Портреты Тициана
Автопортрет, 1550
|
Софонизба, Тициан с женой Чечилией
|
Автопортрет в зрелом возрасте, 1566
|
Вечеллио Тициан (Tiziano Vecellio) (1490-1576), итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Его творчество — целая эпоха в истории мировой живописи, отразившая величайший взлет венецианской художественной школы. Окруженный славой и почетом, Тициан прожил долгую и счастливую жизнь. В отличие от трех своих великих современников Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля, — он был женат и имел детей.
Родиной Тициана был маленький городок Пьеве ди Кадоре, затерявшийся среди крутых пиков живописных и суровых Альп. Точно не известен даже год его рождения. Семья Вечелли была одной из самых старинных в городе. Ее представители из поколения в поколение занимали видные посты и были преданы Венецианской республике. Тициан и его брат Франческо уже в детстве получили широкое образование. А в 10 лет родители отправили их в Венецию учиться живописи у братьев Беллини, в мастерской которого Тициан сблизился с Джорджоне.
Самой первой дошедшей до нас работой художника следует считать картину, выполненную в 1502 году по заказу влиятельного венецианского семейства, «Папа Александр IV представляет Святому Петру Джакопо Пезаро». Еще одна из ранних картин Тициана — «Бегство в Египет» (1508). За годы совместной работы с Джорджоне Тициан приобщился к языку Возрождения, его образы утратили застылость, приобрели тонкую, поэтическую одухотворённость.
В 1508 году в художественной жизни Венеции произошло примечательное событие. Джорджоне окончил росписи фасада Немецкого подворья, поразившие современников совершенством живописной манеры, глубиной и богатством красочного звучания. Фрески, вызвавшие восхищение венецианцев, принесли в город на лагуне дыхание новой эпохи — Высокого Возрождения. Но источники рассказывают, что знатоки особенно хвалили росписи не главного, а бокового фасада подворья. И они с удивлением узнали, что их автором был не Джорджоне, а его юный помощник Тициан Вечелли из Кадоре. Так впервые прозвучало в Венеции имя, которое составило эпоху в искусстве Италии.
Тициан работал также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге. Тесно связанный с художественными кругами, выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
Важным этапом формирования творческой личности Тициана было его пребывание в Падуе. Тициан переехал в 1511 году в этот ближайший к Венеции город на материке, спасаясь от эпидемии чумы. Падуя раскрыла перед Тицианом новый мир искусства. Работы Джотто и Мантеньи приобщили Тициана к «большому стилю» раннего Возрождения.
Жизнеутверждающее искусство Тициана отличается многогранностью, раскрытием глубоких драматических конфликтов эпохи. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана («Христос и грешница», «Цыганская мадонна») с творчеством Джорджоне; самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь земная и небесная», «Флора», «Динарий кесаря»). Тогда же Тициан написал несколько портретов, спокойных и строгих по композиции, тонко психологичных.
Новый период творчества Тициана (1520-1530 годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма в Италии. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы, картины на евангельские и мифологические темы. 1530-1540 годы — время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство.
27 августа 1576 года Тициана нашли мертвым на полу с зажатой кистью в руке. На следующий день, несмотря на эпидемию чумы и карантин, венецианское правительство приняло постановление похоронить с почестями великого художника в храме Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
Картины Тициана на мифологические и античные сюжеты:
Вакх и Ариадна, 1520
| Похищение Европы, 1559
|
Даная, 1553
|
Даная, 1553
|
Даная, 1544
|
Даная, 1544
|
Даная
|
Прометей, 1549
| Орфкй и Эвридика, 1508
| Персей и Андромеда
|
Сизиф, 1549
| Диана и Каллисто, 1559
| Наказание Марсия, 1575
|
Диана и Актеон, 1559
| Диана и Актеон, 1562
| Диана и Каллисто, 1559
|
Триумф Венеры
|
Венера перед зеркалом, 1550
|
Венера Анадиомена, 1525
|
Венера Урбинская, 1538, фрагмент
| Венера Урбинская, 1538
| Венера Урбинская, 1538, фрагмент
|
Венера Урбинская, 1538
|
Венера Урбинская, фрагмент, 1538
|
Венера с органистом и амуром, 1548
| Венера с органистом и собакой, 1550
|
Венера и Амур, 1550
|
Венера и лютнист
|
Венера дель Пардо, 1540
| Воспитание Амура, 1565
|
Легенда о Полидорусе, 1505
Рождение Адониса, 1505
Венера и Адонис, 1554
| Венера и Адонис, 1554
|
Вакханалия на острове Андрос, 1524
|
Пир богов
|
Марс и Венера
|
Пастух и нимфа, 1570
|
Флора, 1515
| Тарквиний и Лукреция
| Тарквиний и Лукреция
|
Картины Тициана на библейские сюжеты:
Папа Александр IV представляет Святому Петру Якопо Пезаро, 1502
Самой первой дошедшей до нас работой художника следует считать картину «Папа Александр IV представляет Святому Петру Якопо Пезаро» (Антверпен). Она выполнена по заказу влиятельного венецианского семейства, чей молодой отпрыск Якопо Пезаро, носивший сан епископа Пафоса на Кипре, стал героем выигранного морского сражения против турок в августе 1502 года.
