СОШ 8 Подольск, творчество Тинторетто
главная страница






Автопортреты Тинторетто


Тинторетто Якопо (Jacopo Tintоrettо) (1518-1594), итaльянский живописец венециaнской школы Позднего Возрождения. Для его работ характерны великолепные световые эффекты и драматургия действия, что придает его произведениям волнующее ощущение жизни.
Тинторетто (нaстоящaя фaмилия Робусти) прожил всю жизнь в Венеции. В середине XVI века это был самый крупный мастер не только в этом городе, но и во всей Италии. Интересно, что он единственный из крупных венецианских художников, кто был уроженцем этого города: богатая Венецианская республика могла позволить себе отбирать самых лучших. Учился он у Тициана, побывал в Риме, испытал влияние различных мастеров, в том числе и Микеланджело.
В 1550-х годах Тинторетто и Веронезе сменили Тициана при выполнении официальных заказов, когда тот стал работать для двора Габсбургов. Полотно «Происхождение Млечного пути» создавалось в конце 1570-х годов для пражского двора императора Рудольфа II. На нем в удивительно экспрессивной манере запечатлена древняя легенда о том, как возник на небе Млечный путь. Громовержец Зевс возжелал, чтобы его сын Геракл для обретения бессмертия испил молока богини Геры. Тинторетто изобразил момент, когда струи молока, обильно брызжущие во все стороны, на глазах превращаются в звезды, образующие Млечный путь. Насыщенная движением композиция, сочная живопись великолепно передают ощущение динамики происходящего. Пожалуй, мало кто из художников и до, и после него мог столь точно передавать человеческое тело в движении.
В зрелые годы своего творчества Тинторетто очень часто обращался к портретной живописи. В этом жанре он, как правило, использовал теплую цветовую гамму. Его проникновенные образы старых венецианских дожей, седых как лунь, но с огнем в старческих глазах, слабых плотью, но сильных и гордых духом, до сих пор потрясают зрителей.
Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. С темного тепло-коричневого фона, как бы растворясь в нем, светлым пятном возникает удивительное лицо старика с пронзительным взором. Его лицо, будто ореолом, окружено седыми бородой и шевелюрой. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Одежда едва обозначена на коричневом фоне, лишь намеком указывая на меховой воротник и слегка опущенные плечи. «Автопортрет» Тинторетто навсегда определил его представление о себе как о вдумчивом человеке и темпераментном художнике. Полотно, созвучное со автопортретами Рембрандта, показывает, что в этом жанре художник намного опередил свое время.

Картины Тинторетто на мифологические и античные сюжеты:


Венера, Вакх и Ариадна


Венера, Вакх и Ариадна


Происхождение Млечного Пути


Даная


Леда с лебедем


Леда с лебедем


Аполон венчает поэта

Вулкан, Марс и Венера


Кузница
Вулкана

Меркурий
и грации

Минерва прогоняет
Марса прочь от Мира


Вулкан, Венера и купидон


Юпитер и Семела


Латона превращает ликийских селян в лягушек


Состязание Аполлона и Марсия


Состязание Аполлона и Марсия


Состязание муз и Пиэрид, победившие музы превратили пиэрид в сорок


Похищение Елены


Музы


Афина и Арахна

Венера и Адонис


Туалет Венеры

Тарквиний и Лукреция

Картины Тинторетто на библейские сюжеты:


Искушение Адама, 1550


Адам и Ева изгнаны из Рая, 1551


Создание животных


Эсфирь перед Артаксерксом, 1548


Эсфирь перед Артаксерксом, 1555


Царица Савская перед Соломоном, 1555


Соломон и царица Савская


Соломон и царица Савская, фрагмент


Соломон и царица Савская, фрагмент


Самсон и филистимляне


Вирсавия и Давид


Давид получает пророчество о рождении вечной династии


Давид переносит ковчег Завета


Пир царя Валтасара


Пир царя Валтасара, фрагмент


Иосиф и жена Потифара


Нахождение Моисея


Нахождение Моисея


Сусанна и старцы


Сусанна и старцы

Сусанна и старцы

Картина «Сусанна и старцы» написана на библейский сюжет, но тема эта послужила для мастера только поводом для раскрытия своих собственных пластических задач.
Тинторетто воспользовался приемом своего учителя (Тициана), построив замысел на контрасте обнаженного женского тела с одетыми фигурами в его окружении.
Композиция удерживается на диагонали, идущей от прекрасной и соблазнительной Сусанны к освещенному окну, из которого за ней подсматривают старцы; луч света, падающий из окна, более четко прочерчивает эту связующую диагональ.
Темный окружающий пейзаж подчеркивает два главных полюса картины — обнаженную женщину и светлое окно. И желание старцев, возбуждаемое видом женщины при такой удаленности от нее, становится не только понятным, но и вызывает сочувствие.
Картина приобретена Людовиком XIV в 1684 году.



Юдифь и Олоферн


Юдифь с головой Олоферна

Юдифь и Олоферн


Лот и его дочери, 1550



Поклонение золотому тельцу, 1546


Благовещение, 1587


Благовещение


Введение Марии во храм, 1554


Сретение Господне, 1550


Рождество Христово


Рождество Христово


Поклонение пастухов, 1583


Поклонение пастухов, 1540


Поклонение пастухов, 1578


Поклонение пастухов, 1550


Поклонение волхвов, 1582


Поклонение волхвов, 1587


Бегство в Египет, 1587


Рождение Иоанна Крестителя, 1555


Мадонна с
казначеями, 1567


Мадонна с дожем Мочениго
и его семьей, 1573


Христос на Тивериадском озере, 1577


Христос и грешница, 1548


Ужин в Эммаусе, 1542


Брак в Кане Галилейской


Брак в Кане Галилейской, 1545


Брак в Кане Галилейской, 1561


Тайная вечеря, 1594


Тайная вечеря, 1547


Се человек, слова Пилата
о Христе, 1546


Мадонна и святые Екатерина,
Августин, Марк и Иоанн Креститель


Екатерина Александрийская
и философы, 1584


Истязание святой Екатерины в
присутствии императора Максенция, 1584


Отказ Екатерины Александрийской
поклоняться идолам, 1584


Визит императрицы Фаустины к Екатерине
Александрийской в тюрьму, 1584


Снятие с креста, 1550


Чудо святого Марка, 1548


Положение во гроб Христа


Сошествие в ад


Троица, 1574

Воскресение Христово с тремя Авогадри


Рай (парадиз), 1588

«Рай» (итал. «II Paradiso») — самая большая картина в мире, написанная на холсте семидеся­ти­лет­ним Тинторетто с учениками для зала Большого Совета Дворца дожей (Палаццо Дукале) в Венеции. С 1548 года Тинторетто был официальным живописцем Венецианской республики, сменив в этой должности Тициана.
После пожара 1577 года (третьего во дворце!) венецианскому правительству необходимо было восстановить зал Большого Совета, и оно решило провести конкурс среди художников. Представили эскизы Веронезе, Бассано и Тинторетто (эти три эскизы приводятся ниже).



Эскиз Веронезе


Эскиз Бассано


Эскиз Тинторетто (Лувр)

Комиссия выбрала эскизы Веронезе и Тинторетто, которые, очевидно, были должны сотрудничать, несмотря на их различные стили. Но Веронезе умер в 1588 году.
К тому времени, Тинторетто изменил свой первоначальный дизайн, возможно, чтобы догнать доминирующие тенденции в стиле. Он выполнил другой эскиз (ниже), который в настоящее время находится на реставрации в музее Тиссен в Мадриде.



Тинторетто удалось создать удивительное изобразительное пространство, пронизанное небесным сиянием, в двух планах — первом, ближе к зрителю, более материальном, и дальнем, голубоватом, пронизанном золотистыми лучами. Вместе с этим пространство пульсирует и как бы кругами расходится от сияющего центра. Архитектоника более ясно просматривается в эскизе, хранящемся в парижском Лувре. У Тинторетто передние фигуры картины трактованы материально (они отбрасывают тени друг на друга), ангелы пребывают в сиянии золотистого света. Исследователи находят соответствие этой небесной живописи стихотворным образам Данте в «Божественной комедии». Весьма вероятно, что живописец непосредственно вдохновлялся строками Данте.
Поразительно, что при столь сложной композиции и огромном количестве персонажей престарелому мастеру удалось добиться мощи и целост­ности изобразительного пространства.



