СОШ 8 Подольск, МХК, Еврипид, Андромаха




  « И л и а д а »   —   б и б л и я   г р е ч е с к о г о   н а р о д а

О Гомере

Яблоко
раздора


Суд Париса

Леда и Зевс

Похищение
Елены


Юность Ахилла

Ифигения

Осада Трои

Гнев Ахилла

Прощание Гектора с
Андромахой


Бой Ахилла
с Гектором


Гибель Трои

Парис и Энона

Книги

Ребусы ______________

______________

автор сайта


§ 10. Еврипид «Андромаха»
(краткое содержание)

Трагедия Еврипида «Андромаха» (411 год до нашей эры) изображает тяжелую долю несчастной вдовы Гектора, которая после взятия Трои была отдана наложницей сыну Ахиллеса Неоптолему (Пирру). Она живет во дворце старца Пелея, деда Неоптолема.
Андромаха страдает от сознания своего жалкого положения, от сознания, что она должна быть любовницей Неоптолема, который является сыном Ахиллеса, убийцы ее мужа Гектора. Она оплакивает гибель Трои, любимого мужа, ненавистный новый брак и свою рабскую долю. Ей «страшно из благородства в рабство перейти». Андромаха завидует Поликсене, которая была принесена в жертву на могиле Ахилла. Героине «слаще смерть, чем бедственная жизнь».

Лейтон Фредерик, Пленница Андромаха


Чтобы увидеть картины Лейтона, нажми здесь:

Законная жена Неоптолема Гермиона, дочь Елены и Менелая, ревнует Андромаху к своему мужу; ревность тем сильнее, что у Гермионы нет детей, а Андромаха рожает от Неоптолема сына, Молосса. Гермиона считает, что троянка напустила на нее порчу и сделала бесплодной, и хочет убить ее и ее маленького сына. Для исполнения своего коварного плана Гермиона, пользуясь отсутствием мужа, призывает своего отца Менелая.
Андромаха, упрежденная рабыней, скрывается в храме Фетиды, моля богиню о спасении. Гермиона угрожает поджечь храм. Но Андромаха не устрашилась и только посмеялась над разгневанной царицей. Тогда Менелай приводит к храму сына Андромахи и предлагает ей жестокий выбор: «самой лишиться жизни или дитя ... отдать ножу? Из вас двоих один на свете лишний.»
Андромаха готова сама умереть, лишь бы спасти жизнь своего ребенка. Она спускается с алтаря храма, но вероломный Менелай не сдержал своего слова, — он решил убить и мать и ее сына. Несчастную Андромаху вместе с сыном уже готовят к казни, как вдруг приходит старый царь Пелей, дед Неоптолема, и, возмущенный жестокостью Менелая и Гермионы, освобождает бедную Андромаху и ее сына.
Причем Пелей произносит гневную речь, которая, несомненно, выражала антиспартанские настроения самого автора. Он говорит, что спартанские вожди присваивают себе славу, добытую простыми воинами, именно эти-то и сражаются, а вожди пользуются плодами их ратной силы. Старец упрекает Менелая в том, что он ради своей развратной жены Елены поднял всю Элладу в поход против Трои, и столько людей погибло из-за нее, столько матерей и отцов лишились своих сынов. Пелей клеймит Елену, называет ее развратной, самой подлой из всех подлых женщин.
Герен Пьер Нарсис, Андромаха и Пирр, 1810
Герен Пьер Нарсис (1774-1833), французский художник.

* Чтобы увидеть картины Геренa, нажми здесь:

Дальше начинается вторая линия развития сюжета. Гермиона, боясь, что муж Неоптолем накажет ее за жестокое отношение к Андромахе, просит приехавшего Ореста (племянник Менелая) увезти ее подальше от семьи, на что Орест с радостью соглашается, потому что когда-то Гермиона была обручена с ним. Орест увозит Гермиону в Спарту, и возбужденные его интригами дельфийцы убивают Неоптолема.
Герен Пьер Нарсис, Гермиона отвергает Ореста
Герен Пьер Нарсис (1774-1833), французский художник.

* Чтобы увидеть картины Геренa, нажми здесь:

В конце пьесы является богиня Фетида и предвещает счастливую будущность Андромахи и Молосса; эта искусственная развязка имеет целью произвести в зрителях успокоительное впечатление.
Вся трагедия проникнута враждою к Спарте; это чувство внушено Еврипиду современными отношениями; Спарта и Афины находились тогда в войне между собой. Еврипид с удовольствием изображает в Менелае суровость и коварство спартанцев, в Гермионе безнравственность спартанских женщин.

В новое время образ Андромахи был воплощен в трагедиях Расина «Андромаха» (1667) и Катенина «Андромаха» (1809-1819).



К предыдущей главе