Тема:
Проверяемые
и непроверяемые безударные гласные в
словах. 2 класс(1-4)
Цели: практическое
занятие по правильному написанию изученных орфограмм, закрепление.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Заколдованные буквы (сказка).
Как-то в прекрасную страну Азбуковедения прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли
гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что они стали друг на друга
похожими.
Буква О стала
походить на А, Е на И, А на О, И на Е. Колдун исчез, а в стране началась
величайшая путаница. Только доброе Ударение могло помочь буквам. Достаточно
было ему ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с неё
обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Буква под ударением
ясна и понятна. Называется она Ударная Гласная. А вот те гласные, которых
Ударение ещё не коснулось, называют Безударными Гласными. Они ещё Заколдованы и
ждут своего часа. Вы, ребята, поможете им. Помните волшебные слова: ударение над гласной может сделать букву
ясной.
2. Сообщение темы и целей урока.
-
Сегодня на уроке мы будем работать со словами с безударной гласной в корне
(проверяемой и непроверяемой). А помогут нам верные друзья – сказки и сказочные
герои. Итак, в путь.
-
Открыли тетради. Число. Классная работа.
3. Чистописание.
Ее ве ен зе ел ре ет
(на доске)
-
Прочитайте слоги и разбейте их на 2 группы.
- Напишите слоги, которые начинаются с буквы е.
- Какой слог лишний? Почему? (Слово ел).
Егор
Елена Ершов Евгений (на доске)
-
Что общего в словах? Почему?
-
Какие ещё слова пишутся с большой буквы?
-
Разбейте слова на две группы (имена – фамилии, женские – мужские).
-
Запишите фамилию.
4. Работа по теме.
1. – Кто такой Ершов? (Писатель, написал сказку
«Конёк-Горбунок»).
Начало сказки (4 строки на
листочках).
За г_рами,
за д_лами,
За ш_рокими м_рями,
Против неба – на з_мле
Ж_л ст_рик
в одном с_ ле…
-
Прочитаем хором.
Задание: запишем с
комментированием по строчкам.
- Что нужно сделать, чтобы проверить
безударную гласную в корне?
Вывод:
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно поставь
под ударение.
2. – К нам в гости пришли сказки, но они
заболели (на доске).
«К_нёк-Г_рбунок»
«Аленький цв_точек»
«Гуси- Леб_ди»
«З_лотой ключик»
«Петушок и б_бовое зёрнышко»
«Мужик и м_дведь»
Задание: вставьте пропущенные
буквы, подберите устно проверочные слова.
(сигнальные карточки)
- Разделите названия сказок на 2 группы. ( о животных – бытовые, авторские
– русские народные).
- Какое слово не можем проверить? Почему?
(Словарное слово медведь, непроверяемая гласная).
5. Физминутка. Игровой
момент.
-
Положите головы на парту. Закройте глаза. Расслабтесь,
представьте себе те картины, которые описывает А.С. Пушкин.
(Учитель читает и раскладывает «следы»
по полу)
У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы неведомых зверей…
-
Открыли глаза. Поднимите головы. Посмотрите, на полу следы. Следы непростые, на
них написаны слова.
Задание: разделимся на 2 команды:
1 ряд
3 ряд
Собрать следы только со Собрать
следы только со
словами, где проверяемая словами, где
непроверяемая
безударная гласная и встать безударная гласная (словар. слова)
у окна. и
встать у двери.
Слова для
справок: садовник, берёза, лисица,
медведь, сапог, мороз, девочка, сорока, весело, пчела, доброта, цветок,
теремок, толстяк, козлёнок, старик.
- Какие допустили ошибки?
- Почему их допустили?
- Какие из этих слов встречали в сказках?
6. Работа по теме (дифференцированное задание).
- По следам дошли к следующему заданию.
(На доске плакаты с заданиями).
- Прочитайте предложения. Из каких сказок
они взяты?
Задание: выписать слова с
пропущенными буквами, написать проверочные слова, обозначить орфограмму (
ударение, _).
Зелёные Жёлтые, красные
А на пригорке з_лёном
цв_тёт Яблоня засл_нила ветками, прикрыла
цв_точек аленький кр_соты
невиданной.
л_сточками,
гуси-леб_ди прол_тели.
Скорая
помощь: Красивый
Красный
Красавица
Краше –
выберите проверочное слово.
- Проверим.
7. Самостоятельная работа (дифференцированное
задание).
Звучит музыка.
- Из какой сказки прозвучала музыка?
- ________ принёс для вас задания в
конвертах.
Красные
Задание: замени одним словом и запиши через запятую.
(Подсказка: словарные слова).
Составь предложение с одним
из слов и запиши.
1.
Верхняя одежда (Пальто)
2.
Средство передвижения (Машина)
3. Как
называется предприятие, где делают машины (Завод)
4. Прыгает
ловко,
Любит
морковку (Заяц)
5. С
хозяином дружит, дом стережёт,
Живёт
под крылечком, хвостик колечком (Собака)
6. Кто
чирикает? (Воробей)
7. Кто
стрекочет? (Сорока)
Жёлтые
Задание:
устно объясни написание и значение
слов. Составь и запиши предложения с этими словами.
Л_нейка, гн_здо, п_ла,
скв_рец.
Зелёные
Задание: вставь пропущенные буквы и запиши слова. Составь устно
рассказ, используя эти слова.
В_сна, т_пло, прил_тели,
гн_здо, пт_нец, вес_ло, щ_бетать.
- Проверим.
8. Итог урока. Оценки.
- Чем занимались на уроке?
- Поднимите руки, кому понравилось? Кому
нет?
Д/з упр. + попробуйте составить загадки о весне, солнце,
ручейке (по выбору).