К р и т  —  к о л ы б е л ь  е в р о п е й с к о й  ц и в и л и з а ц и и

 О том, как
маленький
народ повлиял
на весь мир


 Легенды острова Крит:
—  о Зевсе
   —  о Европе
—  о Тесее
   —  о Дедале

 Открытие критской цивилизации

 Экскурсия
по лабиринту


 Минойское искусство

 Трагедия острова Крит

 Фотоальбом

 Книги

 Ребусы

_________________


______________


автор сайта
Жителими острова Крит были созданы оригинальные художественные образцы, на которые позднее опиралась в своем развитии культура Древней Греции.
Рассмотрим фреску, изображающую совсем юную девушку в профиль. Огромный глаз изображен, как на египетских росписях, в фас. У красавицы оживленное лицо, на вздернутый нос, полные красные губы, на пышную прическу из черных кудрей. Ее платье отделано кружевом. Обольстительное создание! Становится ясно, почему романтичный Артур Эванс, обнаружив этот фрагмент фрески, сразу же окрестил изображенную кокетливую девушку «Парижанкой»!

Парижанка, фреска из Кносского дворца


Все зиждется на воображении археологов и реставраторов

А вот другая фреска — «Дамы в голубом», которые наблюдают какое-то состязание или праздничную церемонию. Благодаря фреске, мы можем судить о том, какой красивой была одежда критянок. Дамы одеты в яркие, замысловатого покроя платья, как будто созданные современным парижским кутюрье. У дам осиные талии, стянутые корсетами — уже в те времена критские модницы хотели казаться стройными. Грудь (по легкомысленной моде того времени) было принято оставлять открытой. На острове в любое время года было тепло — многие условности не нужны.
Изысканные наряды дам напоминают туалеты богинь со змеями. Обратите внимание на изящные руки дам, затейливые прически, перевитые жемчугом, маленькие ротики с полузастывшей улыбкой.

Дамы в голубом, фреска из Кносского дворца

Обычно женщины ходили босыми, но самые знатные надевали туфли из белой кожи, украшенные вышивкой или бисером. Археологи обнаружили на Крите много украшений: заколки, цепочки, браслеты, ободки для волос, колечки. Украшения носили и знатные мужчины (ленты и браслеты).
Многочисленные изображения женщин дают основания предположить, что они занимали почетное место в обществе. Женщина пользовалась у критян большей свободой и уважением, чем позднее в Древней Греции или Риме. Об этом говорят сцены из жизни женщин, представленные на фресках дворцов на Крите. Она не была затворницей, и ее жизнь не замыкалась на домашних заботах. На Крите женщины работают рядом с мужчинами в поле и в гончарных мастерских, они занимают почетные передние места в театре и на играх. Сохранился фрагмент фрески, представляющий женщину, едущую на охоту на колеснице.
Кадр из фильма «Приключения Одиссея»


Женская статуэтка, Леди Ауксер, остров Крит


Золотой диск с изображением женщин, гробница, остров Крит

А вот перед вами прекрасный юноша с тонкой талией, в царской диадеме, украшенной пышными перьями, такой гордый и властный, что его величают «Шагающим принцем». Медленно и плавно движется он по цветущему лугу из лилий. В руках у него жезл — символ власти. Фигура юного принца «построена» (изображена) по египетскому канону: плечи, грудь, глаза даны в фас, лицо и ноги — в профиль.
Шагающий принц, Процессия, фрески из Кносского дворца
     

Археологические раскопки открыли на острове Фера (недалеко от острова Крит) город Акротири, современный дворцам Крита, а в домах погибшего от извержения вулкана города — прекрасные настенные росписи. Нарисованные на штукатурке геометрические и растительные мотивы, фигуры людей и животных украшали общественные здания и частные дома. Изображения элегантно одетых женщин послужили поводом для названия одного из домов Святилищем Дам.
В этих фресках покоряет подчеркнутая элегантность жестов и поз красивых женщин. Движения дам плавны и медлительны. Они грациозно протягивают руки или медленно шествуют, совершая ритуальные действа. Изображенные почти в натуральный рост, изящные дамы как бы участвуют в событиях, происходящих в помещении.

Жрица с фимиатерием — сосудом для воскурений,
фреска из Святилища Дам, остров Фера

А на этой замечательной фреске из Святилища Дам запечатлена сцена детского кулачного боя. На руках одного из мальчиков — бойцовские перчатки, о существовании которых в столь давние времена никто не мог и предположить.
Борющиеся мальчики, фреска из Святилища Дам, остров Фера

В Святилище Крокусов (так называли самый южный особняк, стоящий близ моря на острове Фера) совершался великий праздник-мистерия. Священная процессия, вос­производившая ход солнечного светила, заканчивала в нем свой путь. Почти все росписи Святилища Крокусов посвящены теме срывания крокусов, обладавших священным действием. Девушки срывают цветы и подносят их богине. Художник стремится передать красоту покрытого тонким узором женского одеяния и прозрачность ткани.

Девушка, срывающая крокусы,
фреска из Святилища Крокусов, остров Фера

На стенах мы найдем также и изображения зверей, птиц, дельфинов и рыб.

