Сикстинская Капелла, Библейские сюжеты
При помощи иллюзорно переданных живописью архитектурных деталей Микеланджело разделил центральную часть свода на девять прямоугольных композиций, заполненных изображениями основных библейских событий. Композиции расположены так, что зритель может последовательно рассматривать их, идя от алтарной стены к выходу.
Отделение света от тьмы, 1511
Фреска «Отделение света от тьмы» последняя из выполненных Микеланджело и первая по ходу сюжета, то есть изображает, согласно библии, начальный момент творения. Она небольшая по размеру, но величественная. Человекообразный вихрь в своем космическом парении отодвигает тучу тьмы. «Да будет свет» — провозгласил Господь, и, отделив свет от тьмы, явил самого себя как свет. Вазари замечает, что Микеланджело, «дабы показать совершенство искусства и могущество Бога, изобразил в своих историях, как он, являя свое величие, отделяет свет от тьмы и с распростертыми дланями парит, сам себя поддерживая...»
Сотворение солнца и луны, животных и растений, 1511
В фреске «Сотворение солнца и луны и сотворение животных и растений» фигура Господа изображена дважды — на подлете и отлете: справа, когда он придает форму раскаленному диску солнца и холодному диску луны (восхищение вызывает потрясающая сила жеста рук Творца, ракурс тела, передающий мощь полета в космосе), и на другой стороне, когда он повелительным жестом заставляет в первый раз вырасти траву (здесь также замечательно передан полет, при этом ракурс со спины можно назвать весьма смелым). Вместе с контрастом света и тени движение двух фигур в противоположном направлении усиливает динамическое напряжение. Разметавшиеся пряди густой бороды, развевающийся плащ и широкий размах рук все это также подчеркивает быстроту движения. Большой диск солнца — тот красочный элемент, который ярко выступает в контексте боле приглушенных тонов всего остального.
Отделение земли от воды, сотворение рыб и морских животных, 1511
Почти все поле фрески «Отделение земли от воды, сотворение рыб и морских животных» занимает огромная фигура Саваофа, как бы парящая в воздухе. Три ангела, поддерживающие всемогущего Создателя, потерялись в складках огромного плаща. Бог летит в пространстве, отделяя своим телом сушу от воды и устанавливая на земле существующий порядок.
Главный акцент сделан на движении и освящающем жесте Бога. Его широко раскинутые всемогущие руки проникнуты трепещущим движением, создавая и благословляя все живое на земле. Этот сюжет иногда называется «Господь, благословляющий мир». Спокойное величественное лицо Бога дышит отеческой добротой.
Сотворение Адама, 1510
Из фресок, иллюстрирующих события книги Бытия, самой совершенной является «Сотворение Адама». Кажется, что созидательная энергия переливается из образа Господа в зрителя, ощущающего себя причастным к акту Творения. Бог одной рукой опирается на ангелов, а другую простирает к Адаму, написанному таким прекрасным, что кажется, будто он сотворен высшим и изначальным создателем своим, а не кистью и по замыслу человека.
Атлетического сложения фигура Адама по своим пропорциям восходит к античным канонам. В этом образе художник воплотил заимствованные из античности гуманистические представления людей эпохи Возрождения об идеально прекрасном человеке, в котором совершенные формы тела обязательно должны соответствовать высоким душевным качествам. Во всей фигуре Адама предугадывается такое богатство сил и вместе с тем такая вера самого автора в человека, что образ этот становится символом всей эпохи Возрождения.
Адам сотворяется в тот миг, когда пальцы Бога (предстающего здесь в первой своей ипостаси — Бога-Отца) и первого человека касаются друг друга в жесте любви. У современного зрителя это невольно вызывает ассоциацию с тем, как возникает электрический разряд. Лица Бога и человека излучают любовь.
