Тема:

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в словах. 2 класс(1-4)

 

Цели: практическое занятие по правильному написанию изученных орфограмм, закрепление.

                                       

                                         Ход урока.

 

1. Организационный момент.

                      Заколдованные буквы (сказка).

     Как-то в прекрасную страну Азбуковедения прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что они стали друг на друга похожими.

     Буква О стала походить на А, Е на И, А на О, И на Е. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе Ударение могло помочь буквам. Достаточно было ему ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с неё обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Буква под ударением ясна и понятна. Называется она Ударная Гласная. А вот те гласные, которых Ударение ещё не коснулось, называют Безударными Гласными. Они ещё Заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, поможете им. Помните волшебные слова: ударение над гласной может сделать букву ясной.

 

2. Сообщение темы и целей урока.

      - Сегодня на уроке мы будем работать со словами с безударной гласной в корне (проверяемой и непроверяемой). А помогут нам верные друзья – сказки и сказочные герои. Итак, в путь.

      - Открыли тетради. Число. Классная работа.

 

3. Чистописание.

     Ее  ве  ен  зе  ел  ре  ет (на доске)

      - Прочитайте слоги и разбейте их на 2 группы.

      - Напишите слоги, которые начинаются с буквы е.

       - Какой слог лишний? Почему? (Слово ел).

     Егор Елена Ершов Евгений (на доске)

      - Что общего в словах? Почему?

      - Какие ещё слова пишутся с большой буквы?

      - Разбейте слова на две группы (имена – фамилии, женские – мужские).

      - Запишите фамилию.

 

4. Работа по теме.

   1. – Кто такой Ершов? (Писатель, написал сказку «Конёк-Горбунок»).

            Начало сказки (4 строки на листочках).

За г_рами, за д_лами,

За ш_рокими м_рями,

Против неба – на з_мле

 Ж_л ст_рик в одном с_ ле

      - Прочитаем хором.

      Задание: запишем с комментированием по строчкам.

      - Что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне?

      Вывод: Если буква гласная вызвала сомнение,

                    Ты её немедленно поставь под ударение.

   2. – К нам в гости пришли сказки, но они заболели (на доске).

 «К_нёк-Г_рбунок»

 «Аленький   цв_точек»

 «Гуси- Леб_ди»

 «З_лотой   ключик»

«Петушок и б_бовое   зёрнышко»

«Мужик и м_дведь»

      Задание: вставьте пропущенные буквы, подберите устно проверочные слова.

                          (сигнальные карточки)

      - Разделите названия сказок на 2 группы. ( о животных – бытовые, авторские – русские народные).

      - Какое слово не можем проверить? Почему? (Словарное слово медведь, непроверяемая гласная).

 

5. Физминутка. Игровой момент.

      - Положите головы на парту. Закройте глаза. Расслабтесь, представьте себе те картины, которые описывает А.С. Пушкин.

        (Учитель читает и раскладывает «следы» по полу)

У Лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы неведомых зверей…

      - Открыли глаза. Поднимите головы. Посмотрите, на полу следы. Следы непростые, на них написаны слова.

      Задание: разделимся на 2 команды:

               1 ряд                                                            3 ряд

  Собрать следы только со                             Собрать следы только со

  словами, где проверяемая                           словами, где непроверяемая

  безударная гласная и встать                       безударная гласная (словар. слова)

  у окна.                                                           и встать у двери.

Слова для справок: садовник, берёза, лисица, медведь, сапог, мороз, девочка, сорока, весело, пчела, доброта, цветок, теремок, толстяк, козлёнок, старик.

      - Какие допустили ошибки?

      - Почему их допустили?

      - Какие из этих слов встречали в сказках?

 

6. Работа по теме (дифференцированное задание).

      - По следам дошли к следующему заданию.

        (На доске плакаты с заданиями).

      - Прочитайте предложения. Из каких сказок они взяты?

      Задание: выписать слова с пропущенными буквами, написать проверочные слова, обозначить орфограмму ( ударение, _).

                Зелёные                                                                     Жёлтые,  красные

      А на пригорке з_лёном цв_тёт                           Яблоня засл_нила ветками, прикрыла

цв_точек аленький кр_соты невиданной.                л_сточками, гуси-леб_ди прол_тели.

      Скорая помощь:  Красивый

                                   Красный

                                   Красавица

                                   Краше – выберите проверочное слово.

- Проверим.

 

7. Самостоятельная работа (дифференцированное задание).

      Звучит музыка.

      - Из какой сказки прозвучала музыка?

      - ________ принёс для вас задания в конвертах.

      Красные

      Задание: замени одним словом и запиши через запятую. (Подсказка: словарные слова).

Составь предложение с одним из слов и запиши.

      1. Верхняя одежда (Пальто)

      2. Средство передвижения (Машина)

      3. Как называется предприятие, где делают машины (Завод)

      4. Прыгает ловко,

          Любит морковку (Заяц)

      5. С хозяином дружит, дом стережёт,

          Живёт под крылечком, хвостик колечком (Собака)

      6. Кто чирикает? (Воробей)

      7. Кто стрекочет? (Сорока)

      Жёлтые

      Задание: устно объясни написание и значение слов. Составь и запиши предложения с этими словами.

      Л_нейка, гн_здо, п_ла, скв_рец.

      Зелёные

      Задание: вставь пропущенные буквы и запиши слова. Составь устно рассказ, используя эти слова.

      В_сна, т_пло, прил_тели, гн_здо, пт_нец, вес_ло, щ_бетать.

      - Проверим.

 

8. Итог урока. Оценки.

      - Чем занимались на уроке?

      - Поднимите руки, кому понравилось? Кому нет?

Д/з упр. + попробуйте составить загадки о весне, солнце, ручейке (по выбору).