Распятие, 1554


Распятие, 1565



Крещение
Христа, 1585


Очищение
мадиамских дев


Христос в доме
Марфы и Марии, 1567


Пир в доме
Симона, 1562


Встреча Марии и
Елизаветы, 1550


Мадонна со святыми
Косьмой и Дамианом


Мадонна с младенцем и
святыми Марком и Лукой


Не прикасайся
ко мне


Кающаяся
Магдалина


Принцесса и святые
Людовик и Георгий, 1552


Вознесение
девы Марии


Вознесение
девы Марии


Видение креста
святому Петру, 1556

Святые Иероним
и Андрей, 1552

Святой
Георгий, 1543

Другой вариант картины «Святой Георгий» (1555 год) хранится в Лондонской Национальной галерее. В это время художник освобождается от влияния Микеланджело и Тициана в построении своих композиций и становится законодателем нового в живописи.
Картина построена на динамичном воспроизведении сложных движений по диагонали. Испуганная принцесса пытается убежать от страшного дракона. Мужественный всадник на белом коне, Святой Георгий, пронзает чудовище длинным копьем.
Сцена развертывается на фоне сказочного пейзажа со стенами крепости на берегу моря. Сплав религиозного, божественного и человеческого, земного был движущей силой всего творчества Тинторетто.



Обнаружение тела
святого Марка, 1564

Похищение тела
святого Марка, 1564

Христос перед
Пилатом, 1567

Портреты и другие картины Тинторетто:


Дама с обнажённой
грудью, Прадо,
возможно куртизанка
Вероника Франко


Мариэтта Робусти,
(дочь художника),
Прадо


Вероника Франко, 1575,
известная в Венеции
куртизанка


Молодая дама


Молодая венецианка


Венецианка в образе Флоры


Прокурор
Якопо Соранцо


Себастьяно Веньер
и его паж


Мужчина в образе
святого Георгия


Венецианский сенатор


Старик и мальчик


Мужчина в латах


Получение дожем Николо
да Понте лаврового
венка от Венеции


Получение дожем Николо
да Понте лаврового
венка от Венеции (фрагмент)


Триумф Венеции,
роспись потолка
в зале Сената


Женщины,
исполняюшие музыку

Освобождение Арсинои,
Дрезденская галерея, 1560

Сюжет картины «Освобождение Арсинои» взят из позднеантичного стихотворения о злоключениях Арсинои, которое появилось во французской обработке в XIII веке. Доставив своей пленённой возлюбленной Арсиное и её подруге верёвочную лестницу, рыцарь спасает их обеих из тюремной башни, расположенной у моря; поскольку окно тюремной башни было слишком узким, дамы должны были раздеться, чтобы пролезть в него.
Арсиноя — сестра и соперница Клеопатры. По отзывам современников, она была прекрасна, как солнце. Арсиноя появилась в столице Римской империи во время продолжавшегося 40 дней пышного триумфа Цезаря в честь победы римлян в Галлии, Египте и в других далеких землях.
Римская публика с диким восторгом наблюдала, как за колесницей триумфатора растянулась колонна египетских пленников. Но вой и улюлюканье вдруг смолкли. В мертвой тишине все, как завороженные, уставились на молодую красивую женщину, закованную в цепи. «Эта женщина, которая прежде была царицей, возбуждала своим видом глубочайшее сострадание» — писал римский летописец Кассий. В безмолвной толпе раздались первые робкие голоса, выражающие сочувствие пленнице. Глухой ропот стремительно нарастал, как обвал в горах, — толпа зашумела. Люди требовали даровать жизнь и свободу пленной царице, а в адрес жестокого Цезаря выкрикивали проклятия и угрозы. Прекрасной пленницей римского императора и была та самая Арсиноя из династии Птолемеев, возглавившая восстание против Рима, соперница знаменитой Клеопатры. Цезарь не посмел казнить Арсиною против воли римлян и пощадил смелую женщину.