Художник изобразил святого Петра сидящим с Евангелием в руке в красном хитоне в кресле на мраморном пьедестале, украшенном барельефами. У его ног лежат ключи. К апостолу смиренно обращается папа Александр VI Борджиа, который представляет ему стоящего на коленях с древком папского знамени в руках молодого, уверенного в себе епископа-флотоводца, героя выигранного сражения Якопо Пезаро в одеянии мальтийских рыцарей. Сцена написана на фоне гавани с военными галерами. К моменту написания картины понтифик уже скончался (в 1503 году), и для его изображения послужила одна из гравюр, предоставленная в распоряжение художника самим заказчиком.
Под картиной читается надпись в рисованной рамке: «Портрет одного из членов дома Пезаро из Венеции, произведенного в генералы Святой церкви, Тициан (сделал)». Эту работу никак не назовешь ученической, настолько она самостоятельна по замыслу и исполнению. Еще одна из ранних картин Тициана — «Бегство в Египет» (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Бегство в Египет, 1508
Давид и Голиаф, 1545
| Адам и Ева, 1550
| Каин и Авель, 1544
|
Благовещение, 1557, первый вариант
|
Жертвоприношение Исаака, 1544
|
Благовещение, 1560, Венеция, второй вариант
|
Благовещение, 1535
| Святое семейство с пастухом, 1510
|
Мадонна с Иоанном Крестителем и святой Екатериной, 1530
|
Мадонна со святой Екатериной и кроликом, 1530
|
Цыганская Мадонна, 1512
|
Мадонна с вишнями, 1515
|
Мадонна со святыми и донатором, 1513
|
Мадонна со святыми Антонием и Рохом, 1511
|
Мадонна с младенцем и святыми
|
Мадонна с младенцем и святыми
|
Мадонна с младенцем, 1545
|
Мадонна печали (Mater Dolorosa), 1554
|
Мадонна печали (Mater Dolorosa), 1555
|
Мадонна в вечернем пейзаже, 1562
|
Вознесение Марии (Ассунта), церковь Санта-Мария Глориоза, Фрари, 1518
Положение во гроб, 1526, первый вариант
Картина «Положение во гроб» (Лувр, Париж) преисполнена трагизма.
Происходящая в Гефсиманском саду драматическая сцена написана на фоне ночного неба, освещаемого сполохами зарниц. Слева две женские фигуры, с ужасом наблюдающие за происходящим. Это убитая горем Богоматерь и поддерживающая ее Мария Магдалина в слезах. Трое учеников несут бездыханное тело Христа. Вся сцена основана на цветовых контрастах: освещенное изнутри тело и несколько приглушенные красные, голубоватые и черные одеяния провожающих Спасителя в последний путь.
Много позднее, когда Тициан будет работать для испанского двора, он напишет на тот же сюжет еще две картины (обе в Прадо, Мадрид), в которых драматический накал достигнет наибольшего звучания.
Положение во гроб, 1559, второй вариант
| Положение во гроб, 1566, третий вариант
|
Се человек, 1548
| Христос и мытарь, 1518
| Се человек, 1558
|
Несение креста, 1560
|
Коронование тернием, 1540
|
Христос-вседержитель, 1526
|
Распятие, 1555
|
Воскрешение, 1544
|
Распятие, 1558
|
Мадонны Пезаро, 1526
|
Святой Марк, 1510
|
Снисхождение Святого Духа, 1545
|
Святая Троица, 1554
|
Введение Богородицы во храм, 1554
|
Тайная вечеря, 1552
|
Иоанн Креститель, 1542
| Саломея, 1515
| Саломея, 1576
| Святой Себастьян, 1575
|
Святая Маргарита
| Се человек, 1548
| Явление Христа Марии Магдалине, 1512
|
Поразительна по четкой композиции и колориту картина «Явление Христа Марии Магдалине» (Национальная галерея, Лондон). Все окрашено в золотистые и пурпурные цвета заката — закатные часы, как подметил д'Аннунцио, были «любимым временем Тициана».
