СОШ 8 Подольск, творчество Ватто
главная страница






Портрет Ватто


Жан Антуан Ватто (Jean Antoine Watteau) (1684-1721), французский живописец.
Антуан Ватто родился во фламандском городе Валансьенне, вскоре отошедшем к Франции, в восемнадцать лет пешком пришел в Париж, без денег, без работы, без покровителей. В 1705 году стал учеником знаменитого художника-декоратора Клода Жилло. Работал у Клода Одрана, резчика по дереву. Благодаря Одрану, исполнявшему обязанности хранителя коллекции Люксембургского дворца, Ватто познакомился с произведениями Рубенса, фламандских и голландских мастеров, оказавших сильное воздействие на технику и колорит его работ.
Ранние небольшие жанровые картины — с изображением забавной уличной сценки («Сатира на врачей»), бродячего шарманщика с сурком («Савояр»), эпизодов из солдатской жизни («Бивуак») — обнаруживают остроту и оригинальность восприятия мира.
Затем Ватто увлекает написание сцен из театральной жизни. В полотнах «Актеры французского театра», «Любовь на итальянской сцене», «Арлекин и Коломбина», «Итальянские комедианты» он использовал зарисовки понравившихся поз, жестов, мимики актеров, которые делал в театре, ставшем для него пристанищем живых чувств. Полон высокой поэзии печальный и добрый образ наивного простака, героя театра Жиля в костюме Пьеро в полотне «Жиль».
Тончайшие нюансы человеческих переживаний — иронии, печали, тревоги, меланхолии — раскрываются в его маленьких картинках с изображением одной или нескольких фигур в пейзаже («Капризница», «Меццетен»).
Ватто писал и декорации для опер, и это занятие повлияло на род его картин, изображавших веселые, фантастические праздники, изящные женские и мужские фигуры, красивые, несколько театральные сады, украшенные вазами и статуями. Веселость и изящество его композиций, пришлись по вкусу современному французскому обществу: картины Ватто раскупались нарасхват. Еще больше чем картин, он расписал дамских вееров и разной мебели...
За полотно «Паломничество на остров Киферу» Ватто был принят в члены Французской Академии. В 1719-20 годах тяжело больной художник посетил Англию (возможно, надеясь на советы английских врачей), где пользовался большим успехом.
Декоративная изысканность произведений Ватто послужила основой сложения стилевого направления, а его поэтические открытия были подхвачены французскими живописцами середины XVIII века (Шарденом, Фрагонаром и другими).

Картины Ватто на мифологические сюжеты:


Суд Париса, 1737

Купание Дианы, 1720, Лувр


Церера (Лето), 1712

Зевс и Антиопа

Разоружение купидона, 1715


Нимфа фонтана

Нимфа фонтана, 1708

Другие картины Ватто:


Итальянская Комедия, 1714


Французская Комедия, 1714


Итальянские комедианты, 1720,
Национальная галерея искусства, Вашингтон


Французские комедианты, 1720,
Метрополитен, Нью-Йорк


Арлекин и Пьеро, 1716


Сатира на врачей, 1709


Пьеро (Жиль),
1719, Лувр

Отдых на пути в Египет, 1719,
Эрмитаж, Санкт-Петербург

Шарманщик, 1716,
Эрмитаж, Санкт-Петербург


Бивуак, 1710


Елисейские поля


Паломничество на остров Киферу, 1717


Прибытие на остров Киферу, 1717


Веселая компания на отдыхе, 1716


Свадебный контракт, 1713


Перспектива, 1718,
Музей изящных искусств, Бостон


Любовная песня, 1717,
Национальная галерея, Лондон


Танец, 1716

Две кузины, 1716


Voulez-vous triompher des belles

Остановка после скачек, 1720

Капризная дама, 1718


Кокетки, 1718

Туалет, 1718