Вулкан, 1762
|
Венера является Энею на берегах Карфагена, 1757
|
 Аполлон и Дафна
|  Аполлон, преследующий Дафну, 1755
|  Триумф Зефира и Флоры, 1734
|
 Смерть Гиацинта, 1752
|  Олимп
|  Фаэтон и Аполлон, 1730
|
 Кориолан под стенами Рима
|  Тарквиний и Лукреция
|  Триумф Сципио
|
Лукреция — героиня древнеримской истории об изгнании из Рима династии этрусских царей в конце 4 века до нашей эры. Наиболее подробно эта история рассказана у Тита Ливия. Секст Тарквиний, устроил пир для молодых знатных воинов своего отряда. Все пирующие восхваляли своих жен и решили проверить, чем занимаются римлянки, пока их мужья воюют. Как и предполагалось, многие жены воинов развлекались и предавались блуду, лишь жена родственника царя Коллатина Лукреция сидела за прялкой. Пораженный ее красотой, Секст через некоторое время вернулся в дом Лукреции, где надругался над ней. Лукреция отправила вестника в военный лагерь к мужу. Коллатин вместе со своим другом Брутом приехал в Рим. Лукреция рассказала ему о своей беде и приняла смерть, заколовшись мечом мужа.
Коллатин и Брут над телом Лукреции поклялись отомстить Тарквиниям. Тело Лукреции было отнесено в небольшой город Коллации, недалеко от Рима, жители которого также принесли клятву об отмщении и начали восстание, завершившееся изгнанием из Рима этрусских царей. Коллатин и Брут стали первыми консулами возникшей в результате восстания республики. Имя римлянки Лукреции с древности было синонимом женского целомудрия.
 Пир Клеопатры, 1747, фрагмент
|  Пир Клеопатры, 1747
|  Пир Клеопатры, 1747, фрагмент
|
 Встреча Антония и Клеопатры, 1747
|  Пир Клеопатры, 1744
|  Встреча Антония и Клеопатры, 1747, фрагмент
|
Нептун дарит подарки Венеции
 Триумф Амфитриты
Аполлон и Континенты, 1750
Картины Тьеполо на библейские сюжеты:
 Непорочное зачатие, 1789, Прадо, Мадрид
|  Ангел помогает Агари, 1732
|  Явление трех ангелов Аврааму, 1727
|
 Агарь в пустыне, 1729
|  Жертвоприношение Исаака, 1729
|
 Суд Соломона, 1727
|  Сон Иакова
|
 Рождество
|  Нахождение Моисея
|
 Несение креста
|  Распятие
|
 Проповедь Иоанна Крестителя, 1733
|  Усекновение головы Иоанна Крестителя, 1733
|
 Мадонна со Святыми, 1740
|  Мадонна со щеглом, 1760
|  Сусанна и старцы
|
Ринальдо и Армида:
Ринальдо и Армида — герои поэмы «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Торквато Тассо. Поэма посвящена первому Крестовому походу, завершившемуся захватом Иерусалима и установлением христианского царства. Кроме сражений и подробностей военной жизни, в поэму вкраплено несколько любовных историй. Одна из них повествует о рыцаре-христианине Ринальдо и прекрасной Армиде.
Желая ослабить силы крестоносцев, дамасский царь посылает в лагерь к крестоносцам свою прекрасную племянницу волшебницу Армиду. Влюбляя в себя молодых витязей, она увлекает их из войска христиан. Армида ненавидела Ринальдо и хотела отомстить ему за то, что он спас своих товарищей, которых она, подобно волшебнице Цирцее, превратила в монстров.
У реки Оронт (Сирия) Ринальдо погрузился в волшебный сон. Армида спешит к нему для совершения мести, но с первого взгляда влюбляется в рыцаря. Она опутывает спящего Ринальдо волшебными узами из цветов — лилий и роз — и переносит его в зачарованные сады на далеком острове. В любовных утехах прославленный рыцарь забыл о своем высоком долге.
Чтобы вернуть его, посылают двух воинов. Воины находят Ринальдо в волшебном саду Армиды и подносят к его глазам щит, чтобы он увидел в нем, как в зеркале, что пренебрегает своими обязанностями. Ринальдо оставляет колдунью и возвращается к битве.
Эти события образуют последовательность сюжетов, которые приобрели широкую популярность у итальянских и французских художников XVII-XVIII веков.
Другие картины Тьеполо:
 Аллегорияя, планеты и континенты
|  Аллегория с Венерой и Временем
|  Удача и справедливость
|
 Щедрость, раздающая дары, 1734
|  Время, открывающее Правду, 1750
|  Добродетель, венчающая Честь, 1734
|
Достоинства в сопровождении Благородства и Добродетели, 1758
|
Брачное соглашение, 1734
|
Апофеоз семьи Пизани, 1761
|
 Женщина с мандолиной
|  Анжелика и Медоро с пастухами
|  Девушка с попугаем
|
|