Некое существо изумительной красоты являет свой лик среди ангелов, несущих на своих крыльях Господа; он обнимает его левой рукой. Эта фигура давно интригует искусствоведов, они трактуют ее по-разному: как несотворенную Еву или как Софию (божественную мудрость).
Сотворение Евы, 1510
Композиция фрески «Сотворение Евы» построена по принципу симметрии. Слева внизу, прислонившись к высохшему дереву, полулежит Адам; он безмятежно спит, чему-то улыбаясь во сне. Справа изображена монументальная фигура стоящего Бога-Отца, окутанная драпировками. Повелительным жестом поднятой правой руки он вызывает к жизни Еву, выходящую из ребра спящего Адама. Обнаженная фигура Евы с молитвенно сложенными руками занимает центр композиции.
Весь смысл этой композиции — в изображении титанических сил человека: ничего божественного, тем более мистического нет в мощной фигуре Бога. Это — человек, своим разумом и волей, сосредоточенными во взгляде, повелительным движением правой руки вызывающий к бытию новую жизнь.
Грехопадение и изгнание Адама и Евы из рая, 1510
В фреске «Грехопадение и изгнание Адама и Евы из рая» художник изображает два эпизода: грехопадение и изгнание Адама и Евы из рая. Древо познания добра и зла является центральным стержнем композиции и делит ее на две части.
Слева в тени зеленого дерева изображены Адам и Ева в последний миг своего безмятежного счастья в раю. Это изображение Евы считается одним из самых пленительных женских образов в творчестве Микеланджело. Неторопливо протягивает она руку, чтобы взять фатальное яблоко. Адам же, сгорая от нетерпения, спешит сам сорвать запретный плод. В центре фрески фигура дьявола-соблазнителя, представленного в образе женщины-змеи, обвившейся вокруг ствола.
В правой части изображены изгоняемые из рая Адам и Ева. Они уходят в пустынный и голый мир. Адам принимает удар судьбы более стойко, чем Ева; он уходит, защищая себя и свою подругу от меча ангела.
Интересно, что три вертикальных элемента: пара слева, Древо познания и пара справа, соединенные протянутыми вверху руками, образуют латинскую букву M.
Жертвоприношение Ноя, 1509
Центром фрески «Жертвоприношение Ноя» является алтарь, поставленный углом к зрителю: его грани дают ясное представление о пространстве. Вокруг алтаря расположены группы фигур: сзади — Ной с женою и дочерью, на переднем плане справа и слева — фигуры молодых людей с жертвенными дровами и животными. За стеной слева — просвет в небо, на фоне которого вырисовываются очертания исполинских животных. Ной празднует спасение от потопа, принося жертву Богу; ему помогают члены его семьи.
Библейская легенда. Бог, оскорбленный безнравственным поведением людей, принял решение наказать их. Но среди грешников был праведный человек — Ной. У него было три сына: Сим, Хам и Иафет. Решив спасти их от наказани (потопа), Бог приказал Ною построить ковчег, поместить туда семью, а также по паре всего живого, что было на Земле: зверей, животных, птиц, насекомых.
«И продолжалось на земле наводнение сорок дней, ... все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге».
В честь чудесного спасения «устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение». И Господь простил людей.
«И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю».
Всемирный потоп, 1509
«Всемирный потоп» был первой сюжетной композицией, исполненной Микеланджело. Здесь мастер явно не ставил себе задачей изображение космической катастрофы, дождя и воды, заливающей сушу. Выразителями всех трагических событий являются человеческие фигуры. Они расположены группами.
На переднем плане слева возвышается холм, из-за которого движется группа измученных и объятых ужасом людей. Среди них жених на своих плечах несет испуганную невесту, мать пытается укрыть своих детей от разбушевавшейся стихии, а рядом обезумевший от страха юноша в надежде уцелеть карабкается на гнущееся под порывами ветра дерево.
