СОШ 8 Подольск, творчество Ван Дейк
главная страница






Автопортреты ван Дейка


Автопортрет
в виде Париса


Автопортрет
в молодости, 1614


Автопортрет



Автопортрет, 1630

Автопортрет с подсолнухом, 1632

Ван Дейк Антонис (Sir Anthony van Dyck) (1599-1641), фламандский живописец, мастер портретной живописи. Виртуозные по живописи, сдержанные по колориту парадные аристократические и интимные портреты замечательны тонким психологизмом и благородной одухотворенностью; религиозные и мифологические композиции в духе барокко.
Родился в Антверпене 22 марта 1599 ггода. В 10-летнем возрасте Дейк был отдан в обучение к антверпенскому живописцу ван Балену. Девятнадцати лет от роду сделался настолько искусен, что был принят в качестве мастера в антверпенскую гильдию Святого Луки. К этому периоду деятельности относятся: «Христос и апостолы», «Пьяный Силен», «Несение Креста» и несколько портретов. Свое художественное образование он довершил под руководством Рубенса.
Слава Ван Дейка быстро начала распространяться за пределы отечества, и он был приглашен ко двору Якова II, а в следующем — совершил путешествие в Италию, в которой он изучал Тициана и Веронезе. Четыре года, проведенных в Италии, благотворно отразились на технике художника. Сохранив силу и широту кисти и блеск колорита, перенятые перед тем от Рубенса, он приобрел, особенно через изучение венецианских мастеров, большую округлость и определенность контуров, большую изящность и глубину колорита, большую пластичность и рельефность моделировки.
Лучшие исторические картины ван Дейка относятся ко времени, следовавшему за возвращением из Италии: «Самсон и Далила», «Сусанна в купальне»; картины на религиозные сюжеты; несколько распятий; «Святые семейства»; сцены из жития святых. Большинство портретов, рассеянных по разным европейским галереям, — относится также к этому периоду его деятельности.
Самым значительным учеником Рубенса, прекрасно перенявшим его манеру, не потеряв при этом своего художественного лица, был Антонис ван Дейк (1599-1641). По примеру Рубенса Ван Дейк много ездил по Италии, изучая ее художественное наследие. С большим вниманием он отнесся к шедеврам венецианской живописи, в Риме его интересовали творения Микеланджело и более поздних мастеров. Ван Дейк продолжает писать портреты местных аристократов. Его портреты можно отличить от портретов Рубенса по той напряженной внутренней жизни, которая светится в глазах моделей. В первой половине XVII века никто, кроме Ван Дейка, не умел создать образ утонченно интеллектуального человека, спокойного, воспитанного и вполне уверенного в себе.
В 1627-32 годах Дейк живёт в Антверпене, работает придворным художником эрцгерцогини Изабеллы. С 1632 года ван Дейк работал в Лондоне придворным художником Карла 1, исполняя многочисленные портреты короля. Здесь он становится «главным живописцем на службе их величеств», получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря, король также подарил ван Дейку два дома и выделил солидную ежегодную пенсию. Благодаря браку с Мери Рутвен, молодой фрейлиной королевы, Дейк входит в ряды английской аристократии. Он принимает участие в роскошной жизни двора, и дом его стал сборным пунктом английской знати и интеллигенции. Он получает портретные заказы от богатой английской аристократии. Эти портреты отличаются строгой изысканностью поз и тонких сдержанных красочных сочетаний. Портретное исксуство Ван Дейка способствовало созданию национальной английcкой школы живописи.
Политические смуты, мешавшие исполнению задуманных им работ, заставили его с женой покинуть Англию и вернуться в Антверпен. Там он получил от антверпенской гильдии звание «почетного декана», которого ранее был удостоен только Рубенс, а после смерти Рубенса в 1640 году пытался завершить его большие исторические картины для испанского короля Филиппа IV.
Посетив Париж, он снова вернулся в Англию, где и умер в Блакфрейерсе 9 декабря 1641 года. По его завещанию он похоронен в лондонском соборе Святого Павла.

Картины ван Дейка на мифологические и античные сюжеты:


Юпитер и Антиопа

Диана и Эндимион


Амур и Психея


Венера просящая у Вулкана
оружие для Анхиса

Пьющий Силен,
Дрезденская галерея


Амур со стрелами

Триумф Силена

Дедал и Икар

Картины ван Дейка на религиозные сюжеты:


Самсон и Далила


Самсон и Далила


Медный змий


Отдых на пути в Египет


Сусанна и старцы


Распятие


Голгофа


Снисхождение
Святого Духа


Малонна с младенцем и
донорами, Лувр


Вознесение
Марии


Снятие с креста

Коронование терновым венцом

Портреты ван Дейка:


Изабелла Брандт
(жена Рубенса)


Мария Луиза
де Тассис


Диана Сесил,
графиня Окфордская


Клелия Каттанео
(дочь Елены Гримальди)


Маркиза Елена
Гримальди


Филиппо Каттанео
(сын Елены Гримальди)


Жена и дочь
Колин де Ноле


Маркиза Джеронима
Спинола-Дориа, Лувр


Семейный
портрет


Портрет молодого
генерала


Карл I (король Англии)
на лошади


Карл I (король Англии)
в охотничьем костюме


Королева Генриетта
Мария


Карл I и королева
Генриетта с детьми


Королева Генриетта
Мария с сыном


Карл I (король Англии) и
Генриетта (королева Франции)


Дети Карла I



Дети Карла I



Принц Уэльский,
будущий Карл II


Принцесса Мария Стюарт и
принц Вильям Оранжский


Филадельфия и
Элизабет Чартон


Георг Дигби и
Вильям Русселл


Портрет
неизвестной


Элизабет Ширли в
восточной одежде


Графиня Анна Далкейч и
леди Анна Кирк

Лорд Джон Стюарт и
лорд Бернард Стюарт

Леди Элизибет Чимберлеб и
Дороти Андовер

Другие картины ван Дейка:


Ринальдо и Армида

Антонис ван Дейк за свою недолгую жизнь создал значительное количество произведений на религиозную и мифологическую тему. Картина «Ринальдо и Армида» написана на сюжет, заимствованный из поэмы «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Тассо. Одна из историй поэмы повествует о рыцаре-христианине Ринальдо и прекрасной Армиде.
Желая ослабить силы крестоносцев, дамасский царь посылает в лагерь к крестоносцам свою прекрасную племянницу волшебницу Армиду. Влюбляя в себя молодых витязей, она увлекает их из войска христиан. Армида ненавидела Ринальдо и хотела отомстить ему за то, что он спас своих товарищей, которых она, подобно волшебнице Цирцее, превратила в монстров.
У реки Оронт (Сирия) Ринальдо погрузился в волшебный сон. Армида спешит к нему для совершения мести, но с первого взгляда влюбляется в рыцаря. Она опутывает спящего Ринальдо волшебными узами из цветов — лилий и роз — и переносит его в зачарованные сады на далеком острове. В любовных утехах прославленный рыцарь забыл о своем высоком долге.
Чтобы вернуть его, посылают двух воинов. Воины находят Ринальдо в волшебном саду Армиды и подносят к его глазам щит, чтобы он увидел в нем, как в зеркале, что пренебрегает своими обязанностями. Ринальдо оставляет колдунью и возвращается к битве.
Эти события образуют последовательность сюжетов, которые приобрели широкую популярность у итальянских и французских художников XVII-XVIII веков.