Портрет Ватто
Жан Антуан Ватто (Jean Antoine Watteau) (1684-1721), французский живописец.
Антуан Ватто родился во фламандском городе Валансьенне, вскоре отошедшем к Франции, в восемнадцать лет пешком пришел в Париж, без денег, без работы, без покровителей. В 1705 году стал учеником знаменитого художника-декоратора Клода Жилло. Работал у Клода Одрана, резчика по дереву. Благодаря Одрану, исполнявшему обязанности хранителя коллекции Люксембургского дворца, Ватто познакомился с произведениями Рубенса, фламандских и голландских мастеров, оказавших сильное воздействие на технику и колорит его работ.
Ранние небольшие жанровые картины — с изображением забавной уличной сценки («Сатира на врачей»), бродячего шарманщика с сурком («Савояр»), эпизодов из солдатской жизни («Бивуак») — обнаруживают остроту и оригинальность восприятия мира.
Затем Ватто увлекает написание сцен из театральной жизни. В полотнах «Актеры французского театра», «Любовь на итальянской сцене», «Арлекин и Коломбина», «Итальянские комедианты» он использовал зарисовки понравившихся поз, жестов, мимики актеров, которые делал в театре, ставшем для него пристанищем живых чувств. Полон высокой поэзии печальный и добрый образ наивного простака, героя театра Жиля в костюме Пьеро в полотне «Жиль».
Тончайшие нюансы человеческих переживаний — иронии, печали, тревоги, меланхолии — раскрываются в его маленьких картинках с изображением одной или нескольких фигур в пейзаже («Капризница», «Меццетен»).
Ватто писал и декорации для опер, и это занятие повлияло на род его картин, изображавших веселые, фантастические праздники, изящные женские и мужские фигуры, красивые, несколько театральные сады, украшенные вазами и статуями. Веселость и изящество его композиций, пришлись по вкусу современному французскому обществу: картины Ватто раскупались нарасхват. Еще больше чем картин, он расписал дамских вееров и разной мебели...
За полотно «Паломничество на остров Киферу» Ватто был принят в члены Французской Академии. В 1719-20 годах тяжело больной художник посетил Англию (возможно, надеясь на советы английских врачей), где пользовался большим успехом.
Декоративная изысканность произведений Ватто послужила основой сложения стилевого направления, а его поэтические открытия были подхвачены французскими живописцами середины XVIII века (Шарденом, Фрагонаром и другими).
Картины Ватто на мифологические сюжеты:
Суд Париса, 1737
| Купание Дианы, 1720, Лувр
|
Церера (Лето), 1712
| Зевс и Антиопа
| Разоружение купидона, 1715
|
Нимфа фонтана
| Нимфа фонтана, 1708
|
Другие картины Ватто:
Итальянская Комедия, 1714
| Французская Комедия, 1714
|
Итальянские комедианты, 1720, Национальная галерея искусства, Вашингтон
|
Французские комедианты, 1720, Метрополитен, Нью-Йорк
|
Арлекин и Пьеро, 1716
| Сатира на врачей, 1709
|
Пьеро (Жиль), 1719, Лувр
| Отдых на пути в Египет, 1719, Эрмитаж, Санкт-Петербург
| Шарманщик, 1716, Эрмитаж, Санкт-Петербург
|
Бивуак, 1710
| Елисейские поля
|
Паломничество на остров Киферу, 1717
| Прибытие на остров Киферу, 1717
|
Веселая компания на отдыхе, 1716
| Свадебный контракт, 1713
|
Перспектива, 1718, Музей изящных искусств, Бостон
| Любовная песня, 1717, Национальная галерея, Лондон
|
Танец, 1716
| Две кузины, 1716
|
Voulez-vous triompher des belles
| Остановка после скачек, 1720
| Капризная дама, 1718
|
Кокетки, 1718
| Туалет, 1718
|
|