СОШ 8 Подольск, МХК, Еврипид, Троянки




  « И л и а д а »   —   б и б л и я   г р е ч е с к о г о   н а р о д а

О Гомере

Яблоко
раздора


Суд Париса

Леда и Зевс

Похищение
Елены


Юность Ахилла

Ифигения

Осада Трои

Гнев Ахилла

Прощание Гектора с
Андромахой


Бой Ахилла
с Гектором


Гибель Трои

Парис и Энона

Книги

Ребусы ______________

______________

автор сайта


§ 11. Еврипид «Троянки»
(краткое содержание)

В трагедии «Троянки» (415 год до нашей эры) изображаются безмерные страдания пленных троянок, особенно женщин из семьи Приама, показаны картины ужасных разрушений, которые несет с собой война, даны картины гибели ни в чем неповинных женщин и детей.
Обычно в греческой поэзии воспевалась Троянская война, Еврипид же имел гражданское мужество сказать, что эта война не была справедливой и что она принесла с собой неисчислимые бедствия, страдания побежденным троянцам. Он смело заявил, что в этой войне, как и в других войнах, победители часто бесчеловечны в отношении побежденных.
Трагедия начинается с пролога, который состоит из диалога Посейдона и Афины. Бог Посейдон, который строил некогда стены Трои, теперь прощается с этим городом, взятым победителями и подожженным ими. Посейдон возмущен действиями греков, которые всюду сеют смерть и разрушение. И Посейдон вещает, что «смертные, которые разрушают даже храмы и могилы, ответят за это, — на них падет кара». Афина, которая помогала грекам, также осуждает их поведение в отношении побежденных троянцев.
Еврипид со всей гуманностью изобразил троянцев, которые правы, потому что защищали свою родину, что греки не должны были из-за красавицы Елены, которая увлеклась Парисом, вести военные действия, разрушать Трою, убивать ее женщин и детей.
Драматург с необычайной силой показывает горящую Трою и пленных троянок, которых греки ведут на свои корабли. Тут и старая жена Приама Гекуба, тут и ее дочери Кассандра и Поликсена, тут толпы пленных троянок. Все они страдают, потому что гибнет родина, рушится всякая надежда на лучшее будущее, потому что погибли их отцы, мужья, братья, сыновья.
К троянкам приближается посланец от греков-победителей Талфибий и говорит Гекубе, что ее дочь Кассандра будет отдана наложницей Агамемнону, другую дочь, Поликсену, принесут в жертву на могиле Ахиллеса, ее сноху, жену Гектора, Андромаху, отдадут сыну Ахиллеса Неоптолему, а сама Гекуба станет служанкой, рабыней Одиссея.
Кассандра в отчаянии вопит, в исступлении она кричит слова брачного гимна, издеваясь над своим жребием быть наложницей Агамемнона. В безумии она танцует и зовет мать принять участие в брачном танце. Эти вопли безумной Кассандры должны были производить большое впечатление на зрителей.
Придя в себя, Кассандра говорит матери, что троянцы счастливее греков, потому что они умирали за родину, а греки гибли во время войны, как захватчики. «Избегать войны это обязанность каждого мудрого человека, но если война уж приходит, то надо умирать с честью за родину».
На сцене появляется Андромаха со своим маленьким сыном Астианаксом. Она в тоске вспоминает своего милого, столь любимого ею Гектора. Вся ее речь это надгробный плач по убитому мужу. «И ты, мой милый Гектор, погиб! Все было великим в тебе, и разум, и смелость, и благородство! Теперь нет тебя больше со мной, и корабль увезет меня в Грецию, меня, пленницу, которой суждено нести ярмо рабыни!»
У Андромахи единственное, что осталось, — сын Астианакс. Но жестокие победители вырывают его из ее рук для того, чтобы убить, сбросить с высокой стены. Андромаха в отчаянии, она умоляет оставить ее сына, ведь ребенок ни в чем не виноват перед греками, но победители неумолимы. Андромаха со стоном целует своего сына, своего единственного ребенка, несутся ее вопли.

Одиссей сбрасывает Астинакса со стены Трои

Около пленных троянок появляется Менелай с Еленой. Гекуба с ненавистью разоблачает Елену, когда та пытается оправдать себя и говорит, что всему виной Парис, который увез ее при помощи богини Афродиты, что она пострадала, таким образом, из-за своей красоты. Гекуба с логичностью судьи по пунктам разбивает ее доводы. Она говорит, что ни Афродита, ни Афина, ни Гера тут не при чем, что Елена просто не устояла перед красотой Париса. Кроме того, Гекуба говорит, что Елену привлекали роскошь и богатство Трои. Гекуба напоминает Елене, что сколько раз она ей предлагала уехать из Трои домой, в Спарту, и этим положить конец войне, но всегда получала отказ.
Гекуба обращается к Менелаю с призывом убить Елену, как виновницу стольких страданий. Менелай уводит Елену с собой.
Трагедия достигает высшего своего напряжения, когда появляется снова Талфибий и приносит окровавленный труп Астианакса. Он сообщает, что Андромаху увез с собой как наложницу Неоптолем, который по ее просьбе разрешил положить тело мальчика на щит его отца Гектора и в нем предать земле. Со сцены снова слышится погребальный плач Гекубы и ее проклятия грекам. Она причитает над трупом внука.
Финалом «Троянок» становится сцена сожжения Трои эллинами.

Эта трагедия не трагедия напряженного действия, это трагедия глубочайших человеческих переживаний. Композиционно она состоит из ряда картин, изображающих страдания ни в чем неповинных женщин и детей, которых взяли в плен греки, победители Трои. В изображении человеческих страданий Еврипид не знал себе равного в античной литературе. Эта трагедия даже в чтении производит большое впечатление. Она призывает к миру, она внушает презрение к захватчикам-воителям.



К предыдущей главе