Наказание Кореа, 1481
В теме фрески — предупреждение, повторенное позже Микеланджело в «Страшном суде», что наказание Бога будет падать на того, кто выступает против его веления. Это написано в центре триумфальной арки.
Библейская история:
Моисей поднялся на гору Синай, и Бог вручил ему две каменные доски-скрижали, на которых эти заповеди были записаны. Сорок дней оставался Моисей на вершине горы, и Бог беседовал с ним, сообщая ему законы, которых следует придерживаться в жизни.
Между тем спутники Моисея ждали его у подножия горы. Дни проходили за днями, а Моисея все не было. Тогда евреи забеспокоились, усомнились в благосклонности Бога к Моисею и решили вернуться к прежним, языческим богам. Они стали требовать у Аарона: «Встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами; ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось».
Они собрали у женщин все их золотые украшения и отлили золотого тельца и поклонились ему как богу, принесли ему жертвы, а потом устроили трапезу и священные пляски. В это время Моисей спустился с горы. Увидев нечестивое пиршество, он разгневался, в ярости разбил о скалу скрижали с заповедями, а золотого тельца стер в порошок и высыпал порошок в воду. Многие израильтяне тут же раскаялись, что отступились от истинного Бога, тех же, кто не раскаялся, Моисей приказал предать смерти.
Фреска воспроизводит три эпизода, каждый из которых изображает восстание евреев против назначенных Богом лидеров (Моисея и Аарона), и последующим божественным наказанием зачинщиков.
C правой стороны картины, люди, раздраженные различными испытаниями, которые пришлось преодолеть во время исхода из Египта, требуют, нового лидера, который поведёт их назад в Египет. Они угрожают Моисею камнями. Он изображён, как старик, с длинной белой бородой. За ним, группа его сторонников, один из них пытается защитить Моисея.
Центр фрески показывает зачинщиков, Кореа и его сыновей, которые устроили бунт. Аарон рассержен, он в синей одежде, раскачивает кадило, призывая гнев Божий. Моисей, также рассерженный поклонением золотому тельцу, поднял жезл и грозит наказанием. Виновники бунта испуганы. Художник перенес действие в Рим, запечатлев на заднем плане в центре арку Константина, символизирующую здесь торжество высшего, божественного закона. Справа изображены античные руины, которые должны напоминать о сокрушении непокорных.
Наказание следует на левой стороне картины. Земля поглощает мятежников. Два невинных сына Кореа, оказываются на облаке, освобожденные от божественного наказания.
Разделенная на три сцены композиция выглядит одним целым. Этому способствует не только единый пейзаж, в который помещено все изображение, но и эмоциональная волна. Она пробегает от левого края фрески через центр и несколько гаснет в группе людей справа, но, будучи подхваченной Моисеем с печатью праведного гнева на челе, воздевающим руки, вспыхивает вновь. Сложный ритм, которому подчинено настроение картины, становящийся то сильнее, то слабее, - одна из особенностей, отличающих живопись Боттичелли.
|