Синие обезьяны, фреска, остров Фера


Обезьянка, карабкающаяся по скалам, фреска, остров Фера


Дельфины, фреска из Кносского дворца


Двухглавая птица, фреска из Кносского дворца


Синяя птица, фреска из Кносского дворца

Во фресковых росписях Кносского дворца нередко присутствует мотив лилии. Постоянное присутствие этого мотива явно говорит о каком-то особом, сакральном значении этого растения для островитян. Сегодня этот образ не поддается точной расшифровке.
Лилии в саду, фреска из Кносского дворца

Минойское искусство — наиболее радостное и лучезарное из всех древних искусств. Фрески неизменно поражают свежестью и естественностью. Изящные юноши и девушки ведут беззаботный образ жизни; дельфины и рыбки скользят по волнам, скачут «летучим галопом» критские животные... Этот прием успешно позволял изобразить стремительность движения. Яркие, насыщенные цвета использовались в минойском искусстве не только на фресках, но и в архитектуре и керамике.

А сейчас взгляните еще на одну фреску. Кносский дворец буквально напичкан изображениями быка, его знаками и символами. Эта фреска изображает игры с быком, почитавшимся на Крите священным животным. Эти первые в истории человечества корриды были любимым зрелищем обитателей острова. Интересно, что в качестве тореадора могли выступать и девушки — еще одно свидетельство равноправия женщин!
Игры с быком


Игры с быком


Золотое кольцо с изображением игр в быком

Вот мчится, едва касаясь земли, разъяренный огромный бык. На его рогах повисла акробатка — она собирается сделать головокружительный прыжок через голову быка. Еще одна гибкая девушка, закончив смертельную игру, уже проворно соскочила на землю. А над спиной делает сальто-мортале («смертельный прыжок») отважный юноша.
Некоторые акробаты несомненно, получали увечья или даже погибали в таких соревнованиях — на некоторых фресках запечатлены несчастные случаи: бородатый мужчина, пронзенный рогами быка, юноша, сбитый на землю и погибающий под копытами разъяренного животного.


Можно представить, как восхищались зрители мастерством и мужеством акробатов, рискующих жизнью!
Вы, конечно, знаете, что в Испании и в Америке и в наше время можно увидеть корриды (или родео) с быками. Интересно, что и испанские тореадоры и американские ковбои сомневаются в возможности выполнить трюк, изображенный на этой фреске — очень уж велика скорость быка.
А вот фотографии священных сосудов — ритoнов. Они выполнены в виде бычьей морды с глазами из черного хрусталя. Рога выполнены из чистого золота. Величественный бык! Именно его облик принял Зевс, когда он покорно лег у ног прекрасной Европы. А может ритон изображает голову грозного Минотавра. Такое произведение искусства может быть создано после размышления над этими мифами.

     

Кстати, очень интересное предположение сделал Эванс. Он полагает, что во время торжественных обрядов царь надевал маску священного быка. Со временем о переодевании царя забыли и стали верить в Минотавра.


На Крите найдены многочисленные глиняные таблички, печати, керамические изделия с письменами; но до сих пор никто не смог расшифровать минойское письмо; таблички пока ждут тех, кто их прочтет. Может это сделает кто-то из вас? Эта письменность сочетает себе пиктографию и иероглифы.
Интересно, что письменные символы на фестском диске не нарисованы, а отпечатаны; это первое в мире печатное издание — на 3 тысячи лет раньше «Библии» Гутенберга!!!

Фестский диск, найден в 1908 году, 16 см, 242 символа


Второй вид критского письма, также не расшифрован

Семиструнная лира и флейта (с 8 отверстиями и 14 нотами) были впервые изобретены на острове Крит. Минойцы были также искусными резчиками, кузнецами и ювелирами.
Высокого мастерства достигло гончарное искусство, и в особенности вазы стиля Камарес. Свое название стиль получил благодаря месту, где обнаружены эти удивительные предметы — в священной пещере на горе Ида. Геометрический и спиралевидный орнамент, фантастические и природные мотивы, стилизованные фигуры людей, растений, животных, написанные белым, желтым, красным, оранжевым, разбросаны по черной или красно-коричневой поверхности сосудов.
Формы керамики были самыми разнообразными: небольшие чашки и кубки, вазы для фруктов, горшки, кувшины с тончайшими стенками. Критский гончар подписывает свои изделия, его торговая марка популярна в Средиземноморье.






Гончар создает не только красочные вазы с изображениями животных, рыб, изящных цветов. Он лепит и декоративные пластины и панно из яркой глины, раскрашивает их, ваяет статуэтки богинь...

Керамическая ваза


Ритон из горного хрусталя


Майолика

При раскопках Артур Эванс однажды принял вылепленного из глины и покрытого эмалью краба за ископаемое.


Критяне хоронят своих мертвых в глиняных гробах; чтобы под землей они не испытывали нужды, им кладутся предметы туалета, еда, глиняные фигурки женщин, которые будут ласкать и утешать их на том свете. С хорошим игроком кладут шахматную доску, с музыкантом — глиняный оркестр, с тем, кто любит море — лодочку. Иногда из экономии хитрый критянин вместо настоящей еды кладет в могилу глиняных животных.
И в заключение, посмотрите несколько иллюстраций современных худож­ников по теме «Крит».




К следующей главе   /   К предыдущей главе