В центре картины ярко высвечены две фигуры, образующие как бы равносторонний треугольник, что создает ощущение их движения. Коленопреклоненная Магдалина протягивает руку к воскресшему Спасителю, который, как сказано в Писании, стыдливо прикрывая наготу надгробным саваном, говорит: «Не прикасайся ко Мне (Noli me tangere), ибо Я еще не восшел к Отцу Моему».
Долгое время эту картину приписывали Джорджоне (близкий друг Тициана), исходя из того, что селение в верхней части справа напоминает подобные строения в его «Спящей Венере». Теперь известно, когда Джорджоне погиб в молодости от чумы, дописал одну из его лучших картин Тициан.
Кающаяся Магдалина, 1565
| Кающаяся Магдалина, 1567
| Кающаяся Магдалина, 1551
|
Кающуюся Марию Магдалину «всю в слезах» художника попросил написать герцог Федерико Гонзага.
В качестве модели Тициан использовал некую Джулию Фестину, поразившую его проникновенным взглядом лучистых глаз и огненно-золотистой копной волос, ниспадающих ниже плеч. Отныне дочери булочника, чья лавка находилась по соседству, суждено навечно поселиться во дворцах.
«Кающаяся Мария Магдалина» пользовалась таким спросом, что Тициану пришлось написать несколько ее вариантов не без помощи учеников, внося лишь небольшие изменения в положение рук, наклон головы и пейзаж. Эти копии разбрелись по всему свету, и одна из них даже оказалась в Москве в частном собрании. Биограф Ридольфи упоминает шесть картин на сюжет с кающейся Магдалиной.
На картине молодая грешница, истово молясь, взывает к милосердию небес, стыдливо прикрыв руками обнаженное тело, просвечивающее сквозь длинные волнистые пряди бронзово-рыжих волос. На переднем плане предметы христианской символики — стеклянный сосуд с миром, череп и раскрытое Писание. Сумеречное мерцание отражается отдельными бликами на стекле сосуда, высвечивая подпись Titianus на темном фоне скалы, шелестящие на ветру страницы книги и гладкую поверхность черепа, свидетельствующего о том, что святая Мария Магдалина осознала бренность бытия и все её помыслы теперь направлены к жизни вечной..
По-гречески «Магдалина» означает уроженку города Мигдал-Эль. Согласно Евангелию, Мария Магдалина была исцелена Иисусом от одержимости семью бесами, после этого стала ученицей Христа, присутствовала при его распятии и погребении. Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении. Также Мария Магдалина первая увидела воскресшего Иисуса.
В православной церкви Мария Магдалина почитается как равноапостольная святая, с опорой только на перечисленные выше евангельские свидетельства.
В католической церкви почитание Марии Магдалины было гораздо шире: она отождествлялась с Марией, сестрой Марфы и Лазаря, принимавшей Христа в Вифании, а также с грешницей, в доме у некоего Симона возлившей на голову Христа миро, омывшей его ноги своими слезами и отёршей их своими волосами. В католичестве получил распространение образ Магдалины как раскаявшейся блудницы, в конце жизни удалившейся в пустыню, где она предавалась строжайшей аскезе, оплакивая свои грехи. Её распавшееся от ветхости одеяние было чудесно заменено волосами, скрывшими всё ее тело, а изнеможение от лишений пустынной жизни столь же чудесно целилось тем, что ангелы возносили её в небесные высоты.
Начиная с 1969 года католическая церковь отказалась от формулировки «раскаявшаяся блудница» по отношению к Марии Магдалине.
Образ кающейся блудницы Магдалины оказал большое влияние на западное искусство и на сознание верующих. На многих произведениях искусства образ кающейся Марии Магдалины представлен в жанре «Vanitas» (от латинского «Vanitas vanitatum et omnia vanitas» — «Суета сует — всё суета»).