Справа, под навесом в отчаянии сидят люди. Ближе к середине старец несет тело прекрасного юноши. К ним в глубокой скорби протягивают руки бородатый старец и женщина. Возможно, что Микеланджело хотел показать, что даже стихийная катастрофа не может лишить человека человеческих чувств. За этой трогательной группой, полной глубоко человеческой теплоты, и в виде контраста к ней Микеланджело изобразил лодку, на которой люди, озверевшие от страха, ударами кулаков и палок гонят тех, кто пытается спастись, уцепившись за борт. На дальнем плане изображен ковчег, вокруг которого также бушуют страсти. Отказавшись полностью от передачи живописными средствами грозы и бури, туч и ливня, мрака и смятения, художник сосредоточил все внимание на изображении людей перед лицом приближающейся смерти; он показывает их поведение в зависимости от душевных сил и качеств.
Библейская легенда. «В сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей... И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло... все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге» (Книга Бытия)
Предания о потопах можно найти во всех частях мира. Наукой подтверждена его историческая реальность. Символически потоп предстает как этап возрождения: человеческие грехи, глупость и беспорядок затоплены и есть возможность создания преображенного, более мудрого человеческого общества. Проливные дожди сохраняют что-то от символического содержания потопа; каждый ливень равносилен очищению и возрождению.
Широкая распространенность предания о потопе свидетельствует о том, что потоп был событием, охватившим все человечество, и оно сохранилось в памяти многих ветвей человеческого рода. Артур Гук сообщает, что халдеи, финикияне, вавилоняне, фригийцы, сирияне, персы, греки и даже армяне — все они имели, более или менее, согласные сказания о потопе.
Опьянение Ноя, 1509
Следующая композиция (первая от входа в капеллу) — «Опьянение Ноя». Микеланджело пренебрег хронологической последовательностью, поскольку эта фреска должна быть после «Потопа». Вместо этого, Ной спящий и осмеянный сыном — первая фреска, которую видит входящий.
В центре — спящий, обнажённый Ной; Хам, стоящий спиной к нам, указывает пальцем на отца. В этой фреске показано впадение в грех Хама, который осмелился насмехаться над наготой опьяневшего отца.
Почти всю плоскость картины занимает темное помещение под навесом. Только слева — просвет в даль, искрящийся светлыми серебристыми тонами. Могучую фигуру Ноя Микеланджело построил по принципу противоположных движений: правая нога вытянута, левая — согнута в высоко поднятом колене, левая рука вытянута, а правая — согнута, образуя надежную опору для обнаженного корпуса. Светлые фигуры трех сыновей рельефно вырисовываются на темном фоне. Бесчувственное, но не безжизненное тело Ноя противопоставлено фигурам сыновей, оживленно жестикулирующих и разговаривающих друг с другом, и старцу в яркокрасной одежде, вскапывающему землю лопатой.
Библейская легенда. Сыновья Ноя, вышедшие с ним из ковчега, были Сим, Хам и Иафет. Ной стал возделывать землю и насадил виноградник. Когда из виноградного сока сделал вино и попробовал его, то опьянел, потому что еще не знал силы вина, и раскрывшись, лежал обнаженным в шатре своем. Это увидел сын его Хам, он непочтительно отнесся к отцу своему, пошел и рассказал об этом своим братьям. Сим же и Иафет взяли одежду, подошли к отцу так, чтобы не видеть его наготу, и покрыли его.
Когда Ной проснулся и узнал о поступке меньшего сына, то проклял его, и сказал, что потомки его будут в рабстве у потомков его братьев. А Сима и Иафета он благословил и предсказал, что в потомстве Сима сохранится истинная вера, а потомки Иафета распространятся по земле и примут веру от потомков Сима.
Ной прожил 950 лет, он был последний, достигший такой глубокой старости. После него силы человеческие стали оскудевать, и люди могли доживать только до 400 лет. Но и при такой все еще долголетней жизни люди быстро размножались.
Все, что предсказал Ной своим сыновьям, в точности исполнилось.
|