СОШ 8 Подольск, станца д’Элиодоро
главная страница






Станца д’Элиодоро

Интерьер станцы д’Элиодоро

Станца д'Элиодоро (Stanza d’Eliodoro), покои папы для приема гостей, была расписана Рафаэлем в 1511-1514 годах. Тематика её росписей — религиозные легенды и эпизоды из истории церкви, когда она благодаря божественному вмешательству избавляется от грозящих ей опасностей.
Фреска «Изгнание Элиодора из Иерусалимского храма», по которой станца получила своё название, рассказывает о чуде, когда сирийский военачальник Элиодор пытался похитить в Иерусалимском храме хранившуюся там казну вдов и сирот, но, вняв молитве первосвященника, бог послал небесных воинов, изгнавших грабителя.
Выбор сюжета из Ветхого Завета не случаен. В те тревожные для церкви времена, когда в мире нарастало антикато­лическое движение, а в самой Италии папа вынужден был с оружием в руках охранять церковные владения от посягательств соседей и иноземных захватчиков, изображение это должно было служить предостережением всем тем, кто поднимет руку на имущество церкви или посягнет на ее целостность.
Считается, что в этом сюжете содержится намёк на изгнание французов из Папской области. Такая интерпретация сюжета тем более очевидна, что в левой части фрески среди созерцающих чудо зрителей, в испуге и отчаянии взывающие о помощи, изображен папа Юлий II, спокойно восседающий на носилках, окруженных царскими гвардейцами. Папа сам пожелал, чтобы его изобразили на этой фреске. Прекрасно передан характер этого сильного и властного человека из семейства делла Ровере, которому к тому времени было уже под семьдесят, но темперамент его нисколько не затухал.
Кстати сказать, согласно легенде, здесь есть и изображение Дюрера. Один из гвардейцев на переднем плане, действительно похож на этого немецкого художника. Есть упоминание о том, что Дюрер во время второго пребывания в Италии или несколько позже, послал Рафаэлю свои гравюры, которые тому очень понравились, и чтобы отблагодарить немецкого собрата, он будто бы ввел его в свою фреску.
Справа изображены небесные посланцы — всадник в золотых доспехах и двое юношей с прутьями — и поверженный наземь Элиодор, в ужасе ожидающий неизбежной кары. На дальнем плане — первосвященник, молящийся у алтаря о божественном заступничестве.
В этой росписи обращает на себя внимание смелость композиционного построения. Главное действие располагается здесь не в центре, но перенесено вправо, и стремительный ритм его уравновешивается изображением теснящейся слева толпы и высящейся над нею фигурой папы.
Над этой фреской Рафаэль работал вместе с помощниками.


Изгнание Элиодора из Иерусалимского храма



Сюжет «Месса в Больсене»» заимствован из средневековой хроники. На ней изображено чудо, которое произошло в 1263 году в церкви местечка Больсена, когда немецкий священник приступил к обряду освящения причастия, в душе не веря в истинность его, хостия (облатка) в его руках обагрилась кровью. Полились струйки крови. Традиционно пять струек, две из которых символизировали кровь из пробитых ладоней распятого Христа, другие две — из ступней и одна — из пробитого бока.
Неверие этого священника было чудесным образом разоблачено перед всеми присутствующими на литургии. Здесь в завуалированной форме присутствует полемика с немецкими еретиками, с протестантами, с движением, которое еще не победило, но к этому времени уже проявило себя. Реформационные течения в начале XVI века были достаточно распространены.
Присутствующему при этом папе Рафаэль снова придал черты Юлия II, благодаря чему и это произведение приобрело современное звучание. Папа изображен здесь как строгий неумолимый свидетель этого грозного разоблачительного чуда. Здесь имеется также еще ряд превосходных портретов. В нижней части композиции, слева — свита Юлия II: сановники Церкви, кардиналы, епископы, а справа — фигуры швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы.
Согласно легенде, здесь есть и изображение Дюрера. Один из швейцарцев, несущих папские носилки на переднем плане, действительно похож на этого художника. Есть упоминание о том, что Дюрер во время пребывания в Италии послал Рафаэлю свои гравюры, которые тому очень понравились, и чтобы отблагодарить немецкого собрата, он будто бы ввел его в свою фреску.
Фреска принадлежит целиком кисти Рафаэля.


Месса в Больсене



Фреска на противоположной боковой стене – «Чудесное изведение апостола Петра из темницы» – написана на сюжет из «Деяний апостолов». Она рассказывает о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Здесь содержится намёк на эпизод из жизни папы Льва Х (в миру — Джованни де Медичи), сыне Лоренцо Великолепного, властителя Флоренции. Папы Лев Х избран после смерти Юлия II в результате почти единодушного голосования. Новый папа, как и все в этой семье, был человеком образованным, интересовался теологией, поэзий и музыкой, равно как и античными древностями, хранителем которых в 1515 году стал Рафаэль.
Будучи еще юношей (в возрасте 13 лет) юный Джованни де Медичи был назначен кардиналом. Он принял участие в сражении с французскими войсками под Равенной в 1512 году и попал в плен, из которого ему удалось бежать.
Свет, сияние — основной мотив фрески. Композиция делится на три части. В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, а в левой части — проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу.
Рафаэль с необычной тонкостью передает сложные эффекты ночного освещения — ослепительного сияния, окружающего ангела, холодного света луны, красноватого пламени факелов и их отсветы на латах стражников. Все это способствует созданию драматического настроения и глубокой выразительности картины. Фреска принадлежит целиком кисти Рафаэля.


Чудесное изведение апостола Петра из темницы



«Встреча Льва I Великого с Аттилой» — тоже аллегория на борьбу с Францией. Работа была начата при Юлии II и закончена после его смерти в 1513 году. На фреске Лев Великий изображен с лицом папы Льва X. Таким образом, мы видим, что преемник Юлия II Лев X предстает перед нами дважды в разных качествах: как кардинал (в предыдущей фреске) и как папа.
Значительная часть этой фрески написана учениками Рафаэля.


Встреча папы Льва I Великого с Аттилой

Тему Божественного вмешательства в события человеческой истории представляют и фрески свода: Неопалимая Купина, Предупреждение Ноя о потопе, Сон Иакова, Жертвоприношение Авраама.
В создании росписей станцы д"Элиодора принимали активное участие художники из мастерской Рафаэля, в том числе один из самых знаменитых его учеников — Джулио Романо.


Библейские сцены на сводах станцы



Неопалимая Купина


Жертвоприношение Авраама


Предупреждение Ноя о потопе

Сон Иакова