Православная церковь чтит память святой Марии Магдалины 4 августа.
Святой Иероним, 1575, первый вариант
| Воскрешение Христа, полиптих, 1522
| Святой Иероним, 1575, второй вариант
|
Ужин в Эмманусе, 1530
| Семья Вендрамина перед реликварием, 1545
|
Чудо с отрубленной ногой
| Чудо с заговорившим младенцем
| Чудо с ревнивым мужем
|
(Фрески семинарии Скуола дель Санто братства святого Антония, Падуя, 1511)
Аллегорические картины Тициана:
Любовь Земная и Любовь Небесная, 1514
Великолепно полотно «Любовь Земная и Любовь Небесная» (Рим, галерея Боргезе). Название картины условно; в XVII веке её называли «Красота приукрашенная и неприукрашенная». Произведение можно рассматривать как гимн женской красоте.
Было предпринято много попыток расшифровать сюжет картины: её считали и воплощением неоплатонической идеи любви, и изображением Венеры и Медеи (или Венеры и Елены). О том, что картина связана с образом Венеры, свидетельствует и фигура Амура, вылавливающего цветы из воды, и шиповник — атрибут Венеры.
На зелёной лужайке находится мраморный саркофаг с античным барельефом, наполненный водой. На нём молча расположились золотовласая венецианка (Любовь Земная) в роскошном наряде и порывисто склонившаяся к ней обнажённая богиня (Любовь Небесная), держащая высоко над головой плошку со священным огнем. Над ее плечом взметнулся пунцоый плащ.
Бросается в глаза, что обе светловолосые девы похожи, как сестры. Картина создавалась во время ухаживания художника за юной Виолантой, которую Тициан и изобразил в этой картине.
Однажды Тициан познакомился с юной Виолантой, дочерью своего товарища художника Пальмы Старшего, и любовь задела его. Увлечение было настолько велико, что стало бросаться в глаза окружающим. В городе даже говорили о намерении Тициана жениться. Их часто видели вместе, и Виоланта часами просиживала у него в мастерской, охотно позируя обретшему громкую известность художнику.
Отец девушки был этим недоволен, считая, что юная Виоланта годится в дочери потерявшему голову ухажеру. Влюбленный Тициан и сам осознал, что «желание — не всегда есть любовь».
«Вы мне нравитесь, но не настолько, чтобы жениться на вас. Вы сами видели, что такое для меня живопись: она теперь и спит со мной! Я не создан для женитьбы, да и мы с вами не созданы друг для друга. Разве не так? Подобной красоты я никогда еще не встречал. Значит, придется вас сторожить. Потому что мои друзья, готовые позариться на ваши прелести, только и станут ждать, чтобы я на мгновение отвернулся. Сгорая от страсти целовать ваши ноги, они осыпят вас подарками — шелковые платья, ожерелья, дорогие камни...»
В память о днях безудержной страсти осталась еще великолепная «Флора» (Флоренция, Уффици), один из подлинных шедевров молодого Тициана. Как бы оправдывая свое имя богини Весны, девушка зажала в правой руке пучок первоцвета, а левой придерживает накидку, слегка обнажив грудь.
Образ Виоланты еще долго будет будоражить воображение Тициана.
Черты этой девушки узнаваемы в «Портрете молодой женщины» (Музей истории искусств, Вена), в «Даме с зеркалом» (Лувр, Париж) и в «Саломее» (галерея Дориа Памфили, Рим).
Высказывается предположение, что в «Саломее» Тициан изобразил самого себя в образе Иоанна Крестителя, чью отрезанную голову держит на блюде красавица Саломея.
Платье Любви Земной подпоясано кушаком с пряжкой — эмблемой супружества, о котором также говорит венок из мирта на ее голове.
На парапете фонтана перед ней стоит чаша с драгоценными камнями, символизирующая полноту и благополучие семейной жизни.
Не случайны и два зайца, изображенных на дальнем плане слева, как признак будущей плодовитости.
Вдали расстилается просторный пейзаж с золотистым небом, кристально чистым воздухом и привольно раскинувшимися облаками. Величавая природа — долина, по которой мчатся охотники, озеро с изрезанными берегами, средневековые замки.
Аллегория брака, 1532
Налаженная жизнь, ухоженные дети и обретенная Тицианом отрада в привычном труде породили в нем желание выразить в аллегорической форме верность браку с Чечилией.
Мы видим Венеру в земном одеянии и рядом с ней ее супруга Марса в военных доспехах. Три других персонажа на картине, по всей видимости, представляют Любовь, Веру и Надежду. Купидон, олицетворяющий Любовь, держит на плече пучок стрел.
За Купидоном стоит девушка с проникновенным взглядом, приложив руку к сердцу. Это — Вера, увенчанная миртовым венком. Мирт является символом верности в браке. Третий персонаж — это поднявшая в порыве восторга над головой корзину с розами девушка, символизирующая Надежду.
То, что на картине присутствуют сугубо личные мотивы, более чем очевидно. В Венере нетрудно узнать черты Чечилии, как и на несколько ранее написанной картине «Мадонна со Святой Екатериной и кроликом».
В ее руках стеклянный сосуд как символ бренности земного и хрупкости счастья. Смотрящий на сосуд воин в доспехах Марса положил ей руку на грудь, словно желая развеять ее грустные мысли и подтвердить свою любовь и верность, хотя его взгляд полон грусти. Он удивительно похож на все прежние автопортреты Тициана, да и по возрасту, — а художнику было тогда чуть больше пятидесяти, — не было расхождений.
Три возраста жизни, 1512
Полотно «Три возраста» — картина удивительно прозрачная и ритмичная по композиции с предельно четкими контурами фигур и звучной красочной палитрой.
По всей видимости, она написана в ответ на одноименное произведение Джорджоне (близкий друг Тициана). В отличие от него Тициан перенес действие на природу в погожий летний день. На дальнем плане хорошо просматриваются подгоняемое пастухом стадо, синеющие горы и долина реки Пьяве, где прошли детские годы художника.
Картину следует рассматривать справа налево по часовой стрелке. На переднем плане под кряжистым и высохшим деревом забылись крепким сном два младенца на голой земле, из которой пробиваются на поверхность первые побеги. Их покой оберегает крылатый ангелок.
Под развесистым деревом напротив расположилась молодая пара, для которой жизнь уже в полном расцвете, и поэтому вокруг зеленеет трава. Отыгравший свою партию на флейте обнаженный мужчина пребывает во власти сладостной неги.
Далее на голом пригорке в одиночестве сидит, пригорюнившись, старец, для которого все давно позади. У него в руках два черепа, как напоминание, что жизнь счастливой влюбленной пары внизу отнюдь не долговечна. Аллегорически парабола земного существования завершена — от рождения к молодости и старости.
Если сравнить образ сидящего перед девушкой возлюбленного с известным автопортретом Джорджоне в образе Давида, трудно отделаться от ощущения, что Тициан запечатлел в этой поэтической аллегории образ безвременно умершего художника, отдав тем самым дань величайшего уважения его искусству.
Сельский концерт, 1512
| Аллегория Мудрости, 1565
| Прерванный концерт, 1510
|
Вульгарная любовь, 1515
| Испания спасает Религию, 1575
| Красота, 1516
|
Портреты Лавинии, любимой дочери Тициана:
Девушка с фруктами
| Саломея
| Святая Екатерина
| Лавиния
|
Портреты работы Тициана:
Изабелла Португальская, 1548
| Ла Белла, 1536
| Девушка в шляпе с пером, 1536
| Девушка в меховой накидке, 1537
|
Лаура де Дианти, 1523
|
Изабелла д'Эсте, 1536
|
Портрет дамы, 1555
|
Виоланта, 1515
|
Дама с зеркалом, 1513
|
Элеонора Гонзаго, 1538
|
Дама в белом, 1538
|
Клариссы Строцци, 1542
|
Альфонсо д'Авалос, маркиз дель Васто, 1533
|
Обращение Альфонсо д'Авалосак войску, 1525
|
Федерико Гонзага, герцог Мантуанский 1529
|
Франческо Мария делла Ровере, герцог Урбинский, 1538
|
Мужчина с часами, 1532
|
Писатель Пьетро Аретино, 1545
|
Писатель Пьетро Аретино, 1512
|
Коллекционер Якопо Страда, 1568
|
Король Испании Филипп II, 1551
| Император Карл V в сражении при Мюльберге, 1548
| Император Карл V, 1533
| Император Карл V с собакой, 1532
|
Папа Павел III, 1546
| Рануччо Фарнезе, 1542
| Мужчина с перчаткой, 1525
| Браво (наемный убийца), 